Смык Юлия Сергеевна
учитель начальных классов
СОШ №18 имени М.А.Михеева г.Нерюнгри РС(Якутия)
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43341
Всероссийский конкурс «Конспект урока», в соответствии с новыми требованиями ФГОС
Наименование конкурсной работы: Авторская методическая разработка к уроку литературного чтения в 3 классе А.И.Куприн «Слон»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43341


Смык ЮС чтение 3 класс

Тема: «А. И. Куприн «Слон»»

Цель урока: дать представление о жизни и творчестве писателя, учить понимать поступки героев,  их эмоциональное состояние, развитие речи и кругозора.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя 
  • понимать содержание художественного и научно-популярного текста, задавать вопросы к прочитанному тексту; 
  • Анализировать  художественный текст, опираясь на поставленные вопросы;
  •  согласованно работать в паре; 
  • прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; 
  • высказывать своё мнение о прочитанном произведении; 
  • подводить итог своей деятельности на уроке.

Предметные: читают вслух осознанно, без искажений, выразительно, соблюдать паузы и ударение, расширяют словарный запас и знания об известных писателях.

Личностные: осуществляют эмоциональный отклик на произведение, судьбу писателя

Метапредметные:

Регулятивные: 

  • читают в соответствии с целью чтения; самостоятельно делают несложные выводы.
  • Соблюдают правила диалога
  • Анализируют выполненную работу, сравнивают с эталоном, вносят поправки

Познавательные: 

  • осознанно и произвольно выстраивают речевое высказывание в устной форме.
  • Прогнозируют развитие событий, ведут мысленный диалог с автором
  • Опираясь на личный опыт и кругозор, дополняют факты о животном
  • Работают с интеллект-картой

Коммуникативные: 

  • проявляют активность и стремление высказывать свою точку зрения.
  • Вступают в диалог с учителем 
  • Сообща работают в паре

Средства обучения: учебник литературное чтение В. Г. Горецкого, 3 класс, 2 ч, раздаточный материал(карточка,интеллект-карта)

Презентация.

Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, усвоения навыков и умений, обобщение и систематизация)

  • Оргмомент, приветствие.
  • Жужжащее чтение

игра «День-ночь», словарная работа

  • Мотивация, вовлечение

Это задание будет несложно выполнить всем, кто внимательно читал произведения раздела «Был-небылицы». Продолжи фразу:

«Лев и собачка»- быль, 

«Случай с Евсейкой»- …сказка, небылица.

Евсейка -мальчик, Пашка-…воробей.

Настоящее имя – Алексей Пешков, литературный псевдоним-…Максим Горький.

Москва – город, Камчатка-…полуостров.

Чугунные кони над Московским театром крепкие, -стеклянный букетик брошка –(какой?)….хрупкий.

Пашка -беспризорник, а ворона-…разбойница.

Скрипка -струнный инструмент, а флейта-…духовой.

От маленькой радости смеются, а …от большой плачут!

Оказывается, счастливые сны и сказки могут сыпаться на людей ….как снег!

Вы готовы  к новой истории

  1.  Прочитайте, кто автор? Вы знакомы? 

Хорошо, может, название нам что-то подскажет? (прочитали, ответы детей) -пока не понятно!!!

Целеполагание: Что мы сегодня  будем делать?  (познакомимся с новым автором и его произведением, узнаем ,о чём оно.)

Предположите, каким  может быть произведение? Почему?

  1. Знакомство с автором: “Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой” (на слайде полузакрытый текст)

Рассказ учителя. Работа с интеллект-картой

Послушайте рассказ о писателе, дополните  рисунки на карточке своими пометками. 

(дети находят нужный силуэт и делают пометки-записи)

Александр Иванович Куприн родился 7  сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской (слайд титул по наследству, привилегии и статус в обществе, потомок знатного рода ….) семье чиновника (мужчина состоял на гражданской  или придворной службе, государственной   службе, имел чин, должность). 

Отец умер, когда мальчику шёл второй год. 

Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион?

Хорошо ли там ребенку?

 Позднее Куприн писал о своём детстве: “Бывало, в раннем детстве вернёшься после долгих летних каникул в пансион. Всё серо, казарменно, пахнет свежей краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день ещё крепишься кое-как, но, когда настанет вечер, и возня в полутёмной спальне уляжется, о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызёшь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…” 

(Каково было мальчику?) 

Каким  мог стать это ребенок?

Микровывод:  Часто люди, испытывающие трудности в детстве, учатся стойко их преодолевать

Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном    полку. (стрелковый, сухопутные войска) (слайд)

(Какие  качества мог приобрести человек на военной службе?- стойкость, выносливость, смелость, быстро принимать решения, ответственность, хорошая физическая форма)

Потом он оставил военную службу и много странствовал по России

Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. 

Он жил в постоянном движении, поиске: 

в 43 года научился плавать у мирового рекордсмена,

 с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре

одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме

Он любил цирк, животных, особенно лошадей. 

Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн очень любил животных и посвятил им многие свои произведения. 

В его доме жили семнадцать собак, несколько кошек, козленок и обезьянка Марья Ивановна. Писатель изучал повадки зверей, заботился о них, лечил и спасал попавших в беду. 

Все его герои – и слон, и белый пудель, и Барбос, и Жулька – жили на самом деле. В рассказе “Ю-ю” описана кошка маленькой дочери Куприна. 

“Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой”, – писал Александр Иванович.  В рассказах о животных это ему удивительным образом удалось. 

Все его друзья и знакомые были удивительными людьми: известный борец, дрессировщик, клоун, певец, писатель. 

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.

Физминутка (повтори внимательно)

  1. Прогнозирование по названию текста

А ведь наш раздел называется «Были-небылицы».  Что фантастического может произойти?

  1. Чтение с остановками. Учитель и дети

( читаю и оцениваю свою работу)

1абзац.

Кто героиня?

 Что мы узнали о девочке? 

Почему приходит много докторов? 

На каком языке говорят врачи? (латынь)

Непонятные слова?

2абзац

Гостиная-…

Как мама относится к происходящему? 

Какие средства от скуки  мог   предложить доктор?

Чем больна девочка? Как ей можно помочь? 

Что мучает девочку?  

Стр 27

Как реагирует папа на болезнь дочки? 

Как вы думаете, почему девочке  хочется увидеть именно слона?

(Какое это животное? Что вы о нем знаете?)

Работа с текстом карточки

Карточка, работа в паре (вставьте подходящие по смыслу слова)

 Слоны – это травоядные животные. Они питаются листьями, травой, плодами и корой деревьев. За сутки взрослый слон съедает до 300 кг травы и листьев и выпивает около 300 литров воды. В неволе питание слонов бывает более разнообразным: фрукты, овощи и корнеплоды, любят  хлеб и печенье и … конфеты. (Однако избыток сладкого вреден для слонов – они набирают лишний вес и становятся малоподвижными.) учитель дополняет устно.

Слоны часто купаются в грязи, чтобы защититься от паразитов, так как грязь засыхает и образует на коже слона защитную корочку. Слоны очень разговорчивы.( – они могут реветь, трубить и даже визжать.) Их можно услышать на расстоянии около 10 км. В хороших условиях слоны могут жить до 60 лет. Слоны не умеют прыгать.

А по характеру слоны какие?  

Как же поступит папа? (дочитать стр27) 

Почему он купил игрушку?  

СЛОН – ЧТО-ТО БОЛЬШОЕ, СКАЗОЧНОЕ, 

КАК МЕЧТА… Что же произойдет дальше? (предположения)

Дз:  захотелось узнать, что будет дальше…. Дочитайте рассказ. Подготовьте выразительное чтение понравившегося Вам эпизода. 

Рефлексия? (что делали и как это получалось?)

Итог: Что вам сегодня было особенно интересно?

Словарик:

Дворянин – человек, принадлежащий к знатному богатому роду, получившему  имущество, привилегии, титулы при дворе(царе или князе)

Чиновник– служащий, имеет чин, работает на гражданской  или придворной службе.

Губерния -часть территории Российской империи 18 век 

Сейчас область, край, округ

Гостиная – салон, комната для приёма гостей или общая для семьи комната.

Самоанализ

1.мотивация и вовлечение

2.активное целеполагание

3.деятельностный аспект

4.практическая значимость: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

Межпредметные связи

Умение работать с информацией (кратко фиксировать,

Находить подходящие по смыслу слова, обогащение словаря)

Человек и его характер, судьба- самопостроение я-концепции, жизненных взглядов. 

5.Метапредметность и нацеленность на  формир-е УУД

6.Современные педагогические технологии

Смысловое чтение

Проблемное обучение

личностно-ориентированная 

икт

практико-ориентированная

  1. Разнообразие форм огранизации

Парная, индивидуальная, фронтальная

Диалог, работа с текстом, интеллект-картой, логические упражнения, работа с презентацией

8.Блок самостоятельного получения знаний (карточка, участие в беседе)

9.Самопроверка

10.Обратная связь: свои примеры, комментарий учителя и одноклассников, мозговой штурм, незаконченное предложение. Зеркало настроения.

  1. Рефлексия (индивидуальная, групповая)
  2. Компетентностный подход к оценке результатов

Самооценка (внести личностный смысл в образовательный процесс- не сумма знаний, а способность действовать в проблемных ситуациях)

13 Электронные образовательные ресурсы:

Презентация

14 Вовлекающее дз

15 Психологический комфорт.

Авторская методическая разработка к уроку литературного чтения в 3 классе А.И.Куприн «Слон»