Мастер-класс. 5 класс. Русский язык. Развитие речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины А. А. Пластова «Летом» ».
Цели урока:
- Подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова «Летом» на основе ситуативно-ролевой игры «Экзамен в Академии художеств».
- Обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.
- Способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов.
Ход урока:
Учитель:
Добрый день, уважаемые друзья-коллеги и мои дорогие ученики! Сегодня ребята 5-а, 6-б классов и я, Елена Валерьевна, предлагаем вашему вниманию мастер-класс . Русский язык. Развитие речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины А. А. Пластова «Летом» ». Вы станете свидетелями первого этапа работы над произведением выдающегося русского живописца. Фрагмент урока в нетрадиционной форме «Знакомство с жизнью и творчеством Аркадия Александровича Пластова. Первая встреча с картиной «Летом»» ждет вас! Итак, мы начинаем! «Кто не любит родную природу- тот не знает народной души!»
(Шум толпы в коридоре)
Учитель (шепотом):
Слышите? Легкий шум и взволнованные разговоры… Это студенты Академии художеств. Они сдают свой очередной экзамен. Похоже, очень волнуются и переживают. Сегодня экзамен необычный, открытый. При условии достойного поведения на нем могут присутствовать все желающие. Не хотите присоединиться?
(Звук открывающейся двери)
(В аудитории за одним столом сидят академик Живописцев, профессор Холстова и секретарь Кисточкина; за вторым-студенты).
Академик:
Ну-с, очень хорошо-с…
Скажите, студент, без промедленья,
Когда у живописца день рожденья?
Где жил, учился, чьим он сыном был
И как талант в себе открыл?
1 студент:
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в деревне Прислониха, Ульяновской области. Здесь же он и прожил большую часть своей жизни. Художник был сыном местного библиотекаря и внуком иконописца. Всего 3 года Пластов проучился в своей деревенской школе. Мальчиком он был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении, но параллельно он брал уроки живописи. В 1917 году Пластов вернулся в родное село Прислониха. Аркадий Александрович с юности мечтал стать живописцем, поэтому сразу же после возвращения на родину он стал профессионально заниматься художественной деятельностью. Когда же художника постигло несчастье: сгорел дом, где погибли все созданные им картины, он не сложил рук и не бросил кисть. Он начал писать с удвоенной силой. За свою жизнь Пластов создал 10 000 полотен! Многие из них хранятся в самых известных музеях страны. Пластов-признанный мастер при жизни. Он награжден двумя орденами и множеством медалей. На родине все любили и ценили художника, поэтому после его смерти, 12 мая 1972года, стали отмечать дни памяти Пластова в Прислонихе и даже в Москве. А в Ульяновске в его честь названа улица и поставлен памятник.
Академик (обращается к профессору):
Ну, что ж, знания у студента приличны. Поставим –ка ему «отлично»!
Профессор:
«Отлично»- отметка, что надо! Студенту за знания, чем не награда?!
Секретарь (приглашает следующего студента):
Следующий! Вот и настал звездный ваш час, билет с нетерпением ждет именно вас!
Профессор:
Вопрос ваш таков:
Художник Аркадий Пластов. Чем жил, что видел, кого любил
И что на холстах запечатлил?
2 студент:
Пластов был современником наших бабушек, дедушек и родителей, поэтому герои его картин-взрослые и дети недавнего прошлого. Все картины художника наполнены теплом, душевной чистотой, любовью к человеку, к родной природе, родному краю. Через живопись он сумел показать тонкие и глубокие чувства и переживания людей. В его работах отражены испытания народа в во время Великой Отечественной войны ,патриотический труд женщин, стариков и детей в неспокойное время, а также праздники и быт русской деревни.
Профессор:
Это все? Что ж, ответ неполный, я устала.
Студенту требуется помощь зала.
(Обращается к залу)
Какие полотна Пластова восторг вызывали,
Какие из них шедеврами стали?
1 студент из зала:
Сюжеты Пластова просты. Он умело находит поэзию и символику в самых обычных сценах крестьянской жизни.
Мировую известность получила картина «Фашист пролетел», написанная в первые годы войны. Символичны в ней и русская природа, и погибший от вражеской пули пастушонок, и зловещий силуэт, улетающего фашистского самолета. Художник передал в этой картине своеобразие колорита русской осени: золотисто-желтые листья берез, порыжевшие травы… На фоне проникнутого чувством горячей любви к Родине пейзажа преступление фашистского злодея выглядит особенно чудовищно.
2 студент из зала:
«Сенокос» создан в 1945 году, в первое мирное лето. Еще не вернулись мужчины с фронта – вот почему вышли в поле с косами в руках старики, подросток, молодая женщина. Это произведение получило Государственную премию. В многоцветье полевых трав, белизне берез, синеве дальнего леса-счастье мирного труда. Пластов говорил: «Когда я писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».
3 студент из зала:
«Ужин трактористов», написанная в 1951 году, получила признание и в 1958 году была отмечена золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе. А в 1961 году автор повторил ее для Третьяковской галереи. Трактористы ужинают. Картина дышит покоем, и этот покой особенно ощутим по контрасту с непрерывной и трудной работой за рычагами трактора. Трактористы лежат на траве. Коротки мгновения их отдыха, работает двигатель, запах земли и травы мешается с запахом солярки и нагретого металла. Тем благодарнее люди принимают покой, молоко и хлеб. Трактор лишь присутствует на полотне. Все внимание отдано людям. Мужчина в военной фуражке наверняка помнит о закончившейся 6 лет назад войне. Его помощник только учится водить трактор, для него это лето необычно – он впервые в поле за плугом. Девочка – школьница кормит их старательно и степенно, явно подражая матери за домашним столом.
4 студент из зала:
Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. Полотна исполнены радостного отношения к окружающему миру. Среди работ художника также выделяются картины «Весна», «Полдень», «Летом». Для большинства из нас любимое время года – лето. Оно радует нас своими солнечными днями, пением птиц, запахами трав и цветов, сладкими ягодами в лесу…
Академик:
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод…
Секретарь:
О, да вы лирик, академик!
Профессор:
А предложи – ка нам, уважаемая, кофейку!
Секретарь:
Нет, профессор, не будем отступать от темы!
Сок летний – животворящая влага!
(Разносит всем присутствующим сок)
Припав устами к соку нежно очень,
Усладу райскую получите сполна,
Не затуманит сей напиток ваши очи,
И будет ясным ум всегда!
Академик:
Ах, милочка, знает как угодить!
Профессор: (обращается к залу)
Продолжаем экзамен!
Помимо Пластова из живописцев кто еще лето предпочитал
И с удовольствием на полотнах своих это чудное время изображал?
5 студент из зала:
В картине Александра Кочнева «Лето» господствует небо, земля показана верхушками трав- густых, ароматных, высоких. В этом мире кузнечиков, бабочек и стрекоз, голубых васильковых звезд ребенок может заблудиться. Его взяли на руки, он, удобно устроившись на руках отца, смотрит вперед, а его маленькие пальцы берегут сорванную травинку. Люди оставлены наедине с летом. Нам не дано увидеть их лиц, узнать, куда они идут. Все здесь устремлено вверх, к солнцу – и травы, и русые, пшеничные головы. «Лето» – просто отдых, и солнечное тепло, и состояние души, и символ возраста.
6 студент из зала:
В картине Татьяны Яблонской «Лето» при строгом отборе цветов передано все многообразие оттенков лета, теплоты пейзажа, выдержанного меж тем в холодных тонах. Художественные средства используются крайне экономно. Вот глубокая синева неба повторилась в веке. Вот бегущие девочки, их силуэты и движения одинаковы. Повсюду условные , обобщенные формы природного мира сопоставляются с человеком. Четкий ритм, свежесть красок, вольный простор ухоженной и обжитой земли создают приподнятый, радостный настрой картины.
Профессор: (обращается к залу)
Спасибо, познанья гостей подобны сенсации,
Ваши ответы достойны оваций!
Академик: (обращается к студенту на экзамене)
Что воспето Пластовым в картине «Летом»?
Ваш вопрос, студент, об этом!
3 студент:
Картина «Летом» написана в 1954 году. Аркадий Александрович воспел в ней богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора грибов и ягод.
Эта свежесть веселой травы
В желтых кляксах цветов беспородных-
Исцеленье, забота и отдых
Святой крестьянской семьи.
На картине мы видим женщину и девочку. Женщина в синем платье, видимо, очень устала, собирая ягоды и грибы, и теперь она дремлет в густой траве, прикрыв лицо рукой от солнца. Художник обращает наше внимание на натруженные руки женщины. В центре картины- девочка в красном платке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает спелые ягоды с ветки.
Ах, как время бесшумно текло
На краю земляничной поляны,
Что в июне успев отцвести,
Вдруг укуталась сладким ковром.
Мы хотели собрать полкило,
А собрали всего полстакана,
Да и ту на обратном пути
Растеряли в овраге сыром.
Около девочки примостилась собака. Она вытянула лапы вперед и положила их на свою морду. Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями березы. Они скрылись от зноя.
В небе облачко спит, как задержанный штилем кораблик,
На подходе к зениту в ленивой дали замерев.
Дозревают в лесах пестробокие глобусы ягод,
Усердно усами цепляясь за ветки дерев.
В этот запах и звон, золотого светила горенье
Уходить с головой, погружаться в томительный зной-
Только слух насыщать, насыщать обонянье и зренье –
И забыть о делах, и не думать о ноше земной…
Ослепительное солнце озаряет изумрудную зелень травы, белые ромашки, голубые колокольчики, окрашивая их в желтоватый цвет. С помощью цвета художник создает образ и передает свое отношение к изображаемому.
Академик:
Великолепен ответ
И прекрасна оценка!
Я вами горжусь!
Вы отменны, студентка!
Профессор: (обращается к залу)
Экзамен завершен, но не окончена беседа.
Представляю вам: Николай Пластов-единственный внук замечательного деда!
Ваш вопрос, его ответ : «Пластов – человек, художник, дед».
1 вопрос из зала:
– Николай, Аркадий Александрович хотел видеть Вас продолжателем своего дела?
Внук:
– Художником в нашей семье были и дед, и отец, и мама. Я вместе с ними выезжал на этюды, видел рождение картин. Дед начал заниматься мной серьезно, когда стало понятно, что из меня что-то может получиться. Давал задания, подходил через час-два и показывал, что сделано не так. Когда дело касалось живописи, хвалил нечасто. Иногда я, довольный собой, рассчитывал, как говорится, на конфетку, а мне и вяленой рыбки не доставалось.
2 вопрос из зала:
– Признайтесь, попадало от деда? Рассказывают, крутого нрава был человек.
Внук:
– Наоборот, он меня от отца защищал, когда тот ругался. Я чувствовал: дед любил меня безмерно. Увидев, как я сплю, раскинув одеяло, он мог шепотом позвать родителей и восхищенно восклицать: “Посмотрите, какой красавец!”. Однажды сквозь сон я это слышал.
3 вопрос из зала:
-А как рождались сюжеты его будущих картин?
Внук:
Дед вообще восторженно принимал мир, в грозу, бурю говорил: “Смотри, какое чудо!”. Пройдет мимо старик, а дед уже прикидывает, когда он сможет этакое колоритное лицо на холст перенести.
4 вопрос из зала:
– В Прислонихе среди деревенских жителей дед-академик, действительный член Академии художеств не казался чудаком?
Внук:
– Московские художники к Пластову относились как к деревенскому мужику. А деревенские мужики воспринимали его как чудака. Но ценили. Меня же удивляло: только что дед с отцом спорили о скульптурах великих ваятелей, а постучался дядя Ваня, вот уже со знанием дела он говорит о том, как у коровы вымя лечить. У деда не было восторженного отношения к крестьянам, он видел их с разных сторон. Но было у него человек десять довольно близких друзей. Нередко меня посылал то за Матвеевной, то за Гундоровой: “Иди-ка, сбегай, мне надо их в картинку вставить”.
5 вопрос из зала:
– А правда, что ваш дед делал иллюстрации к различным книгам?
Внук:
Да, он иллюстрировал произведения Чехова, Пушкина, Толстого.
5 вопрос академика:
-Говорят, что вы хотите создать музей своего деда в Москве. Прокомментируйте это.
Внук:
Да, вы знаете…
Учитель: (шепотом)
Что ж, давайте не будем мешать беседе академика Живописцева с внуком художника и выйдем из аудитории, не прощаясь, по-английски…
(Звук закрывающейся двери)
Проведенный сегодняшний день на экзамене в Академии художеств не прошел для нас даром: мы узнали много интересного и полезного из жизни русского художника Аркадия Александровича Пластова, а главное – познакомились с его полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины «Летом».
Живопись, проза и поэзия – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру. Нужно только научиться видеть, слышать мир, развивать в себе чувство прекрасного. Для этого совсем не обязательно совершать дальние путешествия. Дальние страны- вокруг тебя! Поля, луга, озерки, люди… Вооружайся терпением и вниманием к родной природе, к человеку и выходи читать увлекательную книгу под названием «Жизнь» так, как умел читать ее Аркадий Александрович Пластов.
Как мне жалко людей, про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоемы в озерах,
А в лесу древесины запас;
Кто не может с речушкой сдружиться,
Не заплачет навзрыд с куликом,
Кто не знает как пахнет душица
На поемном лугу вечерком…
Пей же всласть родниковую воду,
Росной свежестью луга дыши,
Кто не любит родную природу-
Тот не знает народной души!
Любви, добра, понимания, внимания, удачи и разнообразных творений всем присутствующим сегодня на нашем мастер-классе!
Спасибо за внимание!