Шайдуллина Надежда Альбертовна
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ с. Красный Ключ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43339
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока по русскому языку на тему «Язык – душа народа»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43339


Конспект урока по русскому языку на тему «Язык – душа народа»

Класс: 7

Место урока по программе: 58

Планируемые результаты: 1. Личностные. Воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в получении образования, осознают эстетическую ценность языка; проявляют уважительное отношение к родному языку.

  1. Метапредметные. Владеют всеми видами речевой деятельности: умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; определяют цели предстоящей деятельности, последовательности; оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме; умеют воспроизводить прослушанный или прочитанный текст.
  2. Предметные. Ознакомление с историей происхождения праздника Международного Дня родного языка, рассмотрение проблемы сохранения родного языка, формирование умения написания эссе.

Методы и формы работы: создание проблемных ситуаций, фронтальная, индивидуальная, групповая, частично-поисковый, метод кластера, прием синквейна.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, выставка словарей.

Организационная структура урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации Методы и приемы проверки.
1 Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

 

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Урок начинается с прослушивания куплета песни «Туган як» в исполнении Васили Фаттаховой (на русском языке)

– О чем песня? Какие слова помогают передать любовь к родному краю?

–Здравствуйте, ребята! Мы прослушали куплет песни «Туган як». 

Это песня о родном крае, слова песни выражают любовь к родному краю, описывают его красоту.

-Какое место для вас является родным краем? Что такое малая родина? Что вас связывает с ней? (место . где родился, учился, впервые начал ходить, говорить первые слова…)

 Прочитаем цитату: «Величайшее богатство народа –его….»- писал Михаил Александрович Шолохов. Какое слово нужно записать на месте пропуска?(язык)

-Почему Михаил Шолохов называет язык богатством народа? (ответы учащихся)

-Обратите внимание на выставку словарей разной функциональной значимости.

-Сегодня необычный, а праздничный день! А почему?

-Кто помнит, какой всероссийский праздник отмечают 21 февраля? Он связан с нашим предметом и уроком? (Международный день родного языка)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Может кто-то сможет определить тему урока?(о родном языке, о богатстве языка, функциях, о речи…)

– Тема урока «Язык-душа народа»

-Когда впервые стали отмечать День родного языка? 

-Посмотрите на экран, вспомним, когда возник этот праздник(ученица дополняет ответы учащихся) 

Сообщение ученицы: В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен   Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно 21 февраля. Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

 Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Одни учёные считают, что на свете 2,5 тысяч языков, другие – 4 тысячи.

Слушают песню.

Ответы учащихся.

Просмотр презентации.

Запись темы урока.

Индивидуальное сообщение ученицы(Максимиллианы) 

 Запись тезисов из выступления ученицы.

Фронтальная Проблемный метод

Иллюстративный метод.

Объяснительно-иллюстративный метод

4 «Открытие» новых знаний

Определение темы урока. Целеполагание.

Слайд 5

– Вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

 Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

– Язык, на котором мы говорим – русский. Это один из самых богатых и красивых языков мира.

– Распространение письменности на Руси связывают с Кириллом и Мефодием. Кирилл был очень образованным для своего времени человеком. Он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. Кирилл обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам. 

В 856 году Кирилл вместе со своими учениками пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки, которая была осуществлена в 863 году и получила название кириллица по имени ее создателя.

– Создателем современного литературного языка считается Александр Сергеевич Пушкин. Великие классики Михаил Лермонтов, Иван Тургенев и другие писатели посвящали родному языку свои произведения. Что они писали о языке, как призывали относится к нему, мы узнаем, проверив вашу домашнюю работу. 

Устные ответы.

Запись в тетради 

Работа в паре.

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная.

Записи в тетради, участие в беседе

Объяснительно-иллюстративный метод

Проверка домашнего задания. -Давайте проверим домашнюю работу. Какое задание вы выполняли дома?(записать в тетрадь высказывание любого писателя о языке и прокомментировать) 2-3 человека зачитывают высказывание, объясняют Фронтальная Устные ответы
5 Первичное закрепление. -Давайте составим кластер «Язык» Подберите прилагательные, характеризующие язык(речь)

                             Международный              

Русский                         Язык                родной

                                         Наш                грамотный

Богатый            могучий    красивый    бескрайний

_ Обратим внимание на высказывание И. Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» — И. С. Тургенев

-Как понимаете данное выражение?

 –Какие функции выполняет русский язык? Что передается с помощью языка?

1)история, традиции, культура

2) содержит опыт прошлых поколений.

3) мудрость предков

4) богатое наследие

5) связь времен и народов

6) мысли, чувства в устной и письменной речи

-Почему язык так необходим нам?(На родном языке мы говорим, пишем, общаемся, передаем информацию, опыт, свои мысли и чувства…)(Всё, что человек видит, чувствует, знает передается через язык)

Сотрудничают с учителем, составляют кластер, делают выводы. Индивидуальная, групповая. Записи в тетради, вопросы задают, пишут в тетради, на доске.  Частично-поисковый метод готовит к самостоятельной деятельности.

Метод кластера

Комбинированный. 

6. Независимая практика. Самостоятельная работа. 

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 6

А сейчас вам предстоит выполнить творческое задание. Нужно написать мини-сочинение. Как вы понимает высказывание И.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Структура мини-сочинения.

  1. Записать цитату.
  2. Объяснить смысл высказывания. 
  3. Привести аргументы
  4. Вывод.

– Приступайте к выполнению.

– Теперь проверим черновой вариант вашей работы.

– Дома дополните, допишите вашу работу.

Просмотр слайда.

Выполнение творческого задания

Фронтальная, индивидуальная.

Самостоятельная работа. Индивидуализация учебного задания.

Выполнение письменного задания. Метод критического мышления.

Индивидуальная помощь обучающимся.

Зачитываются 2 -3 работы.

7. Обобщение знаний.

Слайд 8

-Давайте назовем ключевые понятия нашего урока( язык, душа народа, родной, богатый, международный, речь…) Составьте синквейн, используя эти слова)

 

Принимают участие в составлении синквейна, зачитывают. Работа в парах Прием синквейна. Оценивание
8.  Рефлексия.

Слайд 9

На уроке я узнал(а)…

Мне понравилось…

Я запомнил(а)…

-Закончим наш урок стихотворениями .

1  В день родного языка
Мы станем ценить каждое слово,
Участь его была не легка,
Но мы сохраним наследье живое!
 Родной язык – богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

 3  Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

4  Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.

-Заканчивая урок, прочитаю стихотворение

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

– Ребята, сегодня вы все справились с заданиями урока. Вы- молодцы! До новых встреч!

Учитель дополняет, корректирует, выставляет оценки. Индивидуальная, групповая. Строят высказывания.

Рассказывают стихи о родном языке.

9. Домашнее задание. Редактирование  мини-сочинения. Высказывание И.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

Записывают задание. Фронтальная. Взаимопроверка записи в дневнике.
Конспект урока по русскому языку на тему «Язык – душа народа»