Зимина Наталья Валентиновна
библиотекарь
МАУК «ЦБС» г. Каменска-Уральского, библиотека № 9
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43028
Всероссийский конкурс «Организация досуга и внеклассной деятельности»
Наименование конкурсной работы: Литературно-познавательная игра по творчеству Ю. К. Олеши
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43028


МАУК “ЦБС” г. Каменск-Уральский Свердловской области, библиотека № 9 , библиотекарь Зимина Н. В. 

Литературно-познавательная игра по творчеству Ю. К. Олеши

Цель: знакомство ребят с творчеством Ю. К. Олеши, пробуждение интереса к книге и чтению. 

Задачи: 1) повышение эрудиции;

              2) развитие навыка работы с книгой;

              3) развитие внимания.

Аудитория смешанная: дети от 7 лет, их старшие братья и сестры, а также родители. 

Ожидаемый результат: повышение интереса участников игры  к книге, привлечение их в библиотеку.

Ход игры.

Участники игры делятся на две команды. Приветствуется, если в каждой из них будут разновозрастные дети, их родители. В ходе игры команды отвечают на вопросы, выполняют задания. За каждый верный ответ они получают баллы. В конце игры, после подсчета баллов, объявляется победившая команда. 

Юрий Карлович Олеша – человек исключительного таланта. Число написанных им книг не так уж велико, но каждая полна необыкновенных образов, каждая удивляет, запоминается. Он сам писал: « Я твердо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по иному». Он говорил: «На старости лет я открыл лавку метафор…» И действительно, не раз дарил идеи знакомым писателям. 

Давайте почитаем Ю. Олешу. Каждая команда получит небольшой фрагмент повести «Три Толстяка». Задание такое: нужно попробовать убрать все метафоры.(и заработать балл) Посмотрим, что получится и сравним с оригиналом. 

Фрагмент для команды 1: 

На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зелёной, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы, лёгкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

(Ю. Олеша. Три Толстяка)

(На этот раз день был чудесный; солнце сияло, трава была зеленой, летали одуванчики, свистели птицы, дул легкий ветер.)

Фрагмент для команды 2:

Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелёными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах, с их жёнами, у которых юбки походили на розовые кусты;.. тощих площадных актёров, зелёных, жёлтых и пёстрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла…

(Ю. Олеша. Три Толстяка)

(Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с красными лицами; зажиточных горожан в цветных жилетках, с их женами; площадных актеров; совсем маленьких ребят и рыжих собак.)

С такими яркими описаниями встречается читатель в самом начале книги. И не расстается до последней ее страницы. Насколько интереснее текст Ю. Олеши! Лишенные метафор описания кажутся скучными. 

Попробуем и мы поучиться у Ю. Олеши. Какую метафору можно придумать для описания, например, книги. (варианты ответов: дверь в сказочный мир; друг, который никогда не предаст и т. д.)

Каждая команда предлагает свой вариант выполнения задания и получает балл за каждую метафору, если их несколько. 

Мир, в котором мы оказываемся, читая «Три Толстяка», полон игры. Уже на первых страницах мы читаем о гимнасте Тибуле, который прошел по стальному тросу над площадью Звезды. 

… Тибул дошёл по карнизу до того места, где начиналась проволока, отделился от стены и двинулся по проволоке к фонарю.

Толпа ахнула.

Он шёл то очень медленно, то вдруг пускался почти бегом, быстро и осторожно переступая, покачиваясь, распрямив руки. Каждую минуту казалось, что он упадёт. Теперь появилась его тень на стене. Чем более он приближался к фонарю, тем ниже опускалась тень по стене и тем она становилась больше и бледнее.

Внизу была пропасть.

(Ю. Олеша. Три Толстяка)

 

Затаив дыхание читатель следит за каждым шагом Тибула. Как опасен его путь! Как умеет он держать равновесие! А давайте попробуем пройти по канату. Посмотрим, легко ли это. 

Участники игры проходят по разложенному на полу канату. (Каждый участник, прошедший по канату приносит команде балл)

Не всегда так просто бывает сохранить равновесие, а ведь наш канат не натянут на огромной высоте, а лежит на полу. Как же Тибул смел!

Как вы думаете, почему в книге Ю. Олеши появляются цирковые артисты? Оказывается, он всегда очень любил цирк, даже мечтал стать циркачом, а именно… Кем?

Выберите верный вариант: дрессировщиком?

клоуном?

прыгуном?

силачом?

Он мечтал стать прыгуном, акробатом (ответившая верно команда получает балл) 

… Мальчиком и многие годы потом, уже взрослым человеком, из всех зрелищ я больше всего любил цирк.

Да и не только в качестве зрелища воспринимал я цирк – нет, отношение было сложнее, еще и мысли о славе переплетались у меня с цирком: я представлял себе, что буду знаменитым цирковым актером, именно прыгуном! 

…Уметь делать сальто-мортале было предметом моих мечтаний. .. Я им завидовал, этим людям. Я их видел в цирке – мальчиков, девочек в белых башмаках, толпу детей, выбегавшую из малиновых ворот кулис на арену и чуть не с хохотом проделывавших передо мной то, что я не мог бы проделать даже в самом необыкновенном сновидении.

(Ю. Олеша. Ни дня без строчки)

 

Какие еще артисты цирка появляются в книге? (Команды отвечают поочередно и за каждый верный ответ получают балл)

Силач Лапитуп – он пытался поймать сбежавшего Тибула

Клоун Август – в его балаганчике выступали Тибул и Суок

Укротитель – появляется, когда суд приговорил Суок к растерзанию зверями

Стрелок из пистолета, испанец – выступает на площади

А еще, конечно, важное место в повести занимает девочка-актриса Суок, которая…

(заняла место куклы наследника Тутти) (Завершившая предложение команда получает дополнительный балл)

Следующее задание: изобразить куклу наследника Тутти (за выполнение задания – балл)

Кстати, в книге «Ни дня без строчки» Ю. Олеша вспоминает цирковой номер, который назывался «Мото-фозо». 

Мото-фозо — это человек-кукла. Не какая-нибудь экстравагантная кукла — страшная или комическая, — нет, это просто молодой человек во фраке и в цилиндре, просто юный франт с голубо-розовым, как у куклы, лицом и с синими, нарисованными почти до щек, ресницами. Ну, и конечно, как у кукол же, неподвижные, хотя и лучащиеся глаза.

Его, этого франта, выносили на арену. Он был кукла. Это все видели. Настолько кукла, что, когда униформа, вдруг забыв, что это кукла, переставал ее поддерживать и отходил, она падала. Причем под общий панический возглас цирка падала назад, навзничь. Ее, сокрушенно покачав головой, поднимали.

Проделывался целый ряд конфликтов, рассчитанных как раз на то, чтобы создавалось впечатление куклы…

(Ю. Олеша. Ни дня без строчки)

Ответим еще на несколько вопросов по книге Ю. Олеши «Три Толстяка». Команды отвечают поочередно и за каждый верный ответ получают балл:

  1. Кем был доктор Гаспар Арнери? (ученым)
  2. Какое невероятное происшествие случилось по причине ветра? (Продавец воздушных шаров был унесен ветром в воздух)
  3. Как удалось бежать из дворца продавцу воздушных шаров? (Поварята в обмен на шары открыли ему секрет большой кастрюли, стоявшей в кондитерской. Это было начало подземного хода)
  4. Кого обнаружила экономка доктора Арнери тетушка Ганимед в его мастерской? (Негра, в которого доктор Арнери загримировал Тибула)
  5. Что произошло с куклой наследника Тутти? (Гвардейцы ее изрубили саблями)
  6. Почему, хотя доктор Арнери потерял куклу, Тибул сказал, что он ее нашел? (Куклу заменила танцовщица Суок, похожая на нее как две капли воды)
  7. Какое поручение получила от Тибула Суок, которая должна была заменить куклу наследника Тутти? (Освободить оружейника Просперо и помочь ему бежать)
  8. Во дворце Суок появилась в нарядном платье. Кто сшил ее наряд? (она сама)
  9. Какую награду потребовал доктор Арнери за то, что вернул куклу наследнику Тутти? (Отменить казнь восставших и сжечь все десять плах, установленных на площади)
  10. Какой была жизнь наследника Тутти? (Он жил во дворце, и все его прихоти исполнялись, но он никогда не видел других детей и окружающим было запрещено улыбаться)
  11. Кем оказалась Суок? (сестрой Тутти)
  12. Что означают имена Суок и Тутти на языке обездоленных? («вся жизнь» и «разлученный»)

Как Ю. Олеше удавалось создавать такие удивительные вещи? В чем секрет? Говорят, что «у него была душа мудреца и ребенка, переполненная любовью к миру». 

И к читателю своему писатель обращается со словами: 

… многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личик, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот…  Проходит время и увиденное, затронувшее душу, вспоминается, встает в памяти, как картинка волшебного фонаря.

(Ю. Олеша. Ни дня без строчки)

Что такое волшебный фонарь? Они продавались, когда Ю. Олеша был маленьким. В такой фонарь вкладывалась пластинка с изображением. Оно появлялась на стене, когда фонарь зажигали. 

Завершающее задание: нарисовать картинку для волшебного фонаря. Пусть это будет то, что вам запомнилось в книге, что показалось важным. (За общую картинку команда получает балл. Если рисует каждый участник игры, балл – за каждую картинку)

Что ж, пора подвести итоги нашей игры. Подсчитываем баллы и объявляем победителей. 

Литературно-познавательная игра по творчеству Ю. К. Олеши