Селиванова Наталья Борисовна
педагог-психолог
МБОУ «С(К)НШ-ДС№2» г.Нерюнгри
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43212
Всероссийский конкурс «Консультация для родителей», в рамках проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй»
Наименование конкурсной работы: Консультация для родителей «Как сопровождать ребенка дошкольника в информационном поле»
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43212


Консультация для родителей «Как сопровождать  ребенка дошкольника  в информационном поле»

В раннем возрасте ребенок знакомиться с сигналами общения – жесты, эмоции, движения. Учиться распознавать эти сигналы т.к. его общение в основном  строится на эмоциональной связи с близкими  взрослыми.

В раннем возрасте самым значимым для развития ребенка, является эмоциональное развитие.

На первом уровне развития – младенец активно ищет материнскую защиту. Развивается  воздействие со средой.

На втором уровне круг предпочтения расширяется, входят другие близкие люди. Ребенок склонен повторять действие доставляющее ему удовольствие. Повторение за взрослым звуков, ритмизованных слогов и далее слов (в этот период важен ритм режима, постоянное общение с взрослыми, важен голосовой контакт) 

На третьем уровне  развития – развивается сенсорное поле (ощущения, изучаются предметы). Появляются препятствия, ограничения, проявляет и встречает эмоции как положительные, так и негативные. Преодоление барьера является основной целью  и смыслом многих действий, здесь важна спонтанная активность. Ребенок через общение усваивает различные формы запретов.

Особенности развития общения в  дошкольном возрасте

Четвертый уровень – это уровень управления своим поведением и поведением «другого» на основе эмоциональной информации. Расширяется способность игрового контакта с другим человеком, ребенком.

Общение – это сложный процесс взаимодействия, который заключается в обмене информации, а так же в восприятии и понимании партнерами друг друга. 

Пятый уровень – овладение собственными переживаниями. У дошкольника общение постепенно начинает носить деловой характер. Они пытаются встроиться в контекст ситуации, организовать совместную со взрослым  деятельность  и  общаться с ними по ее поводу.

В дошкольном возрасте начинается интенсивное общение со сверстниками. 

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте

Игра  является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Ведущая деятельность возрастного периода неразрывно связана с центральным психологическим новообразованием. Центральным новообразованием этого периода является воображение. 

Воображение позволяет ребенку утвердиться в собственной деятельности, реализовать этот путь к началу самостоятельности (через создание воображаемой ситуации). Направление на совместную жизнь с взрослым (через особое содержание игры). 

Все основное закладывается в ребенка до 5 лет

Это происходит  с любящим и близким взрослым. 

Это базовое доверие к миру, любовь к себе. 

 Формируется своя собственная среда развития.

Л.С. Выготский: «Источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношении с взрослыми.  Мир обретает для ребенка тот смысл, который передает для него близкий, любящий человек. Условиями усвоения культурно-исторического опыта становится собственная  активность ребенка и общение его со взрослыми»

Среда проживается и переживается каждым ребенком по-своему, создаётся уникальная «социальная ситуация развития».

Какие будут результаты сокращенного общения с близкими:

Результаты обследования  показывают, что родители общаются с ребенком 10 минут в день.

Сознательно сокращая общение с ребенком, мы предоставляем его гаджетам и ТV, тем самым отдаляем от себя детей. Дети привыкают к тому, что родители –  источник финансирования . В старости  таким детям родители будут не нужны. 

Так что же сначала социализация или киберсоциализация?

Дошкольник  имеет свою деловую активность. Бывают взрослые балуют  ребенка, чрезмерное баловство вредно. Ребенок часто выступает инициатором общения, родитель должен отвечать на данную инициативу. И если присутствует деловая инициатива от взрослого, деловая инициатива от ребенка – тогда наступает общение. После 3-х лет присутствует большая потребность в общении, и без него ребенок не социализируется, не развивается.  В настоящее время киберсоциализация выходит на первый план, то социализация ребенка не формируется. Общение серьезно нарушается.

По результатам исследования выявлено:

Дети без гаджетов более активны, более эмоциональны, более деятельны!!!  Они проявляют активное исследование окружающего мира, познавательное развитие. У данных детей больше оптимизма – богаче эмоции.

У детей с гаджетами отмечается эмоциональная глухость. тревога выявлена больше. Больше всего неуверенность показали дети, которые  максимально  находятся с гаджетами. 

Дети проводящие много времени с гаджетом – это дети с гаджетозависимостью. (Людмила Бахадина). 

Уходит игра по правилам. Функция игры с правилами  это формирование учебной функции, которая ведет к умению обучаться по правилам педагога.

У гаджетозависимого ребенка много пробелов и нарушений в сфере реального общения со сверстниками, взрослыми.

Важная характеристика этого возраста у детей с гаджетозависмостью – уходят 1000 почему. Дети перестают задавать вопросы.

Потому, что не развивается мыслительная деятельность. Так как ребенок, задавая вопрос: «Почему?» проделывает очень большую мыслительную работу. А с гаджетами он потребляет информацию, ему не нужно понимать.

Нужны ли ребенку проблемы для его развития?

А почему такое случается, что у ребенка нет проблем? 

Потому что сейчас родители стараются обеспечить такую беспроблемную среду: у ребенка проблемы – ему дали гаджет, плохое настроение – ему дали гаджет, не знает чем заняться  – ему дали гаджет. Родители не замечают за собой как это происходит. А ребенок не учится решать проблемы. Это тормозит развитие мышления. Сейчас часто говорят, что не развито понятийное мышление, а о критическом мышлении и говорить не приходится.

Что опасного в киберпространстве может встретить ребенок?

  • Психотравмирующую информацию не  соответствующую  возрасту;

  • Ужасные картины, пугающие ребенка;

  • Общение, которое будет диктовать выполнение определенных нежелательных действий;

  • Общение, которое способствует  выкладывать конфедициальную информацию посторонним;  

  • Кодирующую информацию (25 кадр) и др.

  • Информацию агрессивного характера. 

Мифы и заблуждения родителей детей дошкольников

МИФ

РЕАЛЬНОСТЬ

Развивающие игры в гаджетах для дошкольников очень полезны

Польза- только свободное время для родителей

Развивающие игры протестированы специалистами

Развивающие игры – это маркетпнг, сертификацию специалистов проходят единицы

Ребенку в играх в гаджетах очень интересно

В них часто используются яркие краски на столько завышен стандарт, что возвращаясь в реальный мир, ребенок не может в нем находится. Ему он кажется блеклым.

Увлечение развивающими играми в гаджетах, компьютере  старт зависимости.

 

Гаджет замещает работу мозга

гаджет

мозг

видеоряд

Способность синтезировать образ реальности

Навигатор 3D игры

Пространственные представления

Фото, видеозапись

Умение запоминать эмоциональный образ и события

Управление персонажами в игре

Управление собственным телом

(журнал «Психолог детского сада)

Что важно знать родителям дошкольника:

  • Речь – важнейший механизм мышления ребенка, пока ребенок полноценно не заговорил, его нельзя знакомить с гаджетом, чтобы он не стал исключительно «гражданином видеокультуры».

  • Чтение один из важнейших инструментов познавательного развития. Обучение чтению требует очень больших усилий от ребенка. Поток информации через видео гораздо проще, поэтому интересней. Пока человек научится читать и получать отдачу от чтения – должно пройти время! Это время нужно забрать у гаджета.

Причины быстрого закрепления гаджетозависимости у дошкольников

  • У ребенка дошкольника высокий познавательный интерес, который начинает локализоваться в виртуальной реальности;

  • У ребенка нет фильтров, нет критики;

  • Ребенок может не чувствовать насыщения и усталости;

  • Слабо развитая волевая регуляция

Чем гаджет вреден для ребенка

Дети не умеют себя занять чем-то интересным

НЕ формируется воля

Отсутствие скуки

Скука – это переработка информации 

Родителям надо знать:

Родитель главный авторитет для ребенка, ребенок дошкольник готов его слышать  и слушаться;

В дошкольном возрасте ребенок копирует все  действия взрослого (если родитель «любит экран» больше чем ребенка, ребенок делает то же самое);

Ребенок «запечатлевает» состояние  расслабления  взрослых в то время, когда они ему включают экран – дети прекрасные манипуляторы;

Правила экранного времени устанавливают родители;

 Экранное время – это легкий десерт.

Рекомендации родителям дошкольников:

Сначала с раннего детства научить играть самим с собой, далее играть с родителями, детьми, хорошо читать, только потом давать гаджет / экранное время. 

Как можно позже начинать киберсоциализацию.

Строго дозировать экранное время. Учить с самого начала иметь тайминг нахождения с гаджетами.

Использовать доброжелательное завершение в работе с гаджетами. Если спрашивает «почему?» – объяснить.

Родителям быть примером  киберсоциализации.

 

Физиологические нарушения у детей от экрана

Электромагнитное излучение влияет на имунную, нервную, эндокринную , половую системы человека;  снижение слуха происходит от большой нагрузки на барабанную перепонку и слуховой нерв; ослабление зрения наблюдается из-за утомляемости всех мышц глаза, свечение экрана нарушает аккомодацию глаз. Влияет на мозг, нарушает структуру сна. Постоянная нагрузка на глаза,  всей нервной системы приводят к истощению организма и гипервозбудимости; в головном мозге слабо простраиваются нейронные связи; в  позвоночнике и костной системе наблюдается минеральные плотности костей из-за снижения физической активности. (Норвежские исследования 2014г)

«У детей, которые с раннего возраста  увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания – синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий, у таких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость», – предупреждает всех пап и мам ведущий инженер лаборатории физических факторов ГУ РЦГЭиОЗ Николай Бабель.

Расшифровка: Государственное учреждение  Республиканский центр гигиены и эпидимиологии и общественного здоровья. 

«В жизни наших детей появилась бомба замедленного действия. Круглые сутки ее часовой механизм тикает в домах, в школах, становясь причиной истерик, стрессов и семейных ссор. Эта бомба интернет зависимость.»

Британский детский  клинический психолог Э.Килби

Как исправить ситуацию?

  • Общение родителей с ребенком  самое минимальное это НЕ МЕНЕЕ 30 минут в день (чем больше, тем лучше) без гаджетов. 

  • В выходной общение  должно быть не менее 1,5- 2 -3 часа.

  • Нужны семейные традиции: семейное чтение, труд, игры, в такие моменты происходит самый нужный и важный контакт – я и моя семья; 

  • Постоянно находить занятия (шашки, шахматы и т.д., которые увлекают вас и ребенка; рассказывать о жизни, о предках,  делиться жизненным опытом, читать ребенку книги);

  • Одобрять любое старание;

  • Анализировать прошедший день: что получилось, что не получилось? 

Федеральный закон №436 от 24 .12.  2010г «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», вводит  запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью. 

Мы – родители, должны осуществлять контроль за тем,  что смотрят наши дети 

Необходимо принимать меры:

Ограничить использование гаджетами, время просмотра ТV. Снижайте использование гаджета на 10 минут в неделю. 

Контролировать чтобы телефон  был дальше от ребенка. Ни под подушкой, ни  около кровати.

Днем носить телефон в кармане или на груди  запрещается.

Ежедневная утренняя гимнастика

Регулярные прогулки

 Беседы о пользе спорта и т.д.

«Если нельзя вырастить ребенка,  чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик Н.М. Амосов. 

 

Консультацию подготовила педагог-психолог Селиванова Наталья Борисовна 

 

 

 

Консультация для родителей «Как сопровождать ребенка дошкольника в информационном поле»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram