Буклет для приёмных родителей
«Как работает мозг ребенка»
Автор-составитель:
педагог-психолог
Загретдинова А.Р.
Мозг ребенка работает по-разному в зависимости от его возраста и стадии развития. Вот некоторые особенности, характеризующие функционирование детского мозга:
- Большая пластичность: Мозг ребенка обладает большой способностью к изменениям и адаптации к новым ситуациям. Это позволяет детям быстрее и эффективнее осваивать новые навыки и знания.
- Быстрый рост: Мозг ребенка растет и развивается очень быстро в первые годы жизни. В это время происходит формирование основных структур и соединений между ними.
- Формирование нейронных сетей: Ребенок активно формирует нейронные сети, которые отвечают за различные когнитивные функции, такие как восприятие, мышление, внимание и память.
- Эмоциональность: У детей мозговые структуры, отвечающие за эмоции, развиты не полностью. Это может объяснять их частые эмоциональные реакции и трудности в саморегуляции.
- Развитие языка: Мозг ребенка активно развивает языковые навыки в раннем возрасте. В этот период дети осваивают основы своего родного языка и начинают процесс приобретения речи.
- Сенсорная обработка: Мозг ребенка активно развивает способность обрабатывать информацию из окружающего мира через ощущения. Для них важно развитие таких навыков, как слушание, зрение, обоняние, осязание и вкус.
- Становление самоконтроля: Мозг детей постепенно развивает способность к самоконтролю и сдерживанию импульсов. Это объясняет, почему дети могут быть менее рациональными и имеют трудности с соблюдением правил и норм поведения.
Важно отметить, что каждый ребенок уникален, и у них могут быть индивидуальные особенности функционирования мозга и психики.
Различия в генетической предрасположенности, окружении и опыте также могут оказывать влияние на развитие детской психики.
Возраст | Этапы развития области головного мозга | Функции |
От зачатия до 15 месяцев | Стволовые структуры | Основные потребности выживания – питание, укрытие защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения |
15 мес – 4.5г | Лимбическая система | Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками |
4.5л – 7 лет | Правое (образное) полушарие | Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления |
7 – 9 лет | Левое (логическое) полушарие | Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования , танцевальных, восприятия музыки, моторики рук |
8 лет | Лобная доля | Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование |
9 – 12 лет | Мозолистое тело и миелинизация | Комплексная обработка информации всем мозгом |
12 – 16 лет | Гормональный всплеск | Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов |
16 – 21 год | Целостная система интеллекта и тела | Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей |
21 год и далее | Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей | Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков |