Ульянова Людмила Константиновна
педагог дополнительного образования
Пупышева Наталья Ромеовна
педагог дополнительного образования
МБОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье г. Томска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №32040
Всероссийский конкурс «Педагогические разработки»
Наименование конкурсной работы: Мусоргский. Работа над «Хованщиной»
Итоговая оценка: 2 место,  67 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №32040


  Русский композитор Модест Петрович Мусоргский прославил свое имя не только великими музыкальными произведениями, но и литературными трудами, нашедшими свое воплощение в либретто к созданным им операм. Он переработал роман Г. Флобера «Саламбо» в оперное либретто. Обратившись к гениальному созданию А.С. Пушкина, он позаимствовал у поэта сюжет исторической трагедии  и большое количество текста драмы Борис Годунов. Руководствуясь специфическими требованиями оперного спектакля, переработал произведение Пушкина. Но важно то, что композитор не просто приспособил для музыкального спектакля литературные произведения, а, рассмотрев их под собственным углом зрения, подчинил своей художественной идее, поставив  свои творческие задачи.

   Либретто оперы «Хованщина», в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника. Оно полностью написано самим композитором, причем очень талантливо. Мусоргский приступил к работе, не имея четкого плана оперы. Сочиняя либретто, композитор опирался только на исторические источники. Русская, как и любая другая история не была однозначной и понятной до конца. Много вопросов порождала запутанность обстановки конца 17 века. Период стрелецкого восстания и церковного раскола заинтересовал Мусоргского, а написать оперу об этой эпохе композитору посоветовал В. В. Стасов, ему же он посвятил произведение. Основной исторический конфликт – противостояние старой раскольничье – стрелецкой и новой петровской Руси. Мусоргского привлекало изображение внутренней борьбы допетровских и новых сил. Работая над либретто, композитор выбирал живые характерные факты, чтобы придать динамику опере, дать возможность слушателю ощутить колорит эпохи, понять ее основные тенденции.

 Главные персонажи музыкальной драмы вступают в конфликт, который у Мусоргского символизирует противодействие между различными общественно – политическими и религиозными течениями.

  Исторические события у Мусоргского – не эффектная декорация. Личные столкновения сплетаются с враждой различных групп.  Изображая в «Хованщине» борьбу, Мусоргский изображает своих героев живыми, страдающими, любящими, ненавидящими.

  Драматургия композитора основана на ярких контрастах. Например, надменный, решительный, богатый боярин Шакловитый и мелкий хитрец Подьячий, затем ссора пришлых людей и Подьячего. Здесь контраст и нарастающая динамика. Отдельный персонаж и массовая сцена, усиление сценической динамики и первый акт заканчивается тем, что на поверхность выступает весь узел сложных общественных и личных противоречий: князь Иван Хованский и глава раскольников Досифей, противостоящие друг другу. Сложные личные отношения связывают отца и сына Хованских, Эмму, раскольницу Марфу и старообрядца Досифея.

 В последующих актах мы отмечаем тот же принцип контрастной драматургии. Размышления князя Голицина, его темпераментный диалог с пастором, полная драматизма сцена гадания Марфы.

  В третьем акте наиболее значительна страстная исповедь Марфы, а так же столкновение двух противоположных характеров – Марфы и Сусанны. Но Досифей вносит примиряющее начало.

 Умиротворение сменяется разгульной песней стрелков. Стрелецкие жёны, словно усиливающаяся волна, набрасываются на своих беспутных мужей. Но все заканчивается  общим воем: «На суд!» Голоса стрельцов, их жен, крик испуганного Подьячего сливаются воедино. Но атмосфера разгула и женской потасовки постепенно уступает место недоумению, растерянности, испугу. Заключительный монолог Ивана Хованского «Помните, детки…» подводит слушателей к внутреннему смыслу – уходящая Русь обречена.

 И «Хованщине» каждый персонаж представлял ту или иную социальную группу и в своих действиях связан с ней (Марфа, Досифей, Иван Хованский).  Но Марфа особенно приковывает внимание. Раскольница несет глубочайшую внутреннюю драму. Ее глубокая религиозность сталкивается с большим, наполненным земной страстью, чувством к Андрею Хованскому. Марфа страдает от душевной раздвоенности: глубокое чувство не ослабляет ее стремление к религиозному  подвигу.

 Мусоргский сочинял «Хованщину» без предварительно написанного либретто, не было и отчетливого драматического плана. Поэтому произведение явилось миру сложенным на основе слабо намеченного сюжета, в порыве вдохновения, создавшего части и эпизоды. И этим, возможно, объясняется непропорционально большое место образу Марфы.

  Возможно, образ Марфы авто биографичен. Музыка Мусоргского словно является органической частью авторской личности. В последние годы жизни, годы работы над «Хованщиной» (1886 г.) в Мусоргском поселилось глубокое страдание. Мусоргский, словно его героиня, испытывал острую необходимость в ответном чувстве, в духовном тепле. Не связанный жестким либретто композитор снова возвращался к любимому образу, отдавая ему весь жар своей души, и огонь, в котором гибнут Марфа и Андрей, символизирует и личную драму композитора, невозможность ее разрешения.

 Говоря о чертах литературного стиля Мусоргского, следует отметить, что оно заслуживает большего внимания, чем ему уделяют.

 Сам композитор не считал себя писателем и поэтому не подвергал свои тексты внимательной обработке. Этим объясняются неровности его текстов, некоторая не совершенность их. Рядом с выразительными текстами находим тексты невнятные, похожие на любительские.  Но следует отметить и успехи присущие его текстам.

 Композитор строит свои оперные и песенные тексты как живую речь. Интонации многообразно выражают существенные черты каждого образа. В «Борисе Годунове» упрощает возвышенную речь Пушкина, делает ее более подвижной. В работе над «Хованщиной» создавая разные стороны раскольничьей жизни, использует церковно – славянскую речь, народный и старинный книжный язык.

   

 

      Страшная пытка любовь моя,

      День и ночь душе покоя нет,

      Мнится: Господа завет не брегу

      И греховна, преступна любовь моя.

 

 Наряду с раскольниками Мусоргский рисует в «Хованщине» и другие социальные слои Москвы 17 века. Мусоргский дает каждой группе и героям оперы преобладающий колорит. Стрельцы – жестокие, грубые. Здесь и бытовое слово, песня, поговорки и молитвы. Жены стрельцов – мастерицы скороговорок, бранных эпитетов. А прочий народ – использует в речи патриотические слова:

Ох ты,  родная матушка Русь,

Нет тебе покоя, нет тебе пути

Грудью крепко стала ты за нас,

Да тебя же, родимую, гнетут

Что гнетут тебя не ворог злой,

Злой, чужой, непрошенный.

 Столь же своеобразны речевые характеристики и других действующих лиц: запальчивый спорщик Голицын, вождь раскольников и Хованский с присловьем «Спаси Бог». Колоритен язык Подьячего.

 Таким образом литературные качества либретто «Хованщины» помогают усилить окраску сценических образов, облегчая восприятие сложной и запутанной сюжетной линии оперы.

 Литературное творчество Мусоргского сыграло огромную роль: помогло создать композитору художественные образы, воплотившие его идеи.

 В оперном творчестве Мусоргский обратил внимание на психологические и речевые характеристики персонажей в массовых и индивидуальных сценах – и этому сопутствовало создание композитором либретто. Совмещение в одном лице композитора и либреттиста дало возможность появления неслыханных по своей новизне музыкальных произведений 

Мусоргский. Работа над «Хованщиной»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram