Что такое произвольность психических процессов…
Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения, другими словами – умение подчинить себя правилу. Они являются одним из ключевых компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Что может влиять на
несформированность произвольности к 7-8 годам:
- Гаджеты – они растормаживают нервную систему, притупляется внимание из-за множества мелькающих красок, событий и действий.
- Переизбыток игрушек – дети не знают чем заняться когда вокруг их много, а вот дети у которых 2-4 игрушки проигрывают развернутые сюжеты
- Несамостоятельность детей – в связи с быстрым ритмом жизни, взрослые стараются всё сделать побыстрее, не всегда у них есть время ждать пока ребенок в детсом саду или дома разденется, поест, соберется, проще сделать самим….
- Отсутствие или нарушение всеми членвами семьи правил: нет четких правил, что хорошо, а что плохо.
- Непоследовательность в воспитании – мама за что-то не наказывает, а папа – наказывает. У ребенка нет четкого понимания, какое поведение приемлемо, а коакое нет.
- Гиперопека, или наоборот, вседозволенность также не развивают саморегуляцию поведения: в первом случае – все сделают за меня, зачем напрягаться, а во втором – делай что хочешь.