Каюмова Алсу Райхановна, учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 им. Н.Н. Алтынова ЗМР РТ»
12.02.2024 г.
3 а класс. Количество учащихся- 26 человек.
«Жанры музыкального фольклора»
Цель урока: сформировать представление учащихся о богатстве музыкальной культуры России на примере многожанровости русских народных песен.
Задачи:
Образовательные:
- выявить различия между народной и композиторской музыкой;
- сформировать представления о русской народной песни;
- познакомить учащихся с различными жанрами народной песни;
- выявить неразрывную связь между народной песней и жизнью русского народа;
- разучить песню «Солдатушки, бравы ребятушки.
Развивающие:
- развивать умение выделять жанровые особенности народной песни;
- развивать вокально – хоровые навыки учащихся, музыкальный слух;
- развивать навыки исполнительской деятельности. Воспитательные:
- воспитать интерес к музыкальному наследию русского народа, способствовать бережному отношению к истории нашей страны.
УУД:
Предметные: знать музыкальные и культурные традиции своего народа, понимать термины: фольклор, песня, жанр музыки, мелодия.
Метапредметные:
- регулятивные: корректировать собственное исполнение, самоконтроль интонации и дикции в исполняемом произведении;
- коммуникативные: осуществлять музыкально – исполнительский замысел при коллективном исполнении песни; умение согласованно работать в группе и принимать совместное решение;
- познавательные: совершенствовать представления о музыкальной культуре своей Родины, приобретать опыт музыкально – творческой деятельности через прослушивание и исполнение лучших образцов русской народной музыки.
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости через восприятие музыкального творчества своего народа, здоровьесберегающий компонент (использование физминуток на уроке, использование различных движений при характеристики жанров русской народной песни).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Музыкальный материал: Русские народные песни: «Ты, река ль моя реченька», «Как пойду я на быструю речку», «Во поле берёза стояла», «А мы просо сеяли»
– обработка М. Балакирева, Н.Римского – Корсакова, «Колыбельная» – обработка А. Лядова, «Солдатушки, бравы ребятушки», «Моя Россия» И.Струве.
Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, иллюстрация картины «Полдень» К.С.Петрова – Водкина,
Ход урока
После звонка дети входят в класс под музыку песни «Моя Россия» и спокойно встают около парт.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие учителя. Ритмическая разминка («Ритмическое эхо»).
Активизация знаний:
Учитель: Итак, ребята, на прошлом уроке мы познакомились с Господином жанром, кто это такой?
Дети: Это вид музыки.
Учитель: А какой жанр приходил к нам в гости? Дети: Песня.
Учитель: Молодцы! А как называется песня без слов? Дети: Вокализ.
Учитель: Правильно. Так из чего же состоит песня? Дети: Из музыки и стихов.
Учитель: А ещѐ она состоит из куплетов и припева. А кто скажет, чем куплет отличается от припева?
Дети: Куплеты разные, а припев один.
Учитель: Правильно!
Изучение нового материала
Учитель: А тему нашего сегодняшнего урока вам придѐтся определить самим, поэтому будьте внимательны. Под какую музыку вы вошли в класс? О чѐм она?
Дети: О Родине, о России.
Учитель: А как вы думаете это музыка композиторская или народная? Дети: Композиторская, но очень похожа на народную.
Учитель: А чем? Какая она была? Дети: Плавная, распевная, протяжная.
Учитель: Молодцы, вы мне назвали некоторые черты народной песни! А что в песне главное мелодия или слова?
Дети: Мелодия – именно она раскрывает чувства и настроения человека.
Учитель: Итак, первая загадка раскрыта, значит сегодня мы будем продолжать разговор о песне, но это ещѐ не всѐ. (Учитель читает стихотворение Г. Серебрякова. «Ты откуда русская зародилась музыка?»)
– Ты откуда русская зародилась музыка? То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась, как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки, Пролетели гуси – уронили гусли.
Уж порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня?
дел.
С песней на Руси родились!
Учитель: Так о чѐм шла речь в данном стихотворении? Дети: О рождении песни.
Учитель: Действительно, так как же рождается песня? Кто еѐ сочиняет? (Слайд 1)
Дети: Песню сочиняют слово к слову, звук к звуку в процессе каких-то
Учитель: А раз это делается группой людей, т.е. коллективно, песня и
называется народной.
Учитель: Обратите внимание на слайд (на слайде 2 картина «Полдень»).
Какое у вас настроение при просмотре картины?
Дети: Спокойствие, умиротворение, дружелюбие.
Учитель: А почему у вас возникли такие ощущения? Что вы на ней видите?
Учитель выслушивает ответы детей и подводит итог после ответов, показывая на картину.
Учитель: Действительно, здесь мы видим и мать, кормящую своѐ дитя, и людей, занятых работой, и похороны.
Песня сопровождает человека на протяжении всей жизни. От момента рождения до момента смерти. Можно сказать, что песня – это зеркало жизни человека. Все события жизни отражены в песне, поэтому русская песня такая разная по содержанию и звучанию. Обратите внимание на слайд (Слайд 3), сегодня мы знакомимся со следующими жанрами русской народной песни. Это: колыбельные, лирические, солдатские, плясовые, хороводные, частушки.
Но чтобы лучше узнать жанры русской народной песни, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай – ка», для этого поделимся на две группы. Каждая группа после просмотра видео или прослушивания музыкального фрагмента, посоветовавшись с одноклассниками, попробует рассказать нам в какие
моменты жизни исполнялись прозвучавшие песни и чем они отличаются друг от друга.
Дети делятся на группы, при желании каждая группа может придумать себе название.
Учитель: С этой песней человек сталкивается сразу после рождения. Что это за песня? Как она звучит и почему?
Дети 1 группы: (после прослушивания, обсудив): Колыбельная песня (Слайд 4). Она плавная, мягкая, нежная, спокойная. А звучит так, потому что желание мамы успокоить малыша, подарить ему тепло раскрыто в звучании.
Учитель: Ребята, предлагаю вам представить себя в роли мамы, качающей колыбель и подвигаться под музыку.
Учитель: Ребѐнок, взрослея, начинал помогать своим родителям, а, как известно, русский народ очень трудолюбив. С каким жанром р.н.п. он знакомился? И как звучали эти песни?
Дети 2 группы: Трудовые. Звучали тяжело, т.к. работа была нелѐгкой.
Учитель: Очень часто на территорию нашей Родины вторгались враги и русский народ вставал на защиту своей Отчизны. Какие это песни, как они звучат и почему?
Дети 1 группы: Солдатские песни (Слайд 5). Звучат ритмично, чѐтко, собранно. Здесь мы видим, как собраны воины, идущие в марше на бой.
Учитель: Предлагаю всем представить себя солдатами – собранными, серьѐзными, дисциплинированными и маршировать в такт музыки.
Учитель: Молодцы! Солдаты уходили на войну, а молодые девушки собирались вместе, разговаривали, рукодельничали и напевали именно эти песни. Что это за песни, как они звучат и почему?
Дети 2 группы: Это лирические песни (Слайд 6), они чаще о любви, переживаниях, о красоте русской природы. Они спокойные, мелодичные,
напевные, протяжные, светлые. А звучат так, потому исполнялись в обстановке дружелюбной, спокойной, умиротворѐнной.
Учитель: Именно эти песни часто исполнялись, сопровождая какой-либо обряд, например, свадебный, очень красивый и неповторимый. Также во время различных обрядов звучали и эти песни (Слайд 7).
Дети 1 группы: Хороводные. Звучат легко, танцевально.
Учитель, если позволяет пространство класса, даѐт возможность поводить хоровод.
Учитель: Ну, наконец, ещѐ одна группа песен. Русские люди умеют не только работать, но и отдыхать, эти песни исполнялись на праздниках. Какие это песни?
Дети 2 группы: Это плясовые, частушки (Слайд 8). Они весѐлые, задорные, шутливые, удалые. А звучат так, потому что при их исполнении народ веселился, пел и танцевал.
Учитель: Молодцы! Обе группы очень хорошо поработали, а теперь надо бы и отдохнуть, давайте встанем со своих мест и попробуем окунуться в атмосферу праздника.
Русский народный танец -это могут быть притопы, наклоны в такт музыки, вождение хоровода, хлопки и т.д. (дети переключаются на другой вид деятельности – исполнительство, а учитель проводит, таким образом, физминутку).
Первичное осмысление и закрепление.
Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Учитель раздаѐт заранее подготовленные листы с тестами.
Тест
- Песня – это…а) пьеса для трубы, б) музыкальное произведение для голоса, в) произведение для оркестра.
- Одной из отличительных черт песни является: а) напевность, плавность мелодии, б) отрывистость, в) наличие рифмы в тексте.
- Песня «Солдатушки, бравы ребятушки» – это а) трудовая песня, б) солдатская песня, в) плясовая песня.
- Фольклор – это а) народное творчество, б) композиторская музыка
- Как звучат плясовые песни и частушки? а) весело, задорно, б) грустно, тоскливо, в) героически, патриотично.
Работы дети проверяют самостоятельно, делясь на 2 группы.
Коллективная исполнительская деятельность.
Вокально – хоровая работа:
- Дыхательная гимнастика.
- Распевание (использование различных попевок народного творчества:
«Ходит зайка по саду», «Солнышко – колоколнышко», «У кота Воркота»).
- Разучивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки» (Слайд 9).
Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: О чѐм рассказывают нам русские народные песни? (Слайд 10) Дети: О Родине, о жизни народа.
Учитель: С какими жанрами русской народной песни мы познакомились на уроке? Какой жанр вам понравился больше и почему?
Дети перечисляют жанры русской народной песни, высказывают своѐ отношение к жанрам. Детям предлагаются карточки с изображениями, имеющими отношение к жанрам русской народной песни. Учитель делит классную доску на 3 сектора: колыбельные, солдатские, плясовые песни. Дети прослушивают музыкальный фрагмент и крепят карточку по разрешению учителя в нужный сектор (Слайд11).
Учитель: Молодцы, ребята! А как вы думаете, какие чувства вкладывал народ в сочинение песни?
Дети: Любовь, уважение к Родине и к родным людям. Учитель: А как вы относитесь к своей Родине?
Ответы детей.
Учитель: Давайте оценим свою работу Кто был самым активным, сообразительным? Как вы оцениваете свою работу.
Домашнее задание: обсудить с родителями тему урока, спросить и записать русские народные песни, исполняемые в семье.
Оценки за урок.
Выход с урока под песню «Солдатушки, бравы ребятушки».