Использование технологии «Кейс-стади» на уроках физики
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
Основной целью работы школы является: успешность и здоровьесбережение подрастающего поколения.
Человек XXI века – это творческая личность. Поэтому на первом месте для современного учителя стоит создание условий для воспитания социально активной личности. Учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности, Учитель управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты.
Но основной формой работы учителя по-прежнему остаётся урок.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Поэтому, начиная со школьной скамьи, важно использовать такие технологии, которые помогали бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод).
Кейс – стади в учебном процессе
Традиционно в процессе обучения школьники накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Не секрет, что в реальности ситуация принципиально иная: жизненные и профессиональные задачи неизвестны заранее, никто не формулирует их в стандартной форме учебных задач. Более того, чаще всего эти задачи «замаскированы» множеством сопутствующих событий и фактов.
Кейс-стади – самый распространённый метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций – глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что ученику предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые действия, принятые решения для анализа их правомерности. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.
Ученик, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими учениками. Группа учащихся,
проанализировав возникшую ситуацию, вырабатывает её практическое решение.
Окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы.
Идеи метода кейс-стади
- Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- Акцент обучения – на выработке ( а не овладении) приёмами сотворчества ученика и учителя; отсюда принципиальное отличие метода кейс-стади от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы;
- Результатом применения метода становятся знания и приобретённые в работе навыки;
- Технология метода заключается в следующем: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества;
- В методе кейс-стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Достоинства метода кейс-стади:
- Используются принципы проблемного обучения: получение навыков, решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;
- Получение навыков работы в команде;
- Выработка навыков простейших обобщений;
- Выработать навыки вести презентации: пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Особенности:
- Обязательная исследовательская стадия процесса
- Коллективное обучение или работа в группе
- Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
- Специфическая разновидность проектной технологии
- Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Таким образом, использование кейс – стадии позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы и помогает получать знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Также принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истин.
Практическое применение «Кейс-стади»
Фрагмент урока по теме «Давление твёрдых тел» с использованием технологии кейс-стади.
Работа производится с кейсами ( Кейс 1, Кейс 2)
Работа с кейсами производится в группах по плану:
- Ознакомьтесь с материалами Кейса .
- Изучите ситуацию, обсудите её, встречаются ли такие ситуации в жизни.
Ш. Ответьте на вопросы после кейса . Для выполнения задания можно использовать любою информацию из кейса .
Групповая работа
1 группа.
Кейс : За срыв работ по вспашке поля после уборки пшеницы бригадиру тракторной бригады Иванов Ивану Ивановичу был объявлен выговор. Иван Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в этой ситуации был виноват тракторист, который неправильно выбрал агрегат для вспашки и выехал в поле на колёсном тракторе «Беларусь».
Вопросы к кейсу :
– Почему так важен правильный выбор пахотного агрегата?
– Справедливо ли был наказан бригадир Иван Иванович?
2 группа
Кейс : В городе сорвались цирковые выступления конной труппы. Директор цирка обвинил в безответственности организаторов гастролей, потому что они пропустили в договоре пункт, в котором было указано, что для выступления лошадей необходим манеж с большим количеством опилок. По мнению организаторов, конной труппе можно было выступать и на деревянном манеже, выстеленном мягкой тканью.
Вопросы к кейсу :
– Кто прав: директор цирка или организаторы?
– Чем грозило выступление конной труппы на деревянном полу, покрытом мягкой тканью?
3 группа.
Кейс . На соревнованиях фигуристов всем парам за технику катания были выставлены низкие оценки. За плохую подготовку фигуристов к соревнованиям тренерам было сделано замечание. Тренеры же выступили с заявлением о том, что в сложившейся ситуации были виноваты заливщики льда, которые не проследили за температурным режимом. В результате фигуристам было сложно катать свои программы, так как коньки утопали во льду.
Вопросы к кейсу :
– Справедливое замечание получили тренеры?
– Могли ли последствия быть более серьёзными?
Представление принятого решения.
Выступление представителя по ситуации 1:
Такой агрегат не сможет вспахать поле после пшеницы, поскольку на утрамбованную землю будет действовать большая сила при малой площади опоры. Виноват ли в этом один тракторист? Конечно, и бригадиру необходимо было указать оптимальный выбор пахотного агрегата.
Выступление представителя по ситуации 2:
Конечно, в этой ситуации прав директор цирка и он может требовать материальной компенсации от организаторов гастролей. Выступление конной труппы на деревянном полу, покрытом мягкой тканью, могло закончиться плачевно для самих артистов – переломы, ссадины, затем – долгое восстановление здоровья.
Выступление представителя по ситуации 3:
Не могут к ответственным соревнованиям плохо подготовиться абсолютно все фигуристы. Скорее всего, в данной ситуации ответственность лежит на заливщиках льда и хорошо, что дело закончилось лишь низкими отметками, ведь могли быть и травмы.
Заключение
Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.