Каюмова Алсу Райхановна
учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 им. Н.Н. Алтынова ЗМР РТ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43130
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Открытый урок музыки в 3 классе
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43130


Каюмова Алсу Райхановна, учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 им. Н.Н. Алтынова ЗМР РТ»

12.02.2024 г. 

3 а класс. Количество учащихся- 26 человек.

      «Жанры музыкального фольклора»

 

Цель урока: сформировать представление учащихся о богатстве музыкальной культуры России на примере многожанровости русских народных песен.

Задачи:

Образовательные:

  • выявить различия между народной и композиторской музыкой;
  • сформировать представления о русской народной песни;
  • познакомить учащихся с различными жанрами народной песни;
  • выявить неразрывную связь между народной песней и жизнью русского народа;
  • разучить песню «Солдатушки, бравы ребятушки.

 

Развивающие:

  • развивать умение выделять жанровые особенности народной песни;
  • развивать вокально – хоровые навыки учащихся, музыкальный слух;
  • развивать навыки исполнительской деятельности. Воспитательные:
  • воспитать интерес к музыкальному наследию русского народа, способствовать бережному отношению к истории нашей страны.

 

УУД:

Предметные: знать музыкальные и культурные традиции своего народа, понимать термины: фольклор, песня, жанр музыки, мелодия.

Метапредметные:

  • регулятивные: корректировать собственное исполнение, самоконтроль интонации и дикции в исполняемом произведении;
  • коммуникативные: осуществлять музыкально – исполнительский замысел при коллективном исполнении песни; умение согласованно работать в группе и принимать совместное решение;
  • познавательные: совершенствовать представления о музыкальной культуре своей Родины, приобретать опыт музыкально – творческой деятельности через прослушивание и исполнение лучших образцов русской народной музыки.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости через восприятие музыкального творчества своего народа, здоровьесберегающий компонент (использование физминуток на уроке, использование различных движений при характеристики жанров русской народной песни).

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Музыкальный материал: Русские народные песни: «Ты, река ль моя реченька», «Как пойду я на быструю речку», «Во поле берёза стояла», «А мы просо сеяли»

– обработка М. Балакирева, Н.Римского – Корсакова, «Колыбельная» – обработка А. Лядова, «Солдатушки, бравы ребятушки», «Моя Россия» И.Струве.

Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, иллюстрация картины «Полдень» К.С.Петрова – Водкина,

 

Ход урока

После звонка дети входят в класс под музыку песни «Моя Россия» и спокойно встают около парт.

Организационный момент.

Музыкальное приветствие учителя. Ритмическая разминка («Ритмическое эхо»).

Активизация знаний:

Учитель: Итак, ребята, на прошлом уроке мы познакомились с Господином жанром, кто это такой?

Дети: Это вид музыки.

Учитель: А какой жанр приходил к нам в гости? Дети: Песня.

Учитель: Молодцы! А как называется песня без слов? Дети: Вокализ.

Учитель: Правильно. Так из чего же состоит песня? Дети: Из музыки и стихов.

Учитель: А ещѐ она состоит из куплетов и припева. А кто скажет, чем куплет отличается от припева?

Дети: Куплеты разные, а припев один.

 

Учитель: Правильно!

Изучение нового материала

Учитель: А тему нашего сегодняшнего урока вам придѐтся определить самим, поэтому будьте внимательны. Под какую музыку вы вошли в класс? О чѐм она?

Дети: О Родине, о России.

Учитель: А как вы думаете это музыка композиторская или народная? Дети: Композиторская, но очень похожа на народную.

Учитель: А чем? Какая она была? Дети: Плавная, распевная, протяжная.

Учитель: Молодцы, вы мне назвали некоторые черты народной песни! А что в песне главное мелодия или слова?

Дети: Мелодия – именно она раскрывает чувства и настроения человека.

Учитель: Итак, первая загадка раскрыта, значит сегодня мы будем продолжать разговор о песне, но это ещѐ не всѐ. (Учитель читает стихотворение Г. Серебрякова. «Ты откуда русская зародилась музыка?»)

– Ты откуда русская зародилась музыка? То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась, как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки, Пролетели гуси – уронили гусли.

Уж порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня?

 

дел.

С песней на Руси родились!

Учитель: Так о чѐм шла речь в данном стихотворении? Дети: О рождении песни.

Учитель: Действительно, так как же рождается песня? Кто еѐ сочиняет? (Слайд 1)

Дети: Песню сочиняют слово к слову, звук к звуку в процессе каких-то

 

Учитель: А раз это делается группой людей, т.е. коллективно, песня и

называется народной.

Учитель: Обратите внимание на слайд (на слайде 2 картина «Полдень»).

Какое у вас настроение при просмотре картины?

Дети: Спокойствие, умиротворение, дружелюбие.

Учитель: А почему у вас возникли такие ощущения? Что вы на ней видите?

Учитель выслушивает ответы детей и подводит итог после ответов, показывая на картину.

Учитель: Действительно, здесь мы видим и мать, кормящую своѐ дитя, и людей, занятых работой, и похороны.

Песня сопровождает человека на протяжении всей жизни. От момента рождения до момента смерти. Можно сказать, что песня – это зеркало жизни человека. Все события жизни отражены в песне, поэтому русская песня такая разная по содержанию и звучанию. Обратите внимание на слайд (Слайд 3), сегодня мы знакомимся со следующими жанрами русской народной песни. Это: колыбельные, лирические, солдатские, плясовые, хороводные, частушки.

Но чтобы лучше узнать жанры русской народной песни, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай – ка», для этого поделимся на две группы. Каждая группа после просмотра видео или прослушивания музыкального фрагмента, посоветовавшись с одноклассниками, попробует рассказать нам в какие

моменты жизни исполнялись прозвучавшие песни и чем они отличаются друг от друга.

Дети делятся на группы, при желании каждая группа может придумать себе название.

Учитель: С этой песней человек сталкивается сразу после рождения. Что это за песня? Как она звучит и почему?

Дети 1 группы: (после прослушивания, обсудив): Колыбельная песня (Слайд 4). Она плавная, мягкая, нежная, спокойная. А звучит так, потому что желание мамы успокоить малыша, подарить ему тепло раскрыто в звучании.

Учитель: Ребята, предлагаю вам представить себя в роли мамы, качающей колыбель и подвигаться под музыку.

Учитель: Ребѐнок, взрослея, начинал помогать своим родителям, а, как известно, русский народ очень трудолюбив. С каким жанром р.н.п. он знакомился? И как звучали эти песни?

Дети 2 группы: Трудовые. Звучали тяжело, т.к. работа была нелѐгкой.

Учитель: Очень часто на территорию нашей Родины вторгались враги и русский народ вставал на защиту своей Отчизны. Какие это песни, как они звучат и почему?

Дети 1 группы: Солдатские песни (Слайд 5). Звучат ритмично, чѐтко, собранно. Здесь мы видим, как собраны воины, идущие в марше на бой.

Учитель: Предлагаю всем представить себя солдатами – собранными, серьѐзными, дисциплинированными и маршировать в такт музыки.

Учитель: Молодцы! Солдаты уходили на войну, а молодые девушки собирались вместе, разговаривали, рукодельничали и напевали именно эти песни. Что это за песни, как они звучат и почему?

Дети 2 группы: Это лирические песни (Слайд 6), они чаще о любви, переживаниях, о красоте русской природы. Они спокойные, мелодичные,

напевные, протяжные, светлые. А звучат так, потому исполнялись в обстановке дружелюбной, спокойной, умиротворѐнной.

Учитель: Именно эти песни часто исполнялись, сопровождая какой-либо обряд, например, свадебный, очень красивый и неповторимый. Также во время различных обрядов звучали и эти песни (Слайд 7).

Дети 1 группы: Хороводные. Звучат легко, танцевально.

Учитель, если позволяет пространство класса, даѐт возможность поводить хоровод.

Учитель: Ну, наконец, ещѐ одна группа песен. Русские люди умеют не только работать, но и отдыхать, эти песни исполнялись на праздниках. Какие это песни?

Дети 2 группы: Это плясовые, частушки (Слайд 8). Они весѐлые, задорные, шутливые, удалые. А звучат так, потому что при их исполнении народ веселился, пел и танцевал.

Учитель: Молодцы! Обе группы очень хорошо поработали, а теперь надо бы и отдохнуть, давайте встанем со своих мест и попробуем окунуться в атмосферу праздника.

Русский народный танец -это могут быть притопы, наклоны в такт музыки, вождение хоровода, хлопки и т.д. (дети переключаются на другой вид деятельности – исполнительство, а учитель проводит, таким образом, физминутку).

Первичное осмысление и закрепление.

Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Учитель раздаѐт заранее подготовленные листы с тестами.

Тест

  1. Песня – это…а) пьеса для трубы, б) музыкальное произведение для голоса, в) произведение для оркестра.
  2. Одной из отличительных черт песни является: а) напевность, плавность мелодии, б) отрывистость, в) наличие рифмы в тексте.
  3. Песня «Солдатушки, бравы ребятушки» – это а) трудовая песня, б) солдатская песня, в) плясовая песня.
  4. Фольклор – это а) народное творчество, б) композиторская музыка
  5. Как звучат плясовые песни и частушки? а) весело, задорно, б) грустно, тоскливо, в) героически, патриотично.

Работы дети проверяют самостоятельно, делясь на 2 группы.

Коллективная исполнительская деятельность.

Вокально – хоровая работа:

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Распевание (использование различных попевок народного творчества:

«Ходит зайка по саду», «Солнышко – колоколнышко», «У кота Воркота»).

  1. Разучивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки» (Слайд 9).

Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: О чѐм рассказывают нам русские народные песни? (Слайд 10) Дети: О Родине, о жизни народа.

Учитель: С какими жанрами русской народной песни мы познакомились на уроке? Какой жанр вам понравился больше и почему?

Дети перечисляют жанры русской народной песни, высказывают своѐ отношение к жанрам. Детям предлагаются карточки с изображениями, имеющими отношение к жанрам русской народной песни. Учитель делит классную доску на 3 сектора: колыбельные, солдатские, плясовые песни. Дети прослушивают музыкальный фрагмент и крепят карточку по разрешению учителя в нужный сектор (Слайд11).

Учитель: Молодцы, ребята! А как вы думаете, какие чувства вкладывал народ в сочинение песни?

Дети: Любовь, уважение к Родине и к родным людям. Учитель: А как вы относитесь к своей Родине?

Ответы детей.

Учитель: Давайте оценим свою работу Кто был самым активным, сообразительным? Как вы оцениваете свою работу.

Домашнее задание: обсудить с родителями тему урока, спросить и записать русские народные песни, исполняемые в семье.

Оценки за урок.

Выход с урока под песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

Открытый урок музыки в 3 классе