Игнатьева Тамара Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ ОШ №11, с.п.Ильино, Володарский округ, Нижегородская область
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №42932
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока по литературному чтению
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №42932


Урок литературного чтения

4 класс

Тема урока: Юмористические произведения. Н. Н. Носов  «Федина задача»

Цель урока: определить значение юмористических произведений.

Задачи урока:

  • Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа Н.Носова «Федина задача»
  • Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.
  • Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.
  • Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки  и мотивы и определять отношение к нему окружающих и автора.
  • Воспитывать ответственное отношение к делу, умение организовать свое время, работать в группе.

Оборудование: 

  1. мультимедийный проектор
  2. ноутбук
  3. карточки с заданием для групп
  4. карточки названия групп 
  5. сигнальные карточки для рефлексии 
  6. листы самооценки

Ход урока 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент 

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок.

– Сегодня на уроке много гостей. А гостям мы всегда рады, так ведь, ребята. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко сядем за парты.

 – Начнем урок с речевой разминки.

2. Речевая разминка  Работа над скороговоркой.

– Прочитаем все хором шестистишие

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

– К какому жанру относится произведение?

-А сейчас давайте подготовимся к быстрому чтению скороговорки: 

Читаем шёпотом

Немного громче

А теперь читаем громко и внятно

Читаем  быстро 3 раза (2 -3 ученика)

– Каков характер скороговорки?  (шуточный).

3. Мотивация 

–  Вам предстоит побыть в роли слушателя.

ФАНТАЗЁРЫ

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

 – Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.

– Девяносто пять. А тебе?

 -А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

– А я, – говорит Стасик, – сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. 

-А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, -говорит Мишутка.

– У! А я море мог переплыть!

– Подумаешь – море! Я океан переплывал!

– А я раньше летать умел!

– А ну, полети!

– Сейчас не могу: разучился.

 – А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

– Врешь!

– Нет, правда!

-Почему же ты не умер?

– А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

– Без головы?

– Конечно, без головы. Зачем мне голова?

– Как же ты шел без головы?

– Так и шел. Будто без головы ходить нельзя. 

– Почему же ты теперь с головой?

– Другая выросла.

– Ну, это что! – сказал он. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

– Вот так соврал! – рассмеялся Мишутка.

– Вовсе нет.

– Почему же ты теперь живой?

– Так он же меня потом выплюнул…

– Догадались, кто является автором этого рассказа?

1.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

– А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

– Врешь!

– Нет, правда!

– Почему же ты не умер?

– А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазеры»)

2.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:

– Вот я тебя проучу как следует!.. («Карасик»)

3.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?“ («Заплатка»)

4.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы»)

5.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

“Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее”. Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх…(«На горке»)

Слайд

 – Давайте попробуем вспомнить и другие произведения

Игра «Отгадай по первым буквам произведение

«Фан…»               «Фантазёры»

«Жив… …»         «Живая шляпа»

«Огу…»               «Огурцы»

«Миш… …»         «Мишкина каша»

«Ви… … в … и …»   «Витя Малеев в                    школе и дома»

«Ого…»                  «Огородники»

«Нез… на …»        «Незнайка на Луне»

 – Чем похожи эти произведения?

 – А вы знаете еще других писателей, которые сочиняли смешные рассказы?

– А что значит смешные рассказы?

Работа с толковым словарем Ожегова

САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. || прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. Стиль

СЛАЙД

ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. || прил. юмористический, -ая, -ое

Вопросы:

  1. Как вы понимаете слово «сатира» (объяснение детей своими словами)
  2. Как вы понимаете значение слова «юмор»  (объяснение детей)

Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

4. Формулировка темы урока, определение цели.

   Определите тему урока.

–  О ком мы сегодня будем говорить? 

– Правильно. Николай Николаевич Носов – замечательный писатель, удивительной и интересной судьбы человек. И мы познакомимся ещё с одним его произведением. 

– Каким? Отгадайте. Ачадаз анидеф. («Федина задача»).

Тема. Николай Николаевич Носов «Федина задача».

Сформулируйте цель урока

Цель:познакомиться с юмористическим  произведением Н.Носова «Федина задача» 

5.Работа над произведением

  • Ребята, а что вы знаете о Н.Носове?
  • Я предлагаю  послушать рассказ о писателе

СЛАЙД

Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908, в семье актера. Николай Николаевич  не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве.После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды. 

О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына 

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале “Мурзилка” 

Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни.

В своих рассказах Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. 

 – Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

Слайд

Словарная работа 

  • Рокочущим басом – низким мужским голосом
  • Титулярный советник – гражданский чин 9 класса
  • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
  • Борзая – быстрая
  • Репродуктор – громкоговоритель

Физминутка. Дыхание

Жужжание, шипение, проколотый шар

7. Ознакомление с текстом 

а) Комбинированное чтение. 2 ученика 

б)Дочитать до конца.

 – Удалось Феде решить задачу?

в) Беседа по содержанию

  1. Определите жанр произведения
  2. Какое настроение вызвал у вас рассказ?
  3. Как Федя готовился делать уроки? 
  4. Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
  5. Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
  6. Почему Феде так и не удалось решить задачу?
  7. Иллюстрация 3. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитай
  8. У Феди есть чувство юмора? Докажите
  9. Как автор относится к герою своего рассказа?

Посмеивается над ним?Осуждает его?Или помогает ему что-то понять?

10) Какой Федя ученик?

  1. Не случалось ли с вами подобных историй?

– Вспомним цель урока.

–  Какой это рассказ? Почему  юмористический?

Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтоб дети смеялись над своими недостатками, избавились от них).

г) Математическийдиктант 

 – Сколько раз прочитал Федя задачу?

 -Сколько концертных номеров прослушал Федя?

д)Моделирование обложки

Физкультминутка. Зрение.

8. Работа в группах

1 группа «Мыслители» – составить синквейн.

2 группа «Исследователи» – решить задачу                 

   На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

3 группа «Аналитики» – подобрать пословицы и поговорки к рассказу

Дурная голова ногам покоя не дает.

Дело мастера боится.

Делу время, потехе час.

Кончил дело, гуляй смело.

Не спеши языком, спеши делом.

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

За много дел не берись, а в одном отличись.

Всему своё время.

Работа не волк, в лес не убежит.

4 группа «Консультанты» – составить советы как правильно готовить домашнее задание

9. Итог урока

-Почему Федя не мог решить задачу? 

– Вывод?Если бы Федор  не включал музыку, он решил бы задачу быстро, несмотря на то, что она сложная.

– Чему учит  нас произведение Носова?

– В чем заключена его главная мысль?

– Нужны ли ребятам его сатирические рассказы? Для чего?

–  Все книги Николая Носова наполнены юмором – веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу – без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из “Незнайки” или “Вити Малеева”, “Веселой семейки” или сказки “Бобик в гостях у Барбоса”…

 А поскольку “взрослых” книг Носов не писал, так и останется он в памяти читателей “чистокровным детским юмористом”.

Резерв.

Послушайте, что Носов писал о себе.

     «Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, т.е о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут,о чем думают,какие в их жизни бывают трудности. Вообще обо всем, что с ними случается.

И поэтому я стал детским писателем»

Тест « Проверь себя»

1. Как звали главного героя?

А) Слава Б) Костя В) Федя

2. Откуда пришёл главный герой?

А) из школы Б) с катка В) из магазина

3. Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза

4. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

А) 6 Б) 7 В) 5

5. Какая фамилия была у друга?

А) Воронин Б) РыбкинВ)Сорокин

Ответы на тест

1.В

2.Б

3.Б

4.Б

5.В

Восстановление деформированного плана.

План:

(восстанови последовательность смысловых частей)

□ Из репродуктора послышались звуки рояля

□ Дома никого не было

□ Он отрегулировал репродуктор

□ Пойду лучше к Юре Сорокину.

□ Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново

План (который должен получиться):

1.Дома никого не было.

2.Он отрегулировал репродуктор

3. Из репродуктора послышались звуки рояля

4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

5. Пойду лучше к Юре Сорокину.

10 Домашнее задание . 

– Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам? (подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, составить синквейн, подготовить сообщение об авторе)

– Я предлагаю вам несколько вариантов. А выбор за вами.

  1. Прочитать рассказы Н.Н.Носова
  2. Пересказать рассказ Н.Н.Носова
  3. Нарисовать рисунок к произведению Н.Н.Носова
  4. Написать сочинение о Феде Рыбкине
  5. Попробовать написать смешной рассказ   

11. Самооценка 

– Оцените свою работу.

Активно работал на уроке Соблюдал правила совместной работы Участвовал в обсуждении Не нарушал дисциплину Был внимательным читателем

12. Рефлексия 

  – Какое у вас настроение?

– Урок окончен. Спасибо за работу.

– занять места в группах 

– отвечают (к скороговоркам)

2 ученика читают по ролям отрывок из рассказа «Фантазёры»

Н.Носов

Работа с книгами. 

Книжная выставка

Работа с толковым словарем

Ответы детей

Ученики  делают вывод

Ученики формулируют тему и цель урока

Рассказ подготовленного ученика о писателе

Чтение отрывков рассказ учениками 

Самостоятельное чтение

Вредная привычка выполнять домашнее задание и одновременно смотреть телевизор, болтать по телефону, слушать музыку распространена широко. Значит, это мягкая сатира. Не едкая, ироничная, а добрая – ведь речь идет о детях.

8 раз читал задачу

7 концертных номеров

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Обсуждение результатов самостоятельной работы в группах

Федя имел плохую привычку – одновременно с  выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор

Он не высмеивает Федю, а на его примере предлагает читателю задуматься над собой

Они помогают увидеть недостатки и избавиться их. 

Рассматривают обложки книг Н.Носова

Выбирают сами себе задания на дом

«5» – 5 + зеленый

«4» – 4 + желтый

«3» – 3 + красный 

Красный – «Недоволен своей работой»

Зеленый – «Доволен своей работой»

 

Конспект урока по литературному чтению