Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – Детский сад № 11»
Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности
аттестуемого работника по должности «педагог – психолог»
Монид Любови Евгеньевны
«Цветок дружбы – как научиться дружить»
реализация образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие»
интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие
Подготовительная группа комбинированной направленности
продолжительность мероприятия: 30 минут.
г. Зима, 2022 г
Составитель: педагог-психолог Монид Любовь Евгеньевна
Тема: «Цветок дружбы – как научиться дружить».
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», в интеграции «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Возрастная группа: дети 6-7 лет (10 человек), преимущественно с проблемами в развитии эмоциональной сферы (застенчивость, эмоциональное напряжение)
Форма организации: подгрупповая
Форма совместной деятельности (используемые технологии): Игровая технология. Технология эмоционально-чувственного погружения.
Вид занятия: развитие эмоционально-личностной сферы.
Форма работы: интегрированная деятельность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная
Средства:
Наглядные: один большой обруч и маленькие обручи по количеству детей.
Мультимедийные: ИКТ (проектор, ноутбук, презентация «Цветочная поляна», «Дом»).
Музыкальные: аудиозапись спокойной мелодии, аудиозапись для аппликации «Веселые мартышки».
Материалы для детей: материалы для аппликации, клей-карандаш, влажные салфетки для рук, цветные карандаши, подушки.
Ожидаемый результат: Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей. Эмоциональное раскрепощение, настрой на занятие. Установление эмоционального контакта между участниками. -снятие внутреннего напряжения, тревожности; -нормализация аффектно-эмоциональной сферы; -снижение частоты конфликтов и ссор с детьми; -развитие понимания эмоционального состояния другого человека; -развитие навыков межличностного общения через эмоциональные состояния.
Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности
Тема занятия | «Цветок дружбы – как научиться дружить» |
Цель: | Цель: создать условия для формирования у дошкольников чувства принадлежности к группе. |
Задачи:
Коррекционно – образовательные: Коррекционно – развивающие: Коррекционно -воспитательные: |
– продолжать формировать самостоятельность через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах;
– стимулировать речевую активность детей через описание собственных эмоций и чувств; – обобщить знания и расширить представления детей об играх и игровых упражнениях, опираясь на знакомый материал; – закреплять знания детей о растениях (цветах); –формировать основы духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников;
|
– умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других;
– развивать чувство эмпатии; – способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, сплочению детской группы; – развивать коммуникативные способности; речь детей, навыки связной речи; – формировать навыки общения, учить работать в команде; -развивать внимание, логическое и наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение;
|
|
– воспитывать культуру речи;
– воспитывать умение слышать друг друга; – расширить возможности ребенка через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность; -формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения; – способствовать созданию положительного эмоционального настроя, поддерживать положительный эмоциональный настрой в группе. -воспитывать стремление выполнять заданное до конца. |
|
Здоровьесберагающие: | Создание условий для проведения профилактики утомления детей на занятии; обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки новой информации. |
Задачи образовательной программы | С учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Коррекционно – образовательные: | Способствовать коррекции застенчивости путем участия в публичных выступлениях. |
Коррекционно -развивающие: |
Развивать чувство самоконтроля, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции.
Способствовать развитию умения |
Коррекционно -воспитательные: | Взаимопонимания со сверстниками, снятие мышечного и эмоционального напряжения. |
Этапы
(последовательность) деятельности |
Содержание деятельности
Задачи этапа |
Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат | Используемая технология |
Ритуал
приветствия (2 минуты)
|
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! И предлагаю вам поздороваться необычным способом. Для этого нужно встать в круг. Сейчас я назову имя того, кто стоит от меня справа и скажу, что очень рада видеть его. И так мы продолжим здороваться по кругу друг за другом.
– Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. – Актуализировать ситуацию, формировать навык сотрудничества; – Создание условий для проведения профилактики утомления детей на занятии |
Приветствует детей. Располагает детей к общению и положительному отклику, через похвалу и невербальные средства общения. | Приветствуют воспитателя.
Улыбаются. |
Произнести и услышать имена всех участников, по возможности сразу же запомнить. Участники мероприятия будут ближе друг к другу, лучше понимать друг друга.
Сформулировать «детскую» цель. например: Мы хотим вместе играть, общаться и заниматься). Мы выполним задание, которое нам надо выполнить. Позитивный эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность, сосредоточение на предстоящее общение. Готовность детей к совместной деятельности с педагогом и сверстниками. Положительный эмоциональный отклик. |
Игровая технология |
Мотивация на совместную деятельность (Звучит спокойная мелодия). Формулирование цели.
Введение в ситуацию. (2 минуты) |
-Ребята, на что похожа фигура в центре нашего зала? -Как вы думаете, почему именно форма цветка? С чем сегодня будет связана наша встреча?
– Продолжать формировать самостоятельность через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах; – стимулировать речевую активность детей; – развивать внимание, логическое и наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение; – создание условий для проведения профилактики утомления детей на занятии |
Акцентирует внимание на фигуру из обручей, задает вопросы, эмоционально
Заинтересовывает. |
Слушают, отвечают на
вопросы |
Появление у детей заинтересованности
Обобщение знаний и расширение представлений детей об играх и игровых упражнениях, опираясь на знакомый материал. –Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. |
Игровая технология |
Организация детей.
Актуализация знаний и умений. Затруднение в ситуации. «Открытие» нового знания (способа действия) (8 минут) |
– Мне очень интересно было слушать ваши ответы, спасибо. А сейчас найдите глазами тот лепесток нашего цветка, который вам больше всего нравится. Можете встать именно возле него. – Расскажете мне, почему вы выбрали именно его? Какой он? – Замечательно.
– А сейчас посмотрите на ваш лепесток и определите мысленно его середину. Все нашли середину? – А теперь положите туда ваши подушки и сядьте на них. Отлично! У всех получилось? -Закройте глаза и попробуйте почувствовать себя в обруче как у себя дома… Все представили круг своим домиком? Предлагаю вам пофантазировать, какой он ваш дом, где он находится, что его окружает? Все представили? Замечательно! – Откройте глаза и посмотрите на ребят вокруг. Не кажется ли вам, что вы находитесь в одном уютном и дружном домике – нашем цветочке? – Создание условий для проведения профилактики утомления детей на занятии; – Обобщить знания и расширить представления детей об играх и игровых у пражнениях, опираясь на знакомый материал; – закреплять знания детей о растениях (цветах); –формировать основы духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников; – умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других; – развивать чувство эмпатии; – способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, сплочению детской группы; – формировать навыки общения, учить работать в команде; – развивать умение снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение; |
Организует детей в процессе выбора места, задает наводящие вопросы
Побуждает к проведению релаксационного упражнения. Акцентные вопросы: Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? |
Выбирают место дальнейшей деятельности, описывают его качества. Фантазируют. | Проявление умения детей выбирать и договариваться друг с другом. Формирование самостоятельности через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах. Эмоциональная заинтересованность детей, вовлеченность всех ребят в общее дело, сплоченность
Сформулировать причину затруднения: нам трудно было найти середину, положить подушки и почувствовать себя в обруче. Поставить перед собой не менее 1 задачи для устранения затруднения (научиться работать в одной команде). Активизация мыслительной деятельности. Интерес к предстоящей деятельности. Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников. Стимулирование речевой активности детей через описание собственных эмоций и чувств. |
Технология эмоционально-чувственного погружения. |
Совместная деятельность «Аппликация»
(Меняется музыка) (Звучит релаксационная мелодия.)
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка
(7 минут) |
– Подумайте, как можно украсить ваш домик? – Предлагаю вам подойти к столу и взять то, что я приготовила для украшения ваших домов.
– Какие вы молодцы! Если вы хотели бы продолжить украшение вашего домика, то не переживайте, у вас будет такая возможность в группе, предлагаю вам после окончания нашей встречи взять ваши работы с собой. – Продолжать формировать самостоятельность через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах; – формировать навыки общения, учить работать в команде; -развивать внимание, логическое и наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение; |
Переключает внимание на аппликацию. Объясняет особенности выполнения задания.
Хвалит детей. Проговаривает об открытом временном конце |
Подходят к столу.
Украшают домики с помощью аппликации. Делятся друг с другом результатами. |
Эмоциональная заинтересованность детей, вовлеченность всех ребят в общее дело, сплоченность. Развивать воображение Проявление интереса к выполнению задания. Развивать умение переключать
Внимание. Научить работать в команде, вместе с детьми и родителями. Развитие внимания, логического и наглядно-образного мышления, зрительной памяти, воображения. |
Игровая технология |
Игра «Волшебное
перо» Анализ Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка
(3 минуты) |
– А сейчас я предлагаю вам подойти к своим лепесткам. Много жителей в нашем домике? Давайте улыбнемся каждому из них.
– Я предлагаю сейчас вам побыть в роли каждого отдельного цветка, у которого есть то название, которое вы выберете себе сами. Сейчас мы составим прекрасный букет. Предлагаю первой представиться Лизе, которая стоит от меня справа и пригласить в букет одного из ребят, затем тот, кого выбрала Лиза принимает приглашение и встает рядом с Лизой, обнимая её. После этого он представляется сам и приглашает следующего участника и т.д., пока у нас не получится красивый и пышный букет; – Расширить возможности ребенка через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность; -формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения; – создание условий для проведения профилактики утомления детей на занятии. |
Направляет детей.
Объясняет задание.
|
Выбирают мысленно название цветка.
Выбирают участников. |
Вовлеченность в игру, формирование позитивного отношения к сверстникам Эмоциональная заинтересованность детей.
Позитивный эмоциональный настрой; творческая активность; индивидуальное самовыражение детей, удовлетворение от совместной деятельности. Умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других. |
Игровая технология |
Рефлексия
(3 минуты) Осмысление (3 минуты) |
– Как хорошо мы справились с этим заданием, у нас получился самый красивый в мире букет! Молодцы!
Мне очень понравился ваш букет. – Предлагаю вам закрыть глаза и почувствовать каждый цветочек в букете… – Сейчас я буду касаться волшебным перышком каждого из вас и тот, кто почувствует прикосновение, может открывать глаза и тихонько вставать на свой лепесток. – Молодцы! Сейчас мы обсудим то, что вам больше всего понравилось на нашей встрече. А с какими трудностями вы столкнулись сегодня? В какую игру вы хотели бы поиграть еще раз? Замечательно! Рефлексия, Беседа: -Что мы делали? В какие игры мы играли? – Что мы сначала не знали? – Что нам помогло справиться с затруднением? – Что было самым интересным? – Что было самым трудным? – Вам понравилось, ребята играть вместе, в одной команде? – Стимулировать речевую активность детей через описание собственных эмоций и чувств; – умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других; – способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, сплочению детской группы; – развивать коммуникативные способности; речь детей, навыки связной речи; – воспитывать умение слышать друг друга; – создание условий для проведения профилактики утомления детей на занятии. |
Хвалит детей.
Организация «обратной связи». |
Радуются успеху. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. | Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цели.
(Мы сегодня были вместе. Нам это помогло выполнить все задания. Справиться с затруднением). Выражение своего эмоционального состояния в речевой форме, эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. Развитие чувства эмпатии. Формирование самостоятельности через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах. Создание условий для формирования и развития навыков взаимодействия дошкольников, гармонизацию детских отношений через игровые технологии. Научить детей снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение. Развивать воображение. Развивать внимание, уважение к говорящему, умение анализировать свои ощущения. Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников. |
Технология эмоционально-чувственного погружения. |
Ритуал прощания
(2 минуты) |
Время нашей встречи подошло к концу. Мне было очень приятно с вами сегодня заниматься. А вам? – Предлагаю тому, кто слева от нас, сказать – мне было радостно играть с тобой, увидимся в группе.
–формировать основы духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников; – способствовать созданию положительного эмоционального настроя, поддерживать положительный эмоциональный настрой в группе. |
Провожает детей | Прощаются
друг с другом. |
Вовлеченность в игру, формирование умение выражать радость, эмоции, эмоциональное состояние от общения друг с другом. | Игровая технология |