Покровская Марина Геннадьевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДТ» город Абакан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №42643
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Волшебные краски зимнего пейзажа
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №42643


М.Г. Покровская, 

педагог дополнительного образования, МБУ ДО «ЦДТ»,

 г. Абакан, Республика Хакасия, Россия 

 

Волшебные краски зимнего пейзажа 

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Во время занятий изобразительной деятельностью у ребенка развиваются воображение и фантазия, пространственное мышление, зрительное восприятие. Он учится наблюдать, анализировать, запоминать, понимать прекрасное. Приобретая практические умения и навыки, обучающийся получает возможность удовлетворить потребность в самореализации и социальной адаптации.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебные краски», согласно Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, ориентировано на создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность при сохранении традиций классического искусства.

Один из разделов  программы посвящен  изучению такого жанра изобразительного искусства, как  пейзаж, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Картины с зимними пейзажами – это завораживающая с первого взгляда сказка. Красивый белоснежный снег накрывает все белоснежной шубой, создавая красивейшие пейзажи, которые вдохновляют многих любителей рисовать.

Зимний пейзаж дарит зрителю те самые чувства, которые он мог получить от прогулки в зимний день в лесу. Картины с зимним пейзажем не пестрят разнообразием цвета, и содержат сдержанную палитру, но очень простыми и однотонными их назвать нельзя. Зимние пейзажи полны серого цвета, оттенков голубого, разной тональности белого, нежных розовых оттенков и других цветов. От раннего зимнего утра в солнечных лучах до тёмного вечера, просто невозможно отобразить несколькими цветами, для зимнего пейзажа требуется вся палитра, но менее насыщенной тональности.

Чаще всего в зимних пейзажах изображаются заснеженные деревья, холодное небо, спящая природа и неспешно идущая жизнь, главный смысл картин ожидание прослеживается в каждом пейзаже. Картины с изображением зимнего времени года – это замечательные подарки и украшения для любого интерьера, даже для людей, совершенно не любящих зиму и холодные, короткие дни. 

Традиционные для нас, россиян, зимние пейзажи: высветленный колорит, сильные тональные контрасты, нежные цвета задают лирическое настроение, напоминают о любимых новогодних праздниках и успокаивают. Рисование заснеженного пейзажа требует особого подхода и продуманных действий в живописи. Важные принципы в работе с зимним пейзажем: 

 Светлый низ. В традиционном пейзаже (летний, весенний, осенний) небо на много светлее земли. Мы привыкли именно так воспринимать не только произведения живописи, но и саму окружающую действительность: земля плотная, тёмная, а небо светлое, прозрачное, да ещё и подсвечивается солнцем. Зимний же из-за короткого светового дня и почти постоянного сумеречного освещения в контрасте с белым снегом, закрывающим землю, верх наоборот выглядит тёмным, а низ светлым. Именно это отличает зимний пейзаж от любого другого и делает его особенно привлекательным и необычным. Внимательно изучите небо. По сравнению со снегом небо на картине всегда выглядит темнее. Едва ли не самое сложное для художника — это научиться понимать, что все элементы композиции тесно взаимосвязаны, а значит, каждый мазок краски должен быть оправдан и занимать предназначенное ему место. Чтобы передать яркие световые блики. В этом случае правильнее нанести густые мазки светлой краски поверх нижнего слоя более темных тонов.

Важны тональные отношения прежде всего. Если в летнем пейзаже можно сразу броситься намешивать зелёные цвета, то в зимнем пейзаже цвета малонасыщенны, загашены. Цветовое состояние дня зимой выявляет для художника массу хроматических серых цветов и оттенков, которые, естественно, разнообразны по цветовому тону и насыщенности, но, в первую очередь, они отличаются по светлоте. Поэтому, во время рисования зимнего пейзажа, уделите особое внимание, большим тональным отношениям в самом начале работы. Определитесь, что темнее, а что светлее и на сколько: небо, земля, снег, деревья, архитектура? Это поможет выдержать точность отношений тона, взятых в натуре, у себя в холсте или листе, что сделает вашу живопись пейзажа реалистичной, точной, грамотной, красивой.

Цветовая схема (эскиз пейзажа) – основа работы. В живописи колорит – важнейший показатель качества картины. А чтобы колористическое решение зимнего пейзажа было точным и изящным, лучше позаботиться об этом заранее. На большом холсте немудрено запутаться в цветовых отношениях в погоне за разнообразными полутонами и переходами цвета. Для этого, перед тем, как рисовать картину, выполняют подготовительный эскиз. Эскиз лишён деталей, он нужен для определения и отслеживания основных цвето-тональных отношений, в пейзаже, в нашем случае. Именно в маленьком эскизе можно показать разницу в больших отношениях не только по тону, но и по цвету. Какого цвета снег: розовый, серо-голубой, желтоватый? Какого цвета небо: буро-коричневое, сизо-сереневое? А какого цвета деревья зимой? Уж явно не коричневового-сероватые, голубые, бледно-охристые. Намешайте точный цвет для каждого объекта в соответствии с окружающими его цветами в зимнем пейзаже, а к ним уже подберите подходящие оттенки в итоговой работе.

Нет чистых, ярких цветов – все цвета составные, сложные. Да, зимний пейзаж даже в ярком, искусственном вечернем освещении не такой насыщенный, как летний, и уж тем более – осенний. Но и ахроматическими серыми цветами его не напишешь. Поэтому, например, чтобы написать снежный день в городе или нарисовать зиму в деревне, придётся постараться создать сложные, красивые, малонасыщенные цвета и оттенки, в большинстве своём, высветленные. Для этого, в чистые замесы: голубые, оранжевые, сиреневые, помимо белил стоит добавлять ахроматический серый (белый+чёрный). Такая смесь немного замутнит цвет и придаст ему благородное звучание состояние зимнего дня. Кроме того, можно “гасить” насыщенность цвета и другими хроматическими (цветами спектра) цветами, но помните, что дополнительные (противоположные по цветовому кругу) цвета напрямую смешивать друг с другом не рекомендуется.

Текстура снега. Имеет значение и то, какой именно снег вы рисуете. Только что выпавший, лёгкий, нежный чистый снежок уместнее написать светлыми, едва уловимыми холодными оттенками; полежавший несколько дней снег выглядит уже темнее – его лучше писать сероватыми, сизыми, чуть тёплыми оттенками. Подтаявшая и заледеневшая верхняя корочка снежного покрова будет сильно отражать все цвета и оттенки окружения – такой снег рисовать можно желтоватыми, оранжеватыми, зеленоватыми оттенками, в зависимости, от цветов окружающих объектов. А вот тяжёлый февральский и мартовский снег можно изобразить тёмным, синими оттенками теней и насыщенными охристо-рыжими оттенками в свету.

 Рефлексы на снегу. Снег, как и всё белое, отражает всё цветное, что только может отразиться – яркую одежду лыжников, цвета архитектуры, рекламные растяжки, цветной свет фонарей и фар машин вечером, и так далее. Постарайтесь передать эти рефлексы на снегу в живописи небольшим подмесом цвета отражённого объекта к локальному цвету самого снега, которого нашли в подготовительном этюде.

Тепло-холодность.  Оттенки снега бывают не только цветные, но и отличаются по тепло-холодности. Здесь, как и в любой другой живописи закон тепло-холодности работает. Определитесь, каково освещение в зимнем пейзаже. Тёплый свет яркого солнца и яркие холодные тени дадут весёлое настроение солнечного зимнего дня, передать его можно сочетанием оттенков желтоватых в свету и голубовато синих, в тени, красок. Сумеречный холодный свет и снег осветит холодом – сине-фиолетовые, изумрудные, бирюзовые оттенки тут будут как раз кстати. А тёплые, тяжёлые, полные снега коричневато-серые тучи в лежащем на земле снеге отразятся едва заметными, коричневатыми оттенками, а если их дополнить фиолетово-серыми холодными тенями, то пейзаж будет особенно красивым и точным по цвету.

Цвет снега не белый и не серый – внутри основного оттенка снега тоже есть тонально-цветовой диапазон. Цвет снега меняется не только в зависимости от освещения и общего состояния природы зимой, но и от формы, на которой он лежит. Белые сугробы, поворачиваясь к свету боком, выглядят объёмными и разными по цвету и тону в разных участках, следы на снегу отличаются по цвету от самой снежной глади, цвет снега на деревьях совсем не такой, как, на земле. Оттенки, составляющие основной цвет снега и обогащающие его, тоже имеют значение в пейзаже. Используя темные тона, избегайте черной краски — гораздо лучше создавать «живые» темные тона с помощью жженой умбры или ультрамарина. В заснеженном лесном пейзаже добрую службу вам могут сослужить глубокие зеленые тона, такие, как сине-зеленый (виридоновый) или оливково-зеленый.

Воздушная и цветовая перспектива. Обратите внимание, как меняется тональность и цвет снега, по мере его удаления от зрителя к линии горизонта. Затемняется или высветляется дальний план? Замутняется (становится более нейтрально серым) или усиливается насыщенность цвета снега по мере приближения к линии горизонта? Что происходит с силуэтами объектов пейзажа по мере удаления? Теряется ли объём предметов и степень их детализации по мере удаления? Всё это важно передать в вашей работе.

Фактуры в зимнем пейзаже. Стоит обратить внимание и на то, какой именно снег мы пишем – гладкое, нетронутое заснеженное поле, накатанную зимнюю дорогу, протоптанную в лесу тропинку и так далее. Обратите внимание, какой именно фактуры снег, и как его лучше изобразить красками: мазками кисти, лессировками сделать набрызг жидкой краской, чтобы нарисовать летящие снежинки во время снегопада. Во время работы с фактурами на снегу, не забывайте, что по мере удаления в пейзаже фактуры становятся менее крупными, а на дальнем плане исчезают. Не переборщите. В конце концов, ведь даже положенные в разных направлениях щетинной кистью мазки краски тоже задают красивую пейзажную фактуру.

Актуальность занятий в студии изобразительного искусства «Волшебные краски» состоит в том, что в результате деятельности раскрывается потенциал детей. После таких занятий обучающиеся  другими глазами видят свою малую Родину, делают для себя очередное открытие,  повышается эмоциональное восприятия природы родного края,    а изучение  творчества русских художников пейзажистов разных времен способствует формированию духовно-нравственных качеств обучающихся. Задача педагога помочь создать свою неповторимую работу и передать в рисунках неброскую красоту русских пейзажей с помощью классических приемов и нетрадиционных способов изображения.

Волшебные краски зимнего пейзажа