Урок литературного чтения
4 класс
Тема урока: Юмористические произведения. Н. Н. Носов «Федина задача»
Цель урока: определить значение юмористических произведений.
Задачи урока:
- Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа Н.Носова «Федина задача»
- Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.
- Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.
- Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и мотивы и определять отношение к нему окружающих и автора.
- Воспитывать ответственное отношение к делу, умение организовать свое время, работать в группе.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- ноутбук
- карточки с заданием для групп
- карточки названия групп
- сигнальные карточки для рефлексии
- листы самооценки
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
1. Орг. момент
Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. – Сегодня на уроке много гостей. А гостям мы всегда рады, так ведь, ребята. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко сядем за парты. – Начнем урок с речевой разминки. 2. Речевая разминка Работа над скороговоркой. – Прочитаем все хором шестистишие Ах, вы сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. – К какому жанру относится произведение? -А сейчас давайте подготовимся к быстрому чтению скороговорки: Читаем шёпотом Немного громче А теперь читаем громко и внятно Читаем быстро 3 раза (2 -3 ученика) – Каков характер скороговорки? (шуточный). 3. Мотивация – Вам предстоит побыть в роли слушателя. ФАНТАЗЁРЫ Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет. – Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка. – Девяносто пять. А тебе? -А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. – А я, – говорит Стасик, – сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. -А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, -говорит Мишутка. – У! А я море мог переплыть! – Подумаешь – море! Я океан переплывал! – А я раньше летать умел! – А ну, полети! – Сейчас не могу: разучился. – А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила. – Врешь! – Нет, правда! -Почему же ты не умер? – А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой. – Без головы? – Конечно, без головы. Зачем мне голова? – Как же ты шел без головы? – Так и шел. Будто без головы ходить нельзя. – Почему же ты теперь с головой? – Другая выросла. – Ну, это что! – сказал он. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. – Вот так соврал! – рассмеялся Мишутка. – Вовсе нет. – Почему же ты теперь живой? – Так он же меня потом выплюнул… – Догадались, кто является автором этого рассказа? 1.Отгадывай название произведения по отрывку: – А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила. – Врешь! – Нет, правда! – Почему же ты не умер? – А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазеры») 2.Отгадывай название произведения по отрывку: Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот: – Вот я тебя проучу как следует!.. («Карасик») 3.Отгадывай название произведения по отрывку: Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить. Мама рассердилась: – Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?“ («Заплатка») 4.Отгадывай название произведения по отрывку: Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы») 5.Отгадывай название произведения по отрывку: “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее”. Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх…(«На горке») Слайд – Давайте попробуем вспомнить и другие произведения Игра «Отгадай по первым буквам произведение «Фан…» «Фантазёры» «Жив… …» «Живая шляпа» «Огу…» «Огурцы» «Миш… …» «Мишкина каша» «Ви… … в … и …» «Витя Малеев в школе и дома» «Ого…» «Огородники» «Нез… на …» «Незнайка на Луне» – Чем похожи эти произведения? – А вы знаете еще других писателей, которые сочиняли смешные рассказы? – А что значит смешные рассказы? Работа с толковым словарем Ожегова САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. || прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. Стиль СЛАЙД ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. || прил. юмористический, -ая, -ое Вопросы:
Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех. 4. Формулировка темы урока, определение цели. Определите тему урока. – О ком мы сегодня будем говорить? – Правильно. Николай Николаевич Носов – замечательный писатель, удивительной и интересной судьбы человек. И мы познакомимся ещё с одним его произведением. – Каким? Отгадайте. Ачадаз анидеф. («Федина задача»). Тема. Николай Николаевич Носов «Федина задача». Сформулируйте цель урока Цель:познакомиться с юмористическим произведением Н.Носова «Федина задача» 5.Работа над произведением
СЛАЙД Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908, в семье актера. Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве.После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале “Мурзилка” Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни. В своих рассказах Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. – Попробуйте предположить; о чём будет это произведение? Слайд Словарная работа
Физминутка. Дыхание Жужжание, шипение, проколотый шар 7. Ознакомление с текстом а) Комбинированное чтение. 2 ученика б)Дочитать до конца. – Удалось Феде решить задачу? в) Беседа по содержанию
Посмеивается над ним?Осуждает его?Или помогает ему что-то понять? 10) Какой Федя ученик?
– Вспомним цель урока. – Какой это рассказ? Почему юмористический? Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтоб дети смеялись над своими недостатками, избавились от них). г) Математическийдиктант – Сколько раз прочитал Федя задачу? -Сколько концертных номеров прослушал Федя? д)Моделирование обложки Физкультминутка. Зрение. 8. Работа в группах 1 группа «Мыслители» – составить синквейн. 2 группа «Исследователи» – решить задачу На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки? 3 группа «Аналитики» – подобрать пословицы и поговорки к рассказу Дурная голова ногам покоя не дает. Дело мастера боится. Делу время, потехе час. Кончил дело, гуляй смело. Не спеши языком, спеши делом. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. За много дел не берись, а в одном отличись. Всему своё время. Работа не волк, в лес не убежит. 4 группа «Консультанты» – составить советы как правильно готовить домашнее задание 9. Итог урока -Почему Федя не мог решить задачу? – Вывод?Если бы Федор не включал музыку, он решил бы задачу быстро, несмотря на то, что она сложная. – Чему учит нас произведение Носова? – В чем заключена его главная мысль? – Нужны ли ребятам его сатирические рассказы? Для чего? – Все книги Николая Носова наполнены юмором – веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу – без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из “Незнайки” или “Вити Малеева”, “Веселой семейки” или сказки “Бобик в гостях у Барбоса”… А поскольку “взрослых” книг Носов не писал, так и останется он в памяти читателей “чистокровным детским юмористом”. Резерв. Послушайте, что Носов писал о себе. «Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, т.е о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут,о чем думают,какие в их жизни бывают трудности. Вообще обо всем, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем» Тест « Проверь себя» 1. Как звали главного героя? А) Слава Б) Костя В) Федя 2. Откуда пришёл главный герой? А) из школы Б) с катка В) из магазина 3. Сколько раз прочитал Федя задачу? А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза 4. Сколько концертных номеров прослушал Федя? А) 6 Б) 7 В) 5 5. Какая фамилия была у друга? А) Воронин Б) РыбкинВ)Сорокин Ответы на тест 1.В 2.Б 3.Б 4.Б 5.В Восстановление деформированного плана. План: (восстанови последовательность смысловых частей) □ Из репродуктора послышались звуки рояля □ Дома никого не было □ Он отрегулировал репродуктор □ Пойду лучше к Юре Сорокину. □ Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново План (который должен получиться): 1.Дома никого не было. 2.Он отрегулировал репродуктор 3. Из репродуктора послышались звуки рояля 4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново. 5. Пойду лучше к Юре Сорокину. 10 Домашнее задание . – Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам? (подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, составить синквейн, подготовить сообщение об авторе) – Я предлагаю вам несколько вариантов. А выбор за вами.
11. Самооценка – Оцените свою работу.
12. Рефлексия – Какое у вас настроение? – Урок окончен. Спасибо за работу. |
– занять места в группах
– отвечают (к скороговоркам) 2 ученика читают по ролям отрывок из рассказа «Фантазёры» Н.Носов Работа с книгами. Книжная выставка Работа с толковым словарем Ответы детей Ученики делают вывод Ученики формулируют тему и цель урока Рассказ подготовленного ученика о писателе Чтение отрывков рассказ учениками Самостоятельное чтение Вредная привычка выполнять домашнее задание и одновременно смотреть телевизор, болтать по телефону, слушать музыку распространена широко. Значит, это мягкая сатира. Не едкая, ироничная, а добрая – ведь речь идет о детях. 8 раз читал задачу 7 концертных номеров Самостоятельная работа Самостоятельная работа Обсуждение результатов самостоятельной работы в группах Федя имел плохую привычку – одновременно с выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор Он не высмеивает Федю, а на его примере предлагает читателю задуматься над собой Они помогают увидеть недостатки и избавиться их. Рассматривают обложки книг Н.Носова Выбирают сами себе задания на дом «5» – 5 + зеленый «4» – 4 + желтый «3» – 3 + красный Красный – «Недоволен своей работой» Зеленый – «Доволен своей работой» |