Разговор со школьниками «Поговорим о милосердии»
Цель: Формирование потребности в милосердном отношении к окружающим.
Задачи:
– воспитывать чувство любви и милосердия к окружающим
– расширить кругозор учащихся, познакомить детей с милосердными поступками
– закреплять и развивать положительные тенденции в поведении, основанные на гуманистических нормах.
Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.
Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.
Оборудование: презентация, чистые листы бумаги, ручки, проектор, компьютер.
- Орг.момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о милосердии. Давайте об этом порассуждаем. Что такое милосердие? Это состояние души человека, традиционная черта русского народа. Оно не пришлое и не уходящее. Оно передается из поколения в поколение. Первым историческим примером, вписанным в историю русского милосердия , является договор русских князей Олега и Игоря с Византией о выкупе русских пленных . Этот факт был описан после принятия христианства на Руси в 988 году, как жест любви к своему народу, связанного христианской верой. И даже на протяжении тысячи с лишним лет это проявление любви, заботы о ближнем, доброте. помощи переходит из столетия в столетие. Мне бы хотелось остановиться на некоторых примерах истории , говорящих о милосердии русского общества. Слайд №1
– Кто из вас слышал о докторе Осипе Мочутковском из Одессы?
(ответы детей). СЛАЙД №2
Это врач, который провел над собой эксперимент с сыпным тифом в 1876 году, чтобы найти лечение. В результате этого эксперимента, получив множество болезней, он нашел лечение этой страшной болезни. Когда человек заведомо зная, что он может умереть. думает о спасении тысяч, может ли этот факт служить примером милосердия, как вы думаете ?
_Ответы детей_( да, это, действительно, великий пример милосердия).
-Ребята, а кто знает историю акции «Белый цветок?», которая ежегодно проходит, и мы участвуем в ней, собираем средства на помощь больным детям? (Ответы детей) Слайд №3
В 1911 году по инициативе государя Николая II стали проводиться «Дни цветков» во многих городах России в пользу туберкулезных больных. В акции принимали участие все слои населения, в каждой семье что-то мастерили и передавали в комитет «белого цветка» Организаторы особенно подчеркивали то, что ценна каждая копейка. По городу ходили барышни и дети с шестами, увитыми символическими белыми цветами. Это идея крепко прижилась в России. Ценность этой акции в том, что в нашем обществе проявляются взаимопомощь, сострадание к ближнему.
Примеров в истории очень много, за 1 урок мы их все не перечислим. Но мне бы хотелось остановиться еще на одном примере из истрии Великой Отечественной войны. В Берлине, в немецком городе есть мемориал в Трептов-парке Воину –освободителю. Знаете ли вы историю этого памятника? (ответы детей) Слайд №4
Памятник установили в 1949 году. А история такая. Во время артподготовки советскими солдатами была замечена лежащая на земле женщина, а рядом с ней сидела маленькая девочка и плакала. Женщина не поднималась. И тогда наш солдат, рискуя своей жизнью, пополз за ребенком. Но дело в том, что не немцы спасали своего ребенка, а русский солдат! И это опять пример милосердия, который присущ русскому характеру.
– Ребята, вы сейчас услышали примеры милосердия истории. А сейчас я хочу вам рассказать о Ване Макарове из Свердловской области.
Слайд №5 В 2014 году он пошел в 1 класс. Рост чуть больше метра, вес-22 килограмма, спас свою одноклассницу, которая провалилась под лед. Взрослые удивлялись, как такой маленький, худенький мальчик спас девочку. И это опять пример милосердия, независимо от времени, возраста человек способен на помощь ближнему, который оказался в беде.
- Работа в группах.- Ребята, а как вы понимаете значение слова «милосердие», какие человеческие качества лежат в основе милосердия. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и записать ответы на листах. (2 минуты).
-Ребята , давайте вспомним случаи милосердных поступков из литературы, из своей жизни или своих близких. (Предлагаю вам выполнить эту работу в группах). Ответы детей. (В дурном обществе» Короленко, «Уроки французского» Распутин, «Кладовая солнца», Пришвин)
Вы молодцы, привели замечательные примеры. А почему люди совершают милосердные поступки? ОТВЕТЫ.
– Ребята, обратите внимание, что в жизни каждый может совершать доброе дело, быть милосердным.
3.Рефлексия.
-Ребята, а что запомнилось вам , взволновало вас из нашей беседы больше всего?
В конце нашей беседы я хочу вам дать сердечки, в них ответьте на вопрос :«Хотели бы вы быть милосердными, проявлять заботу, доброту к ближнему? (да, нет. Ответ подчеркните.)
- Заключительное слово.
Известная русская писательница Мария Прилежаева писала : «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети». Надо постараться сохранить и развить в себе это качество, без которого никак не прожить на свете.
Наш разговор подошел к концу. Огромное спасибо за интересное общение, я надеюсь, что вы многое почерпнули из сегодняшнего разговора, многому у вас научилась и я.