Новолодская Марина Геннадиевна
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад «Аленка» с. Кудара Республика Бурятия
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43112
Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов «Логопедическое занятие»
Наименование конкурсной работы: Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш «В гостях у Смешариков»
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43112


Учитель-логопед МАДОУ Детский сад «Аленка» 

с. Кудара, Республика Бурятия

Новолодская Марина Геннадиевна

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях» «В гостях у Смешариков»

Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях, гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:

Закреплять навыки правильного произнесения звука Ш в слогах, словах, предложениях; 
Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух позицию звука Ш в слове, исправлять неправильно произносимый звук.
Коррекционно-развивающие:

Формировать у детей четкие движения артикуляционного аппарата и пальцев рук;

Формировать умение правильного речевого дыхания;

Вырабатывать четкие координированные движения тела во взаимосвязи с речью;

Активизировать межполушарное взаимодействие через двигательные приемы;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, чувство ритма, зрительно-двигательную координацию;

Развивать социально-коммуникативные навыки у детей.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность и активность.

Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Оборудование: игрушки Смешарики, предметные картинки, нарисованный грузовик с прорезями, воздушные шарики, картинки-символы, тренажеры: пластиковые коврики с игольчатой поверхностью, индивидуальные комплекты символов гласных звуков на резинках на пальцах по количеству детей, аудиозаписи для физминутки и муз.игры, зонт, столы детские, карандаши. 

Предварительная работа:

Закрепление произношения изолированного звука Ш, автоматизация звука Ш в открытых и закрытых слогах, в словах и предложениях, разучивание логоритмической игры «Машинки», «Зонтик», обучение работе на тренажерах.
Ход занятия: 
1. Организационный момент. 
Психолог: 

Здравствуйте ребята. Предлагаю вам поиграть в игру-приветствие «Зонтик». (Дети сидят в кругу, первый ребенок держит над собой зонтик в левой руке).

Это кто под зонтом? (все вместе)

Это я Геля (отвечает ребенок)

Это ты, Геля? (все вместе)

Здравствуй, Геля! (все вместе) далее по очереди передают левой рукой зонтик дальше и здороваются с каждым ребенком.

Логопед: Ребята, а вы любите ходить в гости? Сегодня нас пригласили к себе в гости Смешарики. 

Логопед читает стихотворение.
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

  1. Акустико-артикуляционная характеристика звука.
    Смешарики пригласили к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышали? Да, это звук Ш. Давай покажем, как мы его произносим.
    В каком положении губы? (Губы улыбаются, зубы видны).
    Где находится язычок? (Вверху за зубами в форме “чашечки”).
    Покажи рукой, какой язык.
    Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
    Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).
    Твердый или мягкий? (Звук Ш всегда твердый).
    Определите, где находится звук Ш в словах Бараш, Лосяш, Нюша, Крош, в начале, середине или конце слова?
    3. Самомассаж лица, рук, языка. Логопед: Перед тем, как пойти в гости к Смешарикам, нам надо подготовиться. (Проводится массаж рук, лица и языка по картинкам – символам).
  2. Нейроупражнение «Волшебные деревья». Упражнение на дыхание.
    Психолог: 

В гости к Смешарикам ведет дорога через лес. Деревья в этом лесу стоят голые и страшные. Чтобы веселее было через него пройти, давайте украсим деревья листочками. (Звучит музыка. Дети дорисовывают одновременно двумя руками листья и ветки на деревьях). 

Логопед:

Посмотрите, какой волшебный лес кругом, давайте подышим ароматами этого леса. (Дети выполняют упражнение на дыхание: вдох носом, плавный выдох ртом). Какие запахи вы почувствовали? (ответы детей).

Вот мы и пришли в гости к Смешарикам. (Дети здороваются с игрушками)

 

  1. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.

Игра «Повторялки – Заклиналки». 

Логопед: Бараш предлагает нам поиграть в игру “Повторялки- заклиналки”. Он будет произносить слоги, а вы повторяйте так, как он скажет.

(Дети повторяют слоги, одновременно прижимая по очереди пальцами к тренажеру при произнесении ударного гласного)
Аша-Аша-Аша
ошО-ошО-ошО
Ушу-Ушу-Ушу
ишИ-ишИ-ишИ
Ышы-Ышы-Ышы
эшЭ-эшЭ-эшЭ
Говорим Барашу «спасибо», а нас ждет Лосяш.

 

  1. Произнесение звука Ш в словах. Игра «Слова-рифмы»
    Логопед: Лосяш приготовил для вас интересную игру в слова-рифмы. Посмотрите на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положите эти картинки рядом. (Дети выполняют задание, произносят слова-рифмы, выделяя автоматизируемый звук голосом)                                                                  

                                                          Даша…каша

Мышата…кукушата

Мешок…петушок

Камыши…малыши

Ноша…калоша

 

Психолог: Отлично поиграли. Ребята, Смешарики предлагают вам прокатится на машине. 

  1. Физкультминутка. Нейрологоритмическая игра «Машина»

  2. Развитие фонематического слуха. Игра «Исправь ошибку».
    Логопед: А теперь нас зовет кролик Крош. Он тоже хочет поиграть с вами. Он будет называть слова неправильно звучащие, а вы называйте правильное слово.
    мыфата – мышата, ухи-уши, махына-машина, петуфок-петушок, тисина-тишина, помасю-помашу, высина-вышина, катюфа-Катюша, калося-калоша, нюся-Нюша.

Молодцы, спасибо Крош, а нас зовет играть Нюша.
9. Закрепление звука Ш в предложениях. Игра «Что в машине?»
Логопед: Она для вас приготовила свою игру. Нюша просит вас назвать, что в машине и запомнить картинку (картинки в прорези кузова вставляются так, чтобы видна была только половина рисунка, дети узнают картинку по ее части, проговаривают «В машине мыши» и т.д., в конце игры проверяют, кто больше запомнил картинок.)

  1. Музыкально-ритмическая игра «Рисуем мелодию»

Ребята, как здорово мы поиграли со Смешариками. А теперь предлагаем вам показать Смешарикам нашу музыкальную игру. (Проводится муз.игра: звучит музыка, в процессе ее слушания дети водят указательным пальцем по ритмическому рисунку на листе в соответствии с ходом музыки).
11. Итог занятия
Ну вот ребята мы побывали в гостях у Смешариков и нам пора прощаться с ними. Вам понравилось? а какая игра вам больше понравилась? Смешарики дарят вам воздушные шарики и говорят До свидания!

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш «В гостях у Смешариков»