Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Елатомский детский сад
Мастер-класс
«Использование мини-робота «Bee-bot» в процессе логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Выполнил:
Учитель-логопед:
Свешникова О. Г.
2024 г.
Цель мастер-класса: Показать возможности логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста посредством использования мини-робота Bee-bot.
Задачи:
- Демонстрация мастерства использования мини-робота в логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Создание условий для применения новых знаний (практическая работа по программированию мини-робота);
- Рефлексия полученных результатов.
Оборудование:
Мини – робот «Bee-bot», тематические коврики.
Категория слушателей: воспитатели, учителя-логопеды
Организация мастер-класса
Слайд 1.
- Вступительное слово, аннотация мини-робота «Bee-bot»
По требованиям ФГОС дошкольного образования вся образовательная деятельность должна проходить в игре. Все дети с удовольствием играют. И именно играя, они развиваются, одновременно обучаясь в деятельности, легко преодолевают трудности умственной работы и не замечают усталости. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, а новый материал запоминается легче.
В поисках новых современных, игровых методов организации коррекционного обучения, учитывая, что практически вся логопедическая работа строится на монотонном, многократном повторении слогов, слов, скороговорок, наряду с традиционными методами работы я стала использовать мини-робот «Bee Bot» в своей практике, как дети ласково называют его «Умная пчелка».
Слайд 2. Робот «Умная пчелка» – это программируемый робот, который прост в управлении, соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид. Он сохраняет в памяти серию команд и последовательно их выполняет. Подтверждает принятие инструкций, подмигивая глазами и издавая звуки, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче.
Эти мини-роботы являются одним из современных средств обучения, идеальный инструмент для развития детей, что представлено на схеме. Слайд 3.
Свою работу я начинала со знакомства с «пчелкой», учила детей ориентироваться на прямой дорожке, программировать путь пошагово по готовой схеме, нажимая на кнопки, шагая к определенной цели, проговаривая ход действия «Умной пчелки», в дальнейшем подключили речевой материал.
Слайд 4. Для работы с «Умной пчелкой» разработала несколько мобильных игровых полей-ковриков, с помощью которых создаем игровые ситуации. К каждому коврику есть свой конверт с заданиями.
Коврики на лексические темы.
Цель: расширять ЛГС речи, формировать правильное звукопроизношение, развивать коммуникативные навыки и связную речь, логику, память, внимание, мелкую моторику.
Слайд 5.
Задания на тему «Зимующие и перелетные птицы»
«Отгадай загадку» – ребенок отгадывает загадку, ищет ответ на коврике и строит маршрут пчелки до заданной картинки, а потом его выполняет.
«Отгадай птицу по описанию» Даю описание птицы, а ребенок программирует пчелку до картинки, которая подходит под описание, и рассказывает об этой птице.
«Зимующие и перелетные птицы» – ребенок называет перелетных птиц и задает маршрут так, чтобы робот прошел по всем картинкам.
Слайд 6.
Задания на тему «Транспорт специального назначения»
Загадываю загадки, дети ищут отгадку и программируют пчелку до нужного транспорта. Выполнив задачу, ребенок рассказывает для чего нужна эта машина.
Слайд 7.
Задания на тему «Профессии»
«Отгадай загадку» – ребенок отгадывает загадку, ищет ответ на коврике и строит маршрут пчелки до заданной картинки, а потом его выполняет.
«Кому что нужно?» – ребенок должен отгадать, человеку какой профессии нужен тот или иной инструмент. Называю по 2-3 предмета. После отгадывания, ребенок программирует «Пчелу».
«Расскажи, кем работают твои родители», есть ли эта профессия на поле? если да, то доведи «Пчелку» до этого квадрата. И др.
Слайд 8.
Задания на тему «Овощи и фрукты»
«Отгадай загадку» – ребенок отгадывает загадку, ищет ответ на коврике и строит маршрут пчелки до заданной картинки, а потом его выполняет. После того, как «Пчелка» пришла на нужный квадрат, ребенок рассказывает об этом овоще (фрукте).
«Найди по цвету» – ребенок находит овощи (фрукты) одинакового цвета, выполняя программирование пчелы. Таким же образом дети ищут овощи (фрукты) по форме, вкусу.
«Собери салат» – называю несколько овощей (фруктов), а ребенок ведет по ним робота, задавая определенные команды, как бы собирая салат. Во время выполнения заданий, все действия проговариваются ребенком.
Слайд 9.
Задания на тему «Дикие и домашние животные»
«Отгадай загадку» – ребенок отгадывает загадку, ищет ответ на коврике и строит маршрут пчелки до заданной картинки, а потом его выполняет.
«Кто что любит?» (или чем питается) – спрашиваю, кто любит мед? Ребенок отвечает и строит маршрут до квадрата, на котором изображен медведь. Далее прошу рассказать об этом животном.
«Найди маму» – показываю картинку с изображением детеныша, а дети называют его маму и прокладывают маршрут пчелке. Таким же образом проходит игра «Кто где живет?» – называю жилище животного, а ребенок должен отгадать, кто в нем живет.
Слайд 10.
Коврик для развития связной речи по «Сказке «Гуси лебеди»
«Что было дальше?» – читаю сказку (сокращенно), а дети находят соответствующий эпизод-картинку и рассказывают, что было дальше.
«Расскажи сказку» – дошкольник программирует пчелку по последовательности действий в сказке. Найдя первую картинку и дойдя до нее, рассказывает начало сказки, затем строит путь до следующей картинки, также описывая действия событий и т.д.
Слайд 11.
Математический коврик «Цифры и геометрические фигуры»
На этом поле разнообразные задания на развитие математических способностей «отгадай загадку» про цифру, задания на внимание с решением задач и примеров, задания на сообразительность и логику, например: какая фигура получится, если растянуть квадрат за противоположные углы и другие.
Слайд 12.
Коврик для подготовки к обучению грамоте и развития фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа «Гласные и согласные»
«Найди-ка» – ребенок программирует пчелку по заданию педагога: «Найди пару букве Б, Д, Г, З», «Найди гласную в слове «ДОМ», «Найди первую букву» и т.д.
«Звуковая и слоговая дорожки» – ребенок прокладывает маршрут пчелки по дорожке из заданных букв и одновременно произносит слово (МАК, СОМ, ЗУБ и т.д.).
«Угадай-ка» – пчелка проходит по заданному маршруту, пчелка доходит до определенной буквы и ребенок называет звук (звуки), живущие в этой букве и придумывает слово с этим звуком.
Так же, для каждого коврика есть готовые схемы, по которым ребенку надо запрограммировать пчелу. В результате «Пчелка» по схеме приходит на определенную картинку, про которую ребенок должен рассказать.
Слайд 13.
Задания на развитие внимания и памяти. На карточке с указанием шагов и направления ответ к загаданной картинке. Я задаю путь устно по 2-3 направления, пока все не закончатся, ребенок запоминает и программирует «Пчелку» под указания логопеда. Если все шаги выполнены правильно, то ответ к заданию-пути совпадет с картинкой.
- Практическая часть. Организация работы участников.
Слайд 14. Итак, давайте знакомиться с Умной пчелкой.
«Жила-была пчелка. Звали ее Полосатик… только она не обычная, сама по себе она двигаться не может, и мы должны ей помочь.
Для того чтобы наша пчелка полетела, мы должны ее сначала включить.
Вот однажды пчелка решилась увидеть и узнать много интересного, и чтобы помочь пчелке всегда начинаем с команды «очистить» (Х) – сброс команды.
Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед или назад), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед» или «назад». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и обязательно стрелочку «вперед». При использовании кнопок «налево» и «направо» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. После того как мы задали нужный маршрут (программу), чтобы отправить нашу Пчелку в путешествие нажимаем «ГОУ» («Go», старт).
А когда мы приедем туда, куда нам нужно, мы должны нажать на «сброс» (Х), иначе наша пчелка запомнит и старую программу, и новую.
А сейчас я предлагаю попробовать нашу пчелку в действии. Приглашаю 4 человека. И сегодня я предлагаю вам самим выбрать коврик, на котором вы хотите поиграть.
Слайд 15. Таким образом, благодаря сочетанию традиционных и компьютерных технологий работа педагога в дошкольной организации становится значительно разнообразнее и эмоциональнее, а у детей проявляется творчество и радость поиска новых технических решений.
Я предлагаю вам оценить мастер-класс, в котором вы только что приняли участие, где веселый смайлик – понравился, а грустный – нет.
Всем спасибо!