Монид Любовь Евгеньевна
педагог - психолог
г. Зима, Иркутская область, МБОУ «Начальная школа - Детский сад № 11»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43087
Всероссийский конкурс «Лучшая технологическая карта урока», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: технологическая карта «Цветок дружбы - как научиться дружить»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43087


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – Детский сад № 11»

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности

аттестуемого работника по должности «педагог – психолог»

Монид Любови Евгеньевны

«Цветок дружбы – как научиться дружить»

реализация образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»

интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие

Подготовительная группа комбинированной направленности

продолжительность мероприятия: 30 минут.

 

                   г. Зима, 2022 г

Составитель: педагог-психолог Монид Любовь Евгеньевна  

Тема: «Цветок дружбы – как научиться дружить». 

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», в интеграции «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа: дети 6-7 лет (10 человек), преимущественно с проблемами в развитии эмоциональной сферы (застенчивость, эмоциональное напряжение) 

Форма организации: подгрупповая 

Форма совместной деятельности (используемые технологии): Игровая технология. Технология эмоционально-чувственного погружения. 

Вид занятия: развитие эмоционально-личностной сферы. 

Форма работы: интегрированная деятельность. 

Виды деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная

 

Средства: 

Наглядные: один большой обруч и маленькие обручи по количеству детей. 

Мультимедийные: ИКТ (проектор, ноутбук, презентация «Цветочная поляна», «Дом»). 

Музыкальные: аудиозапись спокойной мелодии, аудиозапись для аппликации «Веселые мартышки». 

Материалы для детей: материалы для аппликации, клей-карандаш, влажные салфетки для рук, цветные карандаши, подушки.  

Ожидаемый результат: Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей. Эмоциональное раскрепощение, настрой на занятие. Установление эмоционального контакта между участниками. -снятие внутреннего напряжения, тревожности; -нормализация аффектно-эмоциональной сферы; -снижение частоты конфликтов и ссор с детьми; -развитие понимания эмоционального состояния другого человека; -развитие навыков межличностного общения через эмоциональные состояния.

            Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности

 

Тема занятия                                                         «Цветок дружбы – как научиться дружить»
Цель: Цель: создать условия для формирования у дошкольников чувства принадлежности к группе. 
Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Коррекционно – развивающие:

Коррекционно -воспитательные:

– продолжать формировать самостоятельность через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах; 

– стимулировать речевую активность детей через описание собственных эмоций и чувств; 

– обобщить знания и расширить представления детей об играх и игровых упражнениях, опираясь на знакомый материал; 

– закреплять знания детей о растениях (цветах); 

 –формировать основы духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников;

  

– умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других;

– развивать чувство эмпатии;

– способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, сплочению детской группы; 

– развивать коммуникативные способности; речь детей, навыки связной речи; 

– формировать навыки общения, учить работать в команде;

 -развивать внимание, логическое и наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение;

  1. – развивать умение снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение.
– воспитывать культуру речи;

– воспитывать умение слышать друг друга;

– расширить возможности   ребенка через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;

 -формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения; 

 – способствовать созданию положительного эмоционального настроя, поддерживать положительный эмоциональный настрой в группе.  

-воспитывать стремление выполнять заданное до конца.

Здоровьесберагающие: Создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии; обеспечение  физиологически  необходимых этапов  восприятия  и  переработки  новой информации.
Задачи образовательной программы                          С учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Коррекционно – образовательные: Способствовать коррекции застенчивости путем участия в публичных выступлениях. 
Коррекционно -развивающие: Развивать чувство самоконтроля, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции. 

Способствовать развитию умения

Коррекционно -воспитательные:  Взаимопонимания со сверстниками, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

 

Этапы 

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Задачи этапа

Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый                          результат Используемая технология 
Ритуал 

приветствия 

(2 минуты)

 

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!   И предлагаю вам поздороваться необычным способом. Для этого нужно встать в круг. Сейчас я назову имя того, кто стоит от меня справа и скажу, что очень рада видеть его. И так мы продолжим здороваться по кругу друг за другом. 

– Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

– Актуализировать ситуацию, формировать навык сотрудничества;

– Создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии

Приветствует детей. Располагает детей к общению и положительному отклику, через похвалу и невербальные средства общения.  Приветствуют воспитателя. 

Улыбаются. 

Произнести и услышать имена всех участников, по возможности сразу же запомнить. Участники мероприятия будут ближе друг к другу, лучше понимать друг друга.

Сформулировать «детскую» цель. например: Мы хотим вместе играть, общаться и заниматься). Мы выполним задание, которое нам надо выполнить.

Позитивный эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность, сосредоточение на предстоящее общение. Готовность детей к совместной деятельности с педагогом и сверстниками. Положительный эмоциональный отклик. 

Игровая технология 
Мотивация на совместную деятельность (Звучит спокойная мелодия).  Формулирование цели.

Введение в ситуацию.

(2 минуты)

-Ребята, на что похожа фигура в центре нашего зала? -Как вы думаете, почему именно форма цветка? С чем сегодня будет связана наша встреча? 

– Продолжать формировать самостоятельность через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах; – стимулировать речевую активность детей;

– развивать внимание, логическое и наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение; – создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии

Акцентирует внимание на фигуру из обручей, задает вопросы, эмоционально 

Заинтересовывает.

Слушают, отвечают на 

вопросы 

Появление у детей заинтересованности 

Обобщение знаний и расширение представлений детей об играх и игровых упражнениях, опираясь на знакомый материал. –Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. 

Игровая технология
Организация детей. 

Актуализация знаний и умений.

Затруднение в ситуации.

«Открытие» нового знания (способа действия)

(8 минут)

– Мне очень интересно было слушать ваши ответы, спасибо. А сейчас найдите глазами тот лепесток нашего цветка, который вам больше всего нравится. Можете встать именно возле него. – Расскажете мне, почему вы выбрали именно его? Какой он? – Замечательно. 

– А сейчас посмотрите на ваш лепесток и определите мысленно его середину. Все нашли середину? – А теперь положите туда ваши подушки и сядьте на них. 

Отлично! У всех получилось? 

-Закройте глаза и попробуйте почувствовать себя в обруче как у себя дома… Все представили круг своим домиком? Предлагаю вам пофантазировать, какой он ваш дом, где он находится, что его окружает? Все представили? Замечательно! 

– Откройте глаза и посмотрите на ребят вокруг. Не кажется ли вам, что вы находитесь в одном уютном и дружном домике – нашем цветочке? 

– Создание условий для проведения профилактики утомления детей на занятии; 

– Обобщить знания и расширить представления детей об играх и игровых у

пражнениях, опираясь на знакомый материал; – закреплять знания детей о растениях (цветах); –формировать основы духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников; – умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других; – развивать чувство эмпатии; – способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, сплочению детской группы; – формировать навыки общения, учить работать в команде; – развивать умение снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение;  

Организует детей в процессе выбора места, задает наводящие вопросы 

Побуждает к проведению релаксационного упражнения. 

Акцентные вопросы:

Что вы сейчас будете делать?

Как будете выполнять задание?

Выбирают место дальнейшей деятельности, описывают его качества. Фантазируют.  Проявление умения детей выбирать и договариваться друг с другом. Формирование самостоятельности через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах. Эмоциональная заинтересованность детей, вовлеченность всех ребят в общее дело, сплоченность 

Сформулировать причину затруднения: нам трудно было найти середину, положить подушки и почувствовать себя в обруче.

Поставить перед собой не менее 1 задачи для устранения затруднения (научиться работать в одной команде).

Активизация мыслительной деятельности.  

Интерес к предстоящей деятельности.

Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников.

Стимулирование речевой активности детей через описание собственных эмоций и чувств.

Технология эмоционально-чувственного погружения. 
Совместная деятельность «Аппликация» 

(Меняется музыка) (Звучит релаксационная 

мелодия.) 

 

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

  

(7 минут)

– Подумайте, как можно украсить ваш домик? – Предлагаю вам подойти к столу и взять то, что я приготовила для украшения ваших домов.  

– Какие вы молодцы! Если вы хотели бы продолжить украшение вашего домика, то не переживайте, у вас будет такая возможность в группе, предлагаю вам после окончания нашей встречи взять ваши работы с собой. 

– Продолжать формировать самостоятельность через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах; – формировать навыки общения, учить работать в команде; -развивать внимание, логическое и наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение;

Переключает внимание на аппликацию. Объясняет особенности выполнения задания. 

Хвалит детей. Проговаривает об открытом временном конце 

Подходят к столу. 

Украшают домики с помощью аппликации.  Делятся друг с другом результатами. 

Эмоциональная заинтересованность детей, вовлеченность всех ребят в общее дело, сплоченность. Развивать воображение Проявление интереса к выполнению задания. Развивать умение переключать 

Внимание. Научить работать в команде, вместе с детьми и родителями. Развитие внимания, логического и наглядно-образного мышления, зрительной памяти, воображения.

Игровая технология 
Игра «Волшебное 

перо» 

Анализ

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

  

(3 минуты)

– А сейчас я предлагаю вам подойти к своим лепесткам. Много жителей в нашем домике? Давайте улыбнемся каждому из них. 

– Я предлагаю сейчас вам побыть в роли каждого отдельного цветка, у которого есть то название, которое вы выберете себе сами. Сейчас мы составим прекрасный букет. Предлагаю первой представиться Лизе, которая стоит от меня справа и пригласить в букет одного из ребят, затем тот, кого выбрала Лиза принимает приглашение и встает рядом с Лизой, обнимая её. После этого он представляется сам и приглашает следующего участника и т.д., пока у нас не получится красивый и пышный букет; 

– Расширить возможности   ребенка через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность; -формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения; – создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии.

Направляет детей. 

Объясняет задание. 

 

Выбирают мысленно название цветка. 

Выбирают участников. 

Вовлеченность в игру, формирование позитивного отношения к сверстникам Эмоциональная заинтересованность детей. 

Позитивный эмоциональный настрой; творческая активность; индивидуальное самовыражение детей, удовлетворение от совместной деятельности.

Умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.

Игровая технология
Рефлексия 

(3 минуты)

Осмысление 

(3 минуты)

– Как хорошо мы справились с этим заданием, у нас получился самый красивый в мире букет! Молодцы! 

Мне очень понравился ваш букет. 

– Предлагаю вам закрыть глаза и почувствовать каждый цветочек в букете… 

– Сейчас я буду касаться волшебным перышком каждого из вас и тот, кто почувствует прикосновение, может открывать глаза и тихонько вставать на свой лепесток. 

– Молодцы! Сейчас мы обсудим то, что вам больше всего понравилось на нашей встрече. А с какими трудностями вы столкнулись сегодня? В какую игру вы хотели бы поиграть еще раз? Замечательно! 

Рефлексия, Беседа:

-Что мы делали? В какие игры мы играли? 

 – Что мы сначала не знали? 

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Что было самым интересным? 

– Что было самым трудным? 

– Вам понравилось, ребята играть вместе, в одной команде?

– Стимулировать речевую активность детей через описание собственных эмоций и чувств; – умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других; – способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, сплочению детской группы; 

– развивать коммуникативные способности; речь детей, навыки связной речи;

– воспитывать умение слышать друг друга; – создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии.

Хвалит детей. 

Организация «обратной связи». 

Радуются успеху. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.  Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цели.

(Мы сегодня были вместе. Нам это помогло выполнить все задания. Справиться с затруднением).

Выражение своего эмоционального состояния в речевой форме, эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.
Умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других;

Развитие чувства эмпатии. Формирование самостоятельности через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах. Создание условий для формирования и развития навыков взаимодействия дошкольников, гармонизацию детских отношений через игровые технологии. 

Научить детей снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение. Развивать воображение. Развивать внимание, уважение к говорящему, умение анализировать свои ощущения. Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников.

Технология эмоционально-чувственного погружения. 
Ритуал прощания

(2 минуты)

Время нашей встречи подошло к концу. Мне было очень приятно с вами сегодня заниматься. А вам? – Предлагаю тому, кто слева от нас, сказать – мне было радостно играть с тобой, увидимся в группе.

формировать основы духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников– способствовать созданию положительного эмоционального настроя, поддерживать положительный эмоциональный настрой в группе.  

Провожает детей Прощаются 

друг с другом.

Вовлеченность в игру, формирование умение выражать радость, эмоции, эмоциональное состояние от общения друг с другом. Игровая технология 

 

 

        

технологическая карта «Цветок дружбы – как научиться дружить»