Название учебного заведения
МБУДО «ДМШ №13» Кировского района г.Казани
Учебно-методическая разработка
Тема: Особенности работы над крупной формой
в классе общего фортепиано
Автор: Настащук Альфия Талгатовна
г.Казань
2024
Введение. Актуальность темы. Музыка как один из видов искусства играет огромную роль в становлении нравственной, духовной и неповторимой личности каждого человека. Люди всех возрастов всегда проявляют большой интерес к музыкальному искусству. Зачастую большинство отдаёт предпочтение массовому популярному искусству, наиболее доступному и понятному для восприятия. Но интерес к классической музыке также не иссякает и в наш высокотехнологичный век.
Возможность получить начальное профессиональное образование предоставляет обучение в детских музыкальных школах и детских школах искусств. В контексте современного музыкального образования ребенку, приходящему в школу в возрасте шести-семи лет для обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте, предоставляется огромный выбор. В приоритете во все времена остается игра на фортепиано. Но ребят, желающих освоить и другие музыкальные инструменты, с каждым годом становится все больше. Своеобразие обучения в классе любого неклавишного музыкального инструмента заключается в том, что параллельно с игрой на основном инструменте происходит освоение программы по классу общего фортепиано.
Работа с учащимися, которые не являются пианистами, имеет ряд определенных трудностей и ставит перед собой несколько иные задачи, чем в классе специального фортепиано. Успешное и эффективное преодоление этих трудностей и обусловило выбор данной темы и ее актуальность.
Цель работы – выявление главных особенностей работы над произведениями крупной формы в классе общего фортепиано.
Задачи работы – дать краткую характеристику каждой из крупных форм; определить особенности пианистической работы, свойственные каждой форме.
Основная часть. Работа над произведениями крупной формы в классе общего фортепиано занимает особое место, так как является одной из самых сложных форм. Она объединяет в себе все умения ребенка – это стабильное владение различными игровыми техниками, оперирование навыками исполнения разнохарактерных пьес, устойчивое метроритмическое ощущение и способность управлять своей памятью и вниманием.
Крупная форма включает в себя такие виды музыкальных форм, как Соната, Сонатина, Рондо, Вариации, встречается и Старинная сонатная форма. Как правило, работа над крупной формой начинается со знакомства с сонатинами, представляющими собой сонату в уменьшенных размерах. Эта форма зачастую любима учащимися, так как открывает большой простор для воплощений музыкального творчества и фантазий ребенка. Изучение произведений крупных форм различных эпох и стилей расширяет художественный кругозор учащихся и формирует комплекс их исполнительских возможностей.
Так, на примере работы с сонатинами очень хорошо воспитывается чувство классической музыкальной формы. Музыкальный язык эпохи венских классиков и их предшественников заставляет быть очень внимательным к штрихам, приучает к ритмической ровности и устойчивости исполнения. Композиторов-классиков отличает обостренное чувство гармонической функциональности и выразительных возможностей различных тональностей.
Фактура изложения материала на первый взгляд не отличается особыми сложностями: это мелодическая линия в правой руке и гармоническая основа-поддержка в виде аккордов или «альбертиевых басов» в левой руке. Но эта лаконичность фортепианной инструментовки не дает возможности допускать даже маленькие неточности звукоизвлечения, любое невнимание к штрихам или несоответствие исполнения с эпохой становятся очень заметными и являются недопустимыми. Сонатины Гайдна, а также ранние опусы Моцарта и Бетховена, отличающиеся невысоким уровнем сложности, подходящим для учащихся класса общего фортепиано, представляют собой отличный материал для обучения. Они способствуют выработке таких качеств игры, как точность, аккуратность, безупречность голосоведения и ясность при выполнении всех деталей и штрихов музыкального текста.
Наличие контраста в тематическом материале главной и побочной партий сонатной формы, в отличие от вариационной, заставляет исполнителя моментально переключаться на новый музыкальный образ. Для этого важны слуховые представления ребенка, его красочное и яркое мышление, а также умение перестраивать исполнительский аппарат на изменяющийся тип звукоизвлечения. В экспозиционном разделе сонатной формы одной из художественных задач при изучении является умение найти различные звуковые краски для каждой темы. Разработочный раздел отличается изменением начального тематического материала, и это обновление важно показать фортепианными средствами. В репризе при переходе от главной темы к побочной зачастую происходит тональный сдвиг, который вызывает трудности у учащихся, сбивает их. Здесь важно обратить внимание на цельный охват формы в связи с утверждением основной тональности и подчеркнуть стабильные элементы темы, которая звучит в новых условиях (в другой тональности).
Старинная сонатная форма отличается от классической сонатной формы тем, что в ней отсутствует разработка как самостоятельный и значительный раздел, участвующий в формообразовании. Поэтому исполнение произведений, написанных в старосонатной форме, часто включается в программу учащихся. Основные принципы работы над этой формой имеют те же особенности, что и в процессе освоения формы классического сонатного allegro.
Форма вариаций отличается тем, что сочетает в себе признаки как крупной формы, так и малой. Подобно романтическим миниатюрам, каждая вариация представляет собой определенный образ, выражает конкретную мысль в определенном аспекте. Это требует от юного музыканта лаконизма в выражении, умения в короткие масштабы высказать главное. Чем более ярче и выпукло прозвучит каждая вариация, тем интереснее и привлекательнее будет исполнение ребенка. Но при соединении всех вариаций в одно целое необходимо достигнуть его единства, заключающегося в раскрытии оттенков основной темы. При разучивании вариаций важно подробно проанализировать тему – ее строение, динамические особенности, штрихи, образы и характер исполнения. Тема вариаций должна четко запечатлеться у слушателя. В произведениях, предназначенных для учащихся в классе общего фортепиано, тема, как правило, не изменяется кардинально, а лишь поддается гармоническим, ритмическим и небольшим фактурным изменениям. С учащимся необходимо выявить эти изменения и узнаваемые элементы темы в каждой вариации, что поможет ему лучше понять содержание исполняемого произведения.
Работа над формой Рондо в классе общего фортепиано встречается очень редко. Но существуют произведения подобного плана, которые имеют название Рондино – это небольшая по размерам пьеса, технически несложная, по форме обладающая всеми признаками формы Рондо. Своеобразие этой крупной формы заключается в том, что она сочетает в себе принципы работы, характерные как для сонатной формы, так и для вариационной. Это контраст между тематическими разделами, то есть между рефреном и эпизодами, и в то же время цельность, неизменность и стабильность при исполнении основной темы (рефрена).
Таким образом, каждый жанр крупной формы имеет свои характерные особенности, которые необходимо соблюдать при работе над произведениями. Работа над произведениями крупной формы складывается из нескольких этапов, тесно взаимодействующих между собой. Грамотно и удобная аппликатура способствует правильной, «дышащей» фразировке, в результате чего создаются все условия для плавного голосоведения и интонирования. Точно подобранные штрихи соответствуют стилистике произведения, теоретически обоснованные выразительные средства помогают передать слушателю главную идею. Каждая форма выдвигает к юному исполнителю определенные требования, свойственные исключительно конкретной форме и произведению. Все качества и умения юного музыканта воспитываются постепенно, на протяжении многих лет обучения, в результате чего достигается главный результат – воплощение композиторского замысла посредством художественного исполнения музыкального произведения.
Список литературы:
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. – М., 1962.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
- Баренбойм JI.А. Путь к музицированию : школа игры на фортепиано / Л. А. Баренбойм, Ф. Н. Брянская, Н. П. Перунова. — Л. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1980. — 352 с.
- Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. Натансона В. Вып.3. – М., 1971.
- Геталова О. А. В музыку с радостью : для фортепиано : пособие для младших классов ДМШ / О. А. Геталова, И. В. Визная. — СПб. :
- Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1986.
- Очерки по методике обучения игре на фортепиано / Под ред. Николаева А. – М., 1965.
- 192. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. — М. : Просвещение, 1984