Пудовкина Жанна Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Детский сад 1» г. Бугуруслан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад 1» г. Бугуруслан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №42840
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Лучшее внеурочное занятие
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №42840


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад присмотра и оздоровления  № 1»

Конспект

По познавательному развитию в старшей группе ( 5-6 лет)

Тема: «Путешествие в страну «Финансия»

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

                                      

                                                                                  Подготовила:

                                               Высшей

                                                                         квалификационной категории

                                                                                 Пудовкина Жанна Сергеевна

Бугуруслан –  2024 год

Тема: «Путешествие в страну «Финансия»».

Цель: формирование начальных представлений финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

 Образовательные:

– познакомить с историей денег;

– обучить детей безопасному обращению с деньгами и банковскими картами;

 расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;

 – формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Развивающие:

развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность ребенка;

-развивать мыслительную активность, любознательность, стремление к достижению цели, инициативе;

– развивать слуховое внимание;

– развивать умение планировать свои действия; соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

 Воспитательные:  

 – воспитывать бережное отношение к деньгам, к труду взрослых;

– воспитывать уважительное отношение друг – другу давая возможность высказаться. 

-воспитывать у детей дружеское взаимоотношение, доброжелательность, желание прийти на помощь;

– способствовать созданию радостного эмоционального настроения у детей.

Работа со словарем: валюта, банкноты, пластиковая карта, бартер, реклама.

Приёмы руководства деятельностью детей:

1.Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей:

– игровой сюрпризный момент – появление воздушного шара – ракеты с письмом;

– использование художественного слова. 

  1. Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД:

приглашение поучаствовать в играх-заданиях с «Монеточкой»;

  1. Приёмы организации практической деятельности детей:

– игра – задание « Реклама»,  игра – задание « Бюджетный перекресток».                                              

  1. Приёмы поддержания интереса у детей: 

– чтение сказки С. Михалкова « Как мужик корову продавал», 

« Три медведя».

  1. 5. Приёмы оценки и самооценки:

– словесное поощрение, похвала в ходе проведения занятия;

– подчёркивание достижений. 

Создание среды для организации и проведения ОД:

-в центре познания: телевизор, ноутбук  с записью музыки, колонка, воздушный шар;

-в центре деятельности: магнитные доски с изображением героев из сказки, столы, вазочки с монетами, белые листы А-4, блокноты по финансовой грамотности, столы с костюмами для сказки.

Дети свободно действуют в центрах. 

Виды детской деятельности в ОД:

Игровая.

Социально – коммуникативное.

Музыкальная.

Восприятие художественной литературы. 

Планируемые результаты:

– дети смогут использовать свои знания в повседневной жизни;

– у детей расширится кругозор, они смогут разумно относиться к деньгам;

– дети узнают о том, как можно экономить деньги и как можно их «защитить».

Интеллектуальные: умеет слушать, анализировать, делать выводы, проявляет познавательный интерес.

Физические:  развитие  двигательной активности.

Критерии оценки деятельности детей в ОД:

– ребёнок активен, задаёт вопросы, проявляет самостоятельность;

– ребёнок активно общается с взрослым, сверстниками, проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому; 

– проявляет доброжелательное отношение к окружающим.

       Предварительная работа

       – беседа об истории возникновения денег;

       – беседа « Что такое бартер?»;

       – беседа « Что такое реклама?»;

       – чтение сказки С. Михалкова « Как мужик корову продавал»;

       – разучивание физкультминутки (музыкальная «Десять самолетиков» Развивающий мультик песенка).

Организация ОД:  Дети располагаются в центре группе. 

 

                                              ХОД  ОД: 

 

I ч. ВВОДНАЯ:

1. Организационный момент.                                    1 мин.

2. Сюрпризный момент «Появление ракеты с письмом»    1мин.             

II ч. ОСНОВНАЯ:

1. Познавательная беседа.                                                      5 мин.

2. Игра – задание « Реклама».                                                3 мин. 

3. Игра « Что можно купить за деньги»                                2 мин.

3. Физкультминутка « Самолетики».                                    1 мин.                       

4. Игра – задание « Бюджетный перекресток».     10 мин.

III Ч. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ: 

5. Подведение итогов.      1 мин.

«Что нового мы сегодня узнали?». 

6. Рефлексия.   1 мин.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 25 мин.


Ход ОД:

1 часть. Вводная:

  1. Организационный момент.

Дети играют в группе. Воспитатель задает детям вопрос

Воспитатель: – Ребята, на какой планете мы с вами живем?

Дети:– Земля. 

Воспитатель: – Как называется наша страна?

– Россия.

Воспитатель: – А хотели бы вы побывать в другой планете?

  1. Сюрпризный момент.

Залетает в группу ракета ( надувная).

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, что это?

Воспитатель: – Правильно, смотрите к ракете прикреплено письмо.

 Давайте прочитаем его.

( Здравствуйте. ребята! Пишет вам Монеточка из далекой планеты Финансия.

Ребята, пожалуйста, помогите мне выполнить домашнее задание по Экономике и получить в школе пятерку. Я уверенна, что вы все большие молодцы , и все сможете выполнить.)

Воспитатель: – Ребята, отправимся на планету Финансия и поможем Монеточке?

Дети:– Поможем!

Воспитатель: –  А как вы думаете, на чем можно отправиться на другую планету? 

Дети:– На ракете.

Воспитатель: – Правильно, на ракете. Ну что, полетели?

Дети:– Полетели!
Воспитатель: – К запуску ракеты приготовиться! Начать обратный отсчёт:
Все хором: 5-4-3-2-1-пуск!

Звучит обратный отсчет пуска ракеты. Дети имитируют взлёт ракеты, и держась друг за друга летят.

2 часть. Основная:

 1.Беседа. 

Воспитатель: –  Вот мы и оказались на планете «Финансия». (2 слайд)

Воспитатель: – Посмотрите, а вот и «Монеточка».  Она хочет познакомить вас с «Историей  возникновения денег». Давайте послушаем.  ( Приложение 1,3 слайд)

Воспитатель: – Ребята, обратите внимание, у нас на столе лежат мешочки. Предлагаю вам подойти и посмотреть, что в них может храниться?

Дети:В мешочках лежат сахар, зерно, соль, рис.
Воспитатель: – Как вы думаете, могли ли все эти вещества служить деньгами? 

Дети: – Могли.

Воспитатель: – Конечно, могли. Все эти вещества также служили в качестве товарных денег. Обмен одной вещи на другую называется бартер.

Воспитатель:  – Повторим вместе « Бартер».
Воспитатель:  – Давайте подумаем, удобны ли все эти вещи в качестве денег были в использовании? Представим, идет древний человек в магазин, а под мышкой держит быка или корову, а может, большую слоновую кость или мешок камней. Это удобно?
Дети: – Нет, было не удобно.
Воспитатель:  – Почему? 

Дети: Потому что они занимают много места. Их нельзя, например, положить в карман, как бумажные или металлические деньги. 

Воспитатель:  – Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа. Обратите внимание на экран. (9, 10 слайд)

Воспитатель: – А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся? (слайд 12)
Дети:Монеты, бумажные деньги, банковские карты.

Доклад Софьи  «Банковские карты» (Приложение 2).

  1. Игра- задание « Реклама».

Воспитатель: – Первое задание, которое нам нужно помочь выполнить для «Монеточки» называется « Реклама».

Воспитатель: – Скажите, где можно приобрести товар?

Дети:Товар можно приобрести в магазине, на рынке.

 Воспитатель: – Правильно, умнички. Мы сейчас с вами отправимся на городской рынок. Тут торговля в самом разгаре.
Воспитатель: – Чтобы продать товар нужно ему создать рекламу. Как вы думаете, что можно рекламировать?

Дети: –  Можно рекламировать игрушки, костюмы, ботинки, диваны.

Воспитатель:  – Верно, рекламировать можно всё, что угодно: игрушки, костюмы, ботинки, диваны. Чтобы товар покупали, его нужно хвалить. А как? Мы сейчас посмотрим. С.Михалкова «Как старик корову продавал».   (Дети инсценируют сказку.  Звучит  « Новая мелодия балалайки»).  

( Приложение 3).

  1. Игра « Что можно купить за деньги?

Воспитатель: – Ребята, все ли можно купить за деньги? Давайте посмотрим на доску.  (Дети проходят к доске).

Воспитатель: – На доске вы видите  различные картинки, в правую сторону откладываем картинки с изображением предметов, которые можно купить, в левую сторону картинки с  изображением предметов или явлений, которые купить нельзя.  (Дети раскладывают вместе).

  1. Физкультминутка (музыкальная « Десять самолетиков» Развивающий мультик песенка).
  2. Игра – задание « Бюджетный перекресток» 

Дети садятся за столы.

Воспитатель: – Ребята, мы сейчас с вами «Монеточке» поможем выполнить последнее задание.

Воспитатель: –  Вы знаете, как у людей появляются деньги? А за что они их получают?

Дети: – Родители получают заработную плату. Оплату за свой труд.

Воспитатель: – Как называют все деньги, получаемые членами семьи?

Дети:  – Это называется доход.
Воспитатель: – Правильно, молодцы. А как называют деньги, потраченные на всякие нужды?

 Дети:Это называется расход.

Воспитатель: –  Правильно.  Перед вами стоят вазочки с монетками. Они  нам помогут решить следующую задачу.

Воспитатель: – В семье  трёх медведей отец работает электриком и получает зарплату – 8 руб. Мама работает медсестрой и получает за свой труд – 6 руб.
Мишутка ходит в детский сад и ничего не получает.
Назовите месячный доход этой семьи.

Дети: – Месячный доход этой семьи составляет 14 рублей.
Воспитатель: – Какова сумма расходов, если на продукты они тратят – 3 руб., за оплату берлоги они отдают – 3 руб., за детский сад – 2  руб., на лесной трамвай – 1 руб., на обновки- 4  руб.?  Могут ли семья медведей в этом месяце купить медвежонку велосипед за 2  руб.?

Дети:- Нет, не смогут.

Воспитатель: – Почему? Что нужно сделать? 

Дети: – Нужно уменьшить сумму на обновки.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

  1. Работа в блокнотах (страница 2).

3 часть. Заключительная:

  1. Подведение итогов.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: – Ну, а нам пора прощаться.

 И с «Монечкой» расставаться.

Закончились наши большие дела,

 И нам в детский сад возвращаться пора.

Звучит обратный отсчет пуска ракеты. Дети имитируют взлёт ракеты, и держась друг за друга летят.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: – Чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

Дети:- Сегодня мы с вами поиграли в игру задание « Реклама», «Бюджетный перекресток»,  « Что можно купить за деньги? Показали сценку из сказки.

Воспитатель: – Что вам больше всего понравилось?  (ответы детей).

Воспитатель: – Кому бы вы хотели рассказать о нашем занятии? (ответы детей). 

Воспитатель: – Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

– Ребятки, посмотрите, за хорошую помощь в выполнении заданий  нам «Монеточка» подарила вот такой красивый сундучок. Давайте его откроем и посмотрим. (вместе открываем сундучок).

Воспитатель: – «Монеточка» вас угощает шоколадными монетками. 

Воспитатель: – Ребята, если вам понравилось наше  занятие и  у вас все получилось, то вы берете монетку с красным сердечком. А если у вас возникали трудности в работе сегодня, то монетку с синим сердечком.

Воспитатель: – Молодцы! Очень хорошо работали. Спасибо.

Приложение 1.

Рассказ «Монеточки».

– Здравствуйте, дорогие ребятки. Я очень рада вас видеть.

– Обратите внимание на экран. Как вы думаете, почему по этой планете гуляют коровы? ( 4 слайд).

В древние времена люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Так, например, племена скотоводов с незапамятных времен использовали в качестве денег скот.

– Давайте посмотрим дальше, кто живет на этой планете.
– В Океании, Индии, Африке роль мелких денег играли ракушки. (5 слайд)

У разных народов были свои предметы, служившие им в качестве денег. В Мексике деньгами были какао-бобы. (6 слайд)

– В Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей.(7 слайд).

– А в Новой Зеландии племена использовали камни, имеющие в середине отверстие. (8 слайд)

Со временем, когда люди научились работать с металлом, стали появляться металлические монеты. Посмотрите, они отличаются от современных монет? Чем?
Ответы детей (неровные края, отсутствие округлой формы): 

– Такие монеты стали быстро распространяются по всему миру. Это можно было легко объяснить, т. к. монеты удобно хранить. Позже появились бумажные деньги, называются они купюры, банкноты. Первые деньги из бумаги появились в Китае.   (слайд 11).

Приложение 2

 

Доклад Софьи

      Сегодня ваши родители пользуются банковскими картами (показ банковских карт) ими можно расплачиваться в магазине за продукты, одежду, обувь, посуду и игрушки. А также оплачивать за свет и воду. А знаете, первая карта была издана в Америке. Она была бумажная. Самая дорогая карта хранится в музее, она изготовлена из серебра и украшена бриллиантами. Пластиковой картой можно пользоваться 3 – 4 года, т.к. магнитная полоса стирается (показ). 

      Чтобы снять деньги с банковской карты, нужно знать пин – код, его нельзя называть другим людям, его знает только хозяин банковской карты. Некоторые люди коллекционируют пластиковые карты, все они отличаются цветовой гаммой (показ). Пластиковые карты удобны в использовании.

 

Приложение 3

 

Сергей Михалков

Как старик корову продавал

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

— Хозяин, продашь нам корову свою?
— Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

— Не много ли просишь, старик, за неё?
— Да где наживаться! Вернуть бы своё!

— Уж больно твоя коровёнка худа!
— Болеет, проклятая. Прямо беда!

— А много ль корова даёт молока?
— Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:
— Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;

— Корову продашь?
— Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

— Да так ли! Уж выглядит больно худой!
— Не очень жирна, но хороший удой.

— А много ль корова даёт молока?
— Не выдоишь за день — устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
— Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому —
Такая скотина нужна самому!

 

Конспект По познавательному развитию в старшей группе ( 5-6 лет) Тема: «Путешествие в страну «Финансия»