Иванова Надежда Алексеевна
Педагог-психолог
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43124
Всероссийский конкурс для психологов «Консультация педагога-психолога»
Наименование конкурсной работы: Консультация «Формирование элементарных математических представлений в онтогенезе у детей с ТНР и ЗПР в соответствии с ФАОП».
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43124


Консультация «Формирование элементарных математических представлений в онтогенезе у детей с ТНР и ЗПР».

Подготовил: педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №35» Иванова Н.А

  • Формирование элементарных математических представлений у детей с ТНР на этапе дошкольного детства.
Временные представления Представления о числе и вычислительной деятельности Представления о форме Представления о величинах и их измерении Пространственные представления
Первая младшая 

группа

 (2-3 года)

Различает день-ночь Группирует однородные предметы. Выделяет «один» и «много», «пустой», «полный». Счета нет. Узнает шар и куб, называет признак «катится», «не катится». Называет размер «большой», «маленький». Умеет ориентироваться «на себе».
Вторая младшая группа 

(3-4 года)

Различает день-ночь, зима-лето. Умеет ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь).  Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»

Может определить количество предметов без пересчета и путем пересчета (один, два, три). Может использовать слова один, два, три, ни одного, по одному, много. Понимает вопросы: Сколько? Поровну? Больше? Меньше?

Различает и называет круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

Различает объемные плоскостные фигуры (круг – шарик, квадрат – кубик)

Умеет сравнивать два предмета по величине (путем приложения, наложения, сопоставления)

Может использовать слова: большой, маленький.

Правильно ориентируется: на себе, от себя (вверху, внизу, спереди, сзади), на плоскости в большом пространстве.

Понимает смысл обозначения: вверху-внизу, впереди-сзади, на, над- под, верхняя-нижняя. 

Средняя 

группа 

(4-5 лет)

Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность. Умеет ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь) Сравнивает количество предметов в группах на основе счета до 5, приложением, наложением. Отсчитывает предметы из большего количества в пределах 5

Правильно отвечает на вопрос: Сколько всего? Который по счету? Владеет порядковым счетом до 5. Умеет сравнивать две группы предметов и уравнивать две неравные группы, добавляя один и убавляя один. Умеет сравнивать по количеству две группы предметов, различающиеся по размеру и расположению

Различает и называет плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр) Умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения) Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости). Может ориентироваться в пространстве и на плоскости по слову и на схеме
Старшая 

группа 

(5-6 лет)

Ориентируется во времени (вчера — сегодня — завтра; сначала — потом). Называет времена года, части суток, дни недели Правильно пользуется порядковыми и количественными числительными до 10. уравнивает 2 группы предметов (+1 и -1)

Владеет навыками счета до 10.

Отсчитывает предметы из большего количества в пределах 10.

Правильно отвечает на вопросы: Сколько всего? Который по счету?

Умеет сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой)

Может сравнивать множества и уравнивать их разными способами.

Умеет составлять числа из единиц в пределах 5 

Понимает, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета. 

Различает и называет плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр)

Соотносит объемные и плоскостные фигуры. Владеет понятием «четырехугольник».

Выкладывает ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением. Умеет сравнивать предметы с помощью условной меры по длине, ширине, высоте

Умеет пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче)

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

Может ориентироваться в пространстве и на плоскости по слову и на схеме.

Умеет ориентироваться на плане, схеме группы, определяет и называет положение предмета относительно другого (левее, правее, сзади и т.д.)

Подготовительная группа (6-7 лет) Знает временные отношения: день — неделя — месяц, минута — час (по часам), последовательность времен года и дней недели. Называет дни недели и месяцы года. Умеет определять время по часам. Количественный и порядковый счет в пределах 10, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5). Владеет навыками порядкового и количественного прямого и обратного счета до 10

Называет предыдущее и последующее число.

Может увеличивать и уменьшать заданные числа на 1

Умеет раскладывать заданное число на 2 меньших.

Умеет придумывать и решать задачи на сложение и вычитание до 10

Умеет пользоваться знаками +, -, =

Различает и называет плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр).

Соотносит объемные и плоскостные фигуры. Владеет понятием «четырехугольник», многоугольник. Различает и называет понятия «линия», «отрезок». Умеет делить знакомые плоскостные фигуры на несколько частей и составлять целое.

Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой. Сравнивает предметы с помощью условной меры по длине, ширине, высоте, толщине Ориентируется на плоскости и в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее)

Ориентируется на плане, схеме группы/участка, на плоскости листа.

  • 2. Формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР на этапе дошкольного детства.
Представления о числе и вычислительной деятельности Временные представления Представления о форме Представления о величинах и их измерении Пространственные представления
Вторая младшая группа 

(3-4 года)

Ориентируется в понятиях один-много. 

Понимает конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же. Устанавливает равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большего.

Понимает смысл слов: утро – вечер, день – ночь, связывает части суток с режимными моментами. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму на основе практического примеривания. Понимает смысл слов «большой», «маленький». Понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска). 
Средняя 

Группа 

(4-5 лет)

Считает до 5 (количественный счет), может ответить на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество.  Определяет части суток, связывая их с режимными моментами. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.  Сравнивает два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе примеривания.  Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади; далеко – близко). Понимает и правильно употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов – на, в, из, под, над. 
Старшая 

Группа 

(5-6 лет)

Считает (отсчитывает) в пределах 5. 

Пересчитывает и называет итоговое число. 

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 5), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). 

Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Понимает значения слов вчера, сегодня, завтра. Понимает и называет геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, детали конструктора.  Сравнивает 2-3 предмета практически: контрастные (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения; размещает предметы различной величины (до 1 до 3) в порядке возрастания, убывания их величины (матрешек строит по росту). Использует понятия, обозначающие размерные отношения предметов (красная башенка самая высокая, синяя – пониже, а желтая –   самая низкая.  Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам; знает правую и левую руку; понимает и правильно употребляет предлоги в, на, под, над, около. 

Ориентируется на листе бумаги (вверху – внизу, в середине, в углу)

Подготовительная группа (6-7 лет) Считает до 10 (количественный, порядковый счет). 

Называет числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10. 

Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. 

Называет состав чисел в пределах 5 из двух меньших. 

Выстраивает «числовую лесенку». Осваивает в пределах 5 состав числа из единиц. 

Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками. 

Определяет и называет временные отношения (день – неделя – месяц);

Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Называет и сравнивает геометрические фигуры.  Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость).

Выстраивает сериационный ряд из 7-10 предметов, пользуется степенями сравнения при соотнесении размерных параметров (длиннее – короче). 

Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. 

Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения). Делит предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивает целый предмет и его часть.

Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов.

 

 Источники:

 

  1. ФАОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР).
  2. ФАОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития.
  3. Метлина Л.С. Математика в детском саду.
  4. Верещагина Н.В. Диагностика индивидуального развития детей с ТНР (3-4, 4-5, 5-6 лет).
  5. Верещагина Н.В. Диагностика индивидуального развития детей с ТНР (3-4, 4-5, 5-6 лет)

 

Консультация «Формирование элементарных математических представлений в онтогенезе у детей с ТНР и ЗПР в соответствии с ФАОП».