Загретдинова Айгуль Раисовна
Педагог-психолог
Педагог-психолог МБОУДО ЦППМСП «Семья» г.Уфа
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №42711
Всероссийский конкурс «Консультация для родителей», в рамках проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй»
Наименование конкурсной работы: Буклет для приёмных родителей «Как работает мозг ребенка»
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №42711


 

Буклет для приёмных родителей

«Как работает мозг ребенка»

Автор-составитель:

педагог-психолог

        Загретдинова А.Р.

 

Мозг ребенка работает по-разному в зависимости от его возраста и стадии развития. Вот некоторые особенности, характеризующие функционирование детского мозга:

  1. Большая пластичность: Мозг ребенка обладает большой способностью к изменениям и адаптации к новым ситуациям. Это позволяет детям быстрее и эффективнее осваивать новые навыки и знания.
  2. Быстрый рост: Мозг ребенка растет и развивается очень быстро в первые годы жизни. В это время происходит формирование основных структур и соединений между ними.
  3. Формирование нейронных сетей: Ребенок активно формирует нейронные сети, которые отвечают за различные когнитивные функции, такие как восприятие, мышление, внимание и память.
  4. Эмоциональность: У детей мозговые структуры, отвечающие за эмоции, развиты не полностью. Это может объяснять их частые эмоциональные реакции и трудности в саморегуляции.
  5. Развитие языка: Мозг ребенка активно развивает языковые навыки в раннем возрасте. В этот период дети осваивают основы своего родного языка и начинают процесс приобретения речи.
  6. Сенсорная обработка: Мозг ребенка активно развивает способность обрабатывать информацию из окружающего мира через ощущения. Для них важно развитие таких навыков, как слушание, зрение, обоняние, осязание и вкус.
  7. Становление самоконтроля: Мозг детей постепенно развивает способность к самоконтролю и сдерживанию импульсов. Это объясняет, почему дети могут быть менее рациональными и имеют трудности с соблюдением правил и норм поведения.

Важно отметить, что каждый ребенок уникален, и у них могут быть индивидуальные особенности функционирования мозга и психики.

Различия в генетической предрасположенности, окружении и опыте также могут оказывать влияние на развитие детской психики.

Возраст Этапы развития области головного мозга Функции
От зачатия до 15 месяцев Стволовые структуры Основные потребности выживания – питание, укрытие защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
15 мес – 4.5г Лимбическая система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками
4.5л – 7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления
7 – 9 лет Левое (логическое) полушарие Детальная  и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования , танцевальных, восприятия музыки, моторики рук
8 лет Лобная доля Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование
9 – 12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации всем мозгом
12 – 16 лет Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов
16 – 21 год  Целостная система интеллекта и тела  Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей
21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков

 

Буклет для приёмных родителей «Как работает мозг ребенка»