Свешникова Ольга Геннадьевна
учитель-логопед
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Елатомский детский сад
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43193
Всероссийский конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс «Использование мини-робота «Bee-bot» в процессе логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43193


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

Елатомский детский сад 

Мастер-класс 

«Использование мини-робота «Bee-bot» в процессе логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнил: 

Учитель-логопед:  

Свешникова О. Г.

2024 г.

Цель мастер-класса: Показать возможности логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста посредством использования мини-робота Bee-bot. 

Задачи: 

  1. Демонстрация мастерства использования мини-робота в логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  2. Создание условий для применения новых знаний (практическая работа по программированию мини-робота);
  3. Рефлексия полученных результатов.

Оборудование:

Мини – робот «Bee-bot», тематические коврики.

Категория слушателей: воспитатели, учителя-логопеды

Организация мастер-класса

Слайд 1.

  1. Вступительное слово, аннотация мини-робота «Bee-bot»

По требованиям ФГОС дошкольного образования вся образовательная деятельность должна проходить в игре. Все дети с удовольствием играют. И именно играя, они развиваются, одновременно обучаясь в деятельности, легко преодолевают трудности умственной работы и не замечают усталости. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, а новый материал запоминается легче.

В поисках новых современных, игровых методов организации коррекционного обучения, учитывая, что практически вся логопедическая работа строится на монотонном, многократном повторении слогов, слов, скороговорок, наряду с традиционными методами работы я стала использовать мини-робот «Bee Bot» в своей практике, как дети ласково называют его «Умная пчелка».

Слайд 2. Робот «Умная пчелка» – это программируемый робот, который прост в управлении, соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид. Он сохраняет в памяти серию команд и последовательно их выполняет. Подтверждает принятие инструкций, подмигивая глазами и издавая звуки, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче.

Эти мини-роботы являются одним из современных средств обучения, идеальный инструмент для развития детей, что представлено на схеме. Слайд 3.

Свою работу я начинала со знакомства с «пчелкой», учила детей ориентироваться на прямой дорожке, программировать путь пошагово по готовой схеме, нажимая на кнопки, шагая к определенной цели, проговаривая ход действия «Умной пчелки», в дальнейшем подключили речевой материал. 

Слайд 4. Для работы с «Умной пчелкой» разработала несколько мобильных игровых полей-ковриков, с помощью которых создаем игровые ситуации. К каждому коврику есть свой конверт с заданиями.

Коврики на лексические темы.

Цель: расширять ЛГС речи, формировать правильное звукопроизношение, развивать коммуникативные навыки и связную речь, логику, память, внимание, мелкую моторику.

 

Слайд 5.

Задания на тему «Зимующие и перелетные птицы» 

«Отгадай загадку» – ребенок отгадывает загадку, ищет ответ на коврике и строит маршрут пчелки до заданной картинки, а потом его выполняет. 

«Отгадай птицу по описанию» Даю описание птицы, а ребенок программирует пчелку до картинки, которая подходит под описание, и рассказывает об этой птице.

«Зимующие и перелетные птицы» – ребенок называет перелетных птиц и задает маршрут так, чтобы робот прошел по всем картинкам.

Слайд 6. 

Задания на тему «Транспорт специального назначения»

Загадываю загадки, дети ищут отгадку и программируют пчелку до нужного транспорта. Выполнив задачу, ребенок рассказывает для чего нужна эта машина. 

Слайд 7. 

Задания на тему «Профессии»

«Отгадай загадку» – ребенок отгадывает загадку, ищет ответ на коврике и строит маршрут пчелки до заданной картинки, а потом его выполняет. 

«Кому что нужно?» – ребенок должен отгадать, человеку какой профессии нужен тот или иной инструмент. Называю по 2-3 предмета. После отгадывания, ребенок программирует «Пчелу».

«Расскажи, кем работают твои родители», есть ли эта профессия на поле? если да, то доведи «Пчелку» до этого квадрата. И др.

Слайд 8. 

Задания на тему «Овощи и фрукты»

«Отгадай загадку» – ребенок отгадывает загадку, ищет ответ на коврике и строит маршрут пчелки до заданной картинки, а потом его выполняет. После того, как «Пчелка» пришла на нужный квадрат, ребенок рассказывает об этом овоще (фрукте).

«Найди по цвету» – ребенок находит овощи (фрукты) одинакового цвета, выполняя программирование пчелы. Таким же образом дети ищут овощи (фрукты) по форме, вкусу.

«Собери салат» – называю несколько овощей (фруктов), а ребенок ведет по ним робота, задавая определенные команды, как бы собирая салат. Во время выполнения заданий, все действия проговариваются ребенком.

Слайд 9. 

Задания на тему «Дикие и домашние животные»

«Отгадай загадку» – ребенок отгадывает загадку, ищет ответ на коврике и строит маршрут пчелки до заданной картинки, а потом его выполняет. 

«Кто что любит?» (или чем питается) – спрашиваю, кто любит мед? Ребенок отвечает и строит маршрут до квадрата, на котором изображен медведь. Далее прошу рассказать об этом животном.

«Найди маму» – показываю картинку с изображением детеныша, а дети называют его маму и прокладывают маршрут пчелке. Таким же образом проходит игра «Кто где живет?» – называю жилище животного, а ребенок должен отгадать, кто в нем живет. 

Слайд 10. 

Коврик для развития связной речи по «Сказке «Гуси лебеди»

 «Что было дальше?» – читаю сказку (сокращенно), а дети находят соответствующий эпизод-картинку и рассказывают, что было дальше.

«Расскажи сказку» – дошкольник программирует пчелку по последовательности действий в сказке. Найдя первую картинку и дойдя до нее, рассказывает начало сказки, затем строит путь до следующей картинки, также описывая действия событий и т.д.

Слайд 11.

Математический коврик «Цифры и геометрические фигуры»

На этом поле разнообразные задания на развитие математических способностей «отгадай загадку» про цифру, задания на внимание с решением задач и примеров, задания на сообразительность и логику, например: какая фигура получится, если растянуть квадрат за противоположные углы и другие.

Слайд 12.

Коврик для подготовки к обучению грамоте и развития фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа «Гласные и согласные»

«Найди-ка» – ребенок программирует пчелку по заданию педагога: «Найди пару букве Б, Д, Г, З», «Найди гласную в слове «ДОМ», «Найди первую букву» и т.д.

 «Звуковая и слоговая дорожки» – ребенок прокладывает маршрут пчелки по дорожке из заданных букв и одновременно произносит слово (МАК, СОМ, ЗУБ и т.д.). 

«Угадай-ка» – пчелка проходит по заданному маршруту, пчелка доходит до определенной буквы и ребенок называет звук (звуки), живущие в этой букве и придумывает слово с этим звуком. 

Так же, для каждого коврика есть готовые схемы, по которым ребенку надо запрограммировать пчелу. В результате «Пчелка» по схеме приходит на определенную картинку, про которую ребенок должен рассказать. 

Слайд 13.

Задания на развитие внимания и памяти. На карточке с указанием шагов и направления ответ к загаданной картинке. Я задаю путь устно по 2-3 направления, пока все не закончатся, ребенок запоминает и программирует «Пчелку» под указания логопеда. Если все шаги выполнены правильно, то ответ к заданию-пути совпадет с картинкой. 

  1. Практическая часть. Организация работы участников.

Слайд 14. Итак, давайте знакомиться с Умной пчелкой. 

 «Жила-была пчелка. Звали ее Полосатик… только она не обычная, сама по себе она двигаться не может, и мы должны ей помочь. 

Для того чтобы наша пчелка полетела, мы должны ее сначала включить. 

Вот однажды пчелка решилась увидеть и узнать много интересного, и чтобы помочь пчелке всегда начинаем с команды «очистить» (Х) – сброс команды.  

Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед или назад), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед» или «назад». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и обязательно стрелочку «вперед». При использовании кнопок «налево» и «направо» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. После того как мы задали нужный маршрут (программу), чтобы отправить нашу Пчелку в путешествие нажимаем «ГОУ» («Go», старт).

 А когда мы приедем туда, куда нам нужно, мы должны нажать на «сброс» (Х), иначе наша пчелка запомнит и старую программу, и новую.

А сейчас я предлагаю попробовать нашу пчелку в действии. Приглашаю 4 человека. И сегодня я предлагаю вам самим выбрать коврик, на котором вы хотите поиграть. 

Слайд 15. Таким образом, благодаря сочетанию традиционных и компьютерных технологий работа педагога в дошкольной организации становится значительно разнообразнее и эмоциональнее, а у детей проявляется творчество и радость поиска новых технических решений.

Я предлагаю вам оценить мастер-класс, в котором вы только что приняли участие, где веселый смайлик – понравился, а грустный – нет.

Всем спасибо! 

Мастер-класс «Использование мини-робота «Bee-bot» в процессе логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»