Ри Ольга Романовна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №70» Петропавловск-Камчатского городского округа
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43266
Всероссийский конкурс «Лучшие практики дистанционной работы логопеда», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Формирование речи в раннем возрасте: методики семейного обучения
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43266


Доклад-консультация для родителей, чьи дети ещё не посещают Детский сад (в силу возраста) или выбрали семейную форму обучения

Тема: Формирование речи в раннем возрасте 

Слайд 1 Титульный

Слайд 2

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) можно разделить на несколько зтапов:

0-1 года Доречевой этап. Гуление, лепет. Накопление пассивного словаря.
1-1,5 года Слова произносятся без изменения грамматической структуры; произносит несколько слов; преимущественно называет предметы, которые видит непосредственно. Преобладает пассивная речь (слушает).
1,5 – 2,5 года Изменяется грамматическая структура слова, меняются окончания; дети научаются комбинировать слова в 2-х – 3-х словные фразы; переход к активной самостоятельной речи; в этот период ребенок особо интересуется окружающими предметами (Что это?)
2,5 – 3 лет Речь достигает такого уровня, когда можно вступать в диалог. К завершению раннего возраста активный словарь ребёнка может состоять из 1000 слов! (Сущ, прил, глаг в ед и мн числе, Сущ. с ум ласк суфф)

 

С каждым годом увеличиваются жалобы родителей на отсутствие речи детей. Под отсутствием речи не всегда подразумевается тотальная немота. Речь трёхлетки может быть представлена отдельными короткими словами из 1-2 слогов или звукокомлексами, больше напоминающие речь шестимесячного малыша (лепет – повторение открытых слогов). Можно рассчитывать на позитивный прогноз, если у ребёнка сохранно понимание речи, он определяет и показывает различные предметы в пространстве или в книге, различает действия, выполняет инструкции (не бытовые, типа «надень, ешь, сядь или встань», а например «возьми синюю машинку и поставь в коробку, а мишку положи под стол»). Также важно уточнить понимание признаков предметов: величину, цвет, форму, вкус. 

Не надо забывать, что вся информация, которой располагает ребёнок, возникает в его голове не случайно: это заслуга его окружения, в первую очередь его родителей. 

Итак, поговорим о методах работы с детьми раннего возраста. Эти методики подойдут как для нормотипично развивающегося ребенка, например 1 года, так и для ребёнка 3 лет с задержкой речевого развития.

Слайд 3

Методы работы с детьми раннего возраста

  1. Чтение иллюстрированных книг (сказки, детские стихи): накопление словаря, активация речи.

В своей практике я сталкивалась с тем, что некоторым детям не читали книги по причине отсутствия интереса и даже агрессии со стороны ребёнка. Я рекомендую ввести в систему чтение детских книг. Чтобы это был семейный ритуал, в определённое время, каждый день, например за полчаса до сна. Читателю обращать внимание на интонацию, слушать должно быть интересно!

Слайд 4

После прочтения страницы или всего разворота важно уточнить, что понял ребёнок из прочитанного.

– вопросы по картинкам: Кто это? Какой? Что делает?

Слайд 5

Существуют книжки с готовыми вопросами на страницах. И если они кажутся сложными, упрощаем до тех 3 вопросов которые были на предыдущем слайде

Слайд 6

  1. Попевки (методика Новиковой-Иванцовой): активизация речи

Автор методики Новикова-Иванцова со сложными неговорящими детьми исполняет попевки, сопровождая их укачиваниями ребёнка (имитируя колыбельные).

Слайд 7

  1. Зоюшкины попевки Ольги Суховой: активизация речи

Зоюшкины попевки лучше представит сама автор – Ольга Сухова

Слайд 8

  1. Формирование фразовой речи (пособие Новиковой-Иванцовой в 3х частях): 

Листы с заданиями направленные на расширение глагольного словаря, формирование фразы.

На слайде представлено по 1 листу с каждой части. Можно увидеть усложнение материала. Сначала словарь существительных и глагольный словарь в ед. ч, во 2 части возникает мн. число, а в 3 части фразы строятся не из 2 слов, а из 3 и более.

Слайд 9

  1. Фразовые конструкторы: используются для активизации фразовой речи, обогащения словаря. 

Состоит такой конструктор из набора картинок и схем. По схеме мы составляем предложения, начиная от самых простых и постепенно усложняя. 

  1. Артикуляционная гимнастика с малышами

Примеры и рекомендации к выполнению

  1. Дыхательная гимнастика

Примеры игр и упражнений

Слайд 10

Также в работе с малышами важно начать работу над артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Работа мышц и сильный выдох – неизменные составляющие речевого процесса. Подробно все рекомендации по каждому виду упражнений изложены в раздатках. Чтобы время проведённое на конференции было потрачено не зря, предлагаю воспользоваться полезной ссылочкой и сохранить себе материал. Особенно, если у вас есть в семье малыши. Здесь собранны только те материалы, которыми возможно обмениваться в открытом доступе, и которые вы сможете применять самостоятельно, например, со своими детьми или внуками.

Слайд 11

В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих  дошкольные образовательные учреждения, в нашем детском саду создан Консультационный центр.

У нас Вы можете получить БЕСПЛАТНУЮ методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь специалистов учреждения

Уточнить график работы и записаться на консультацию:  телефон 8(4152)201-299, электронная почта mdou-70@pkgo.ru

Если у вас нет возможности посетить наш консультационный центр, Вы можете задать интересующий вопрос  по телефону либо на электронную почту (услуга будет оказана дистанционно).

Формирование речи в раннем возрасте: методики семейного обучения