«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»
ПРОГРАММА
Авторы-разработчики:
Коурдакова Татьяна Николаевна,
Педагог-психолог,
МБДОУ «ДСКВ №31 «Березка»
Юрга
.
Программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа реализуется по трём направлениям: «Духовно-образовательное», «Культурно-познавательное», «Нравственно – трудовое». Каждое направление дополняет и актуализирует имеющую информацию.
Электронное приложение в формате книга 3 D позволяет педагогу визуализировать процесс познания, стимулировать интеллектуальную деятельность детей. Мультимедийные презентации, мультипликационные фильмы, игры сделают внеурочную деятельность, уроки яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными.
Сочетание печатного и цифрового формата соответствует современным требованиям к методическим материалам, делает их использование удобным, а поиск – быстрым.
Программа способствует развитию как детско-родительских отношений, так и взаимоотношений семьи и образовательной организации; узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Содержание
1 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Общая характеристика программы | 11 |
4 | Тематическое планирование | 25 |
5 | Заключение | 32 |
6 | Список литературы | 34 |
7 | Приложение 1 «Результаты и анализ эффективности реализации программы» | 37 |
8 | Приложение 2 «Характеристика уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности» | 61 |
Пояснительная записка
Вернуть в школу утраченные ценности без
семьи, без самого народа невозможно
Ю.П.Азаров
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия» способствует достижению главной цели духовно-нравственного воспитания – дать детям нравственные ориентиры. Достижение данной цели и решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй.
В настоящее время эта работа актуальна так как:
-
- далеко не все родители занимаются нравственным воспитанием своих детей, причём не только так называемые «неблагополучные семьи», но и, наоборот «сверхблагополучные», где дом – полная чаша, где у детей есть всё… кроме родительского тепла и внимания;
- если дети слышат о нравственных нормах только в школе, то у них не складывается убеждения, что эти нормы общезначимые, что ими должны руководствоваться все;
- в молодых семьях, особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вопросы воспитания духовности, нравственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Опыт работы и проведённое педагогическое исследование «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе национальной культурной традиции родного края в процессе реализации педагогических проектов», позволили разработать и апробировать программу «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия».
Цель программы: формирование у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, передача детям теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также освоение ими эффективных способов организации мышления и действия, которые позволят им реализовать свои таланты в новой социальной и экономической среде на благо государства и близких
Задачи программы:
- Формировать у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья цельное мировоззрение и устойчивую систему духовных ценностей, через сотрудничество школы и семьи, основанное на приобщении к духовным традициям православной России
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
- Познакомить семьи учащихся с системой нравственных норм Православия
- Познакомить младших школьников и их родителей с историей, праздниками и традициями Православной России
- Научить младших школьников давать духовную оценку, как своим поступкам, так и окружающих
Подходы воспитания
- Деятельностный подход
- Личностно-ориентированный подход
- Культурологический подход
Принципами построения воспитательного процесса являются:
1.Духовная и культурная целостность
2.Единство школы, семьи
3.Непрерывность
4.Дифференцированность
- Освоение методов получения знаний и разработки проектов.
Основополагающим является принцип духовной и культурной целостности, который означает, что фундаментальные основы воспитания учащихся и получаемых ими знаний и способов деятельности идут из одной исторической культуры.
Принцип целостности и предполагает наличие православной компоненты в содержании образования и реализуется с одной стороны, через следование православным традициям и, с другой стороны, благодаря последовательному освоению на школьном уровне современных знаний и методов исследования и проектирования. Особое внимание уделяется формированию у учащихся умений и навыков исследовательской и проектной работы.
Методы
- Метод диалога
- Игровые методы
- Рефлексивные методы
- Метод педагогической поддержки
- Диагностические методы
- Создание ситуации выбора и успеха
- Метод проекта
- Исследовательский метод
Новизна
Новизна программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия» заключается в:
1.Интегративности;
- Универсальности
- Системности.
Интегрирована в основные виды деятельности обучающихся, что является одним из основных принципов, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Универсальна она, потому что любой учитель начальной школы может использовать ее в своей воспитательной работе.
Системность заключается в том, что воспитательный процесс идет по определенному алгоритму весь период начальной школы. В течение четырех лет программа позволяет не распыляться на разные не взаимосвязанные мероприятия, а работать в системе по заданным направлениям, через которых «красной нитью» проходит одна главная цель – формирование основ высоконравственной личности, способной к саморазвитию, через сотрудничество школы и семьи.
Ведущая педагогическая идея опыта и заключается в создании для детей необходимых условий для духовно-нравственного воспитания и развития личности:
– педагогическое просвещение родителей обучающихся системе духовных семейных ценностей, через организацию и проведение родительских чтений способствующих обмену позитивным опытом, взаимосвязанности и взаимодополняемости воспитательного воздействия педагогов и родителей на младших школьников на основе отечественной православной традиции.
Разработаны и реализованы проекты, по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Создано электронное пособие в формате книга 3D, которое имеет практическую значимость при организации совместного досуга с детьми, процесса самовоспитания, самообразования школьниками при подготовке к олимпиадам и викторинам «Мой край родной».
Ожидаемые результаты
Требования к личностным результатам освоения программы:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Регулятивные УУД
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха деятельности;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Коммуникативные УУД
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
Познавательные УУД
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать/понимать:
- Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; заповеди; святой; добродетель; семья.
- Историю возникновения культуры;
- Особенности и традиции религии;
- Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
- Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
- Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- Работать над реализацией проектов
Программа рассчитана на детей 1 – 4 классов. Программа предусматривает проведение: родительских чтений 1 раз в четверть, общим объемом 16 часов за весь период реализации программы (4 часа в год), детско-родительских встреч 1 раз в четверть, общим объемом 16 часов за весь период реализации программы (4 часа в год), разработка и реализация проектов, проведение совместных праздников, экскурсий, акций и т.д.
Общая характеристика программы
Программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия» составлена с учетом педагогического исследования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе национальной культурной традиции родного края в процессе реализации педагогических проектов»
Отличительной особенностью программы является то, что она способствует духовно-нравственному становлению личности ребёнка, основанному на православных традициях семейного воспитания.
Реализация данной программы осуществляется через взаимодействие школы и семьи, которое не сводится к словесным проповедям. Взаимодействие сообщает семье новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердец.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
- изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи, с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания учащихся
Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций Православной России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и природе.
- Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, , состояния нормального человеческого существования.
- Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства: чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
- Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение многообразию иных культур и вероисповеданий.
Для реализации задач программы определены следующие подходы воспитания:
- Деятельностный подход
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с родителями и детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.
- Личностный подход
Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера. Личностный подход может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества как в родителях учащихся, так и в воспитаннике, понять их и строить с ними диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями. Отношения между педагогом и семьями в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к родителям и учащимся. Педагог, раскрываясь навстречу родителям и получая в ответ их откровенность, вместе помогают развитию личности ребёнка и обогащают себя.
- Культурологический подход
Культурологический подход к решению проблем образования и воспитания предполагает прежде всего духовное осмысление жизненых явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлении о человеке. Мы все должны знать, как великая Православная цивилизация была дарована на сохранение России и ее народу. Как наши князья шли войной на Византию, желая земного богатства, а обретали небесное. Мужеством и отчаянной смелостью завоевывали себе право быть крещенными в святой воде Византии, привозили себе царственных невест и тем самым обретали царскую кровь. Как жили, молились и совершали великие подвиги наши святые предки. Как рождалась в летописях и богословских трактатах, в поучениях и житиях наша великая духовная литература. Нам надо знать, как преподобный Сергий, игумен земли русской, отмаливал свободу нашего народа и государства, как наши святые князья и воины проливали свою кровь за родную землю, за ее свободу, за ее святую веру и самобытную культуру. Как возрастал в нашей земле патриарший дух, и как крепла царская кровь. А какие были семейные традиции, как воспитывали наши предки целомудренных, жертвенных и благородных наследников, как они любили свою веру, свой народ и свое Отечество! Ни в одной цивилизации мира вы не встретите такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в Православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им Православная цивилизация.
Содержание программы
Весь материал систематизирован и представлен в виде направлений:
- Духовно-образовательное
- Культурно-познавательное
- Нравственно – трудовое
Все предлагаемые направления связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину духовно-нравственного становления личности младшего школьника.
Направление воспитательной деятельности | Основные формы деятельности | Форма контроля |
Духовно-образовательное направление | Родительские чтения | Анкетирование (модифицированная методика «Ценностные ориентации» М Рокича) |
Детско-родительские встречи. | Анкетирование ( Анкета «Отношение к ценностям семьи и общества», «Что мы ценим в людях») | |
Культурно-познавательное направление | Экскурсионные поездки, туристические походы | Анкетирование («Развития гражданственности и патриотизма у обучающихся», « Определение уровня знаний у обучающихся о малой родине») |
Совместные олимпиады, викторины, семейные праздники, спортивные праздники, читательские конференции « Круг семейного чтения» | ||
Реализация проектов. | Защита проектов, представление продуктов проектов, организация выставок. | |
Нравственно – трудовое направление |
|
Наличие отзывов, благодарностей, фотоотчёты. |
- Духовно-образовательное направление.
- Родительские чтения.
Родительские чтения – это форма, способствующая обмену позитивного опыта благополучных семей, работы православных педагогов и священнослужителей Русской Православной Церкви. Эта форма даёт возможность родителям не только слушать лекции, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские чтения организуются после определения вопросов, которые наиболее волнуют, как родителей, так и школу. Классный руководитель, вместе со специалистами определяет литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответ на поставленные вопросы. И рекомендует их прочитать. Через определённое время проводится родительские чтения. Особенность родительских чтений – анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению.
Родительские чтения проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность. Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний чтений может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. Состав семей учащихся довольно разнородный: в их числе полные и неполные семьи. Более чем половина семей имеет по одному ребенку. Родители детей – в основном молодые люди. Уровень образования родителей тоже неодинаков. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе духовно – нравственного развития ребенка, выбрать правильное направление воспитания, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления духовного и нравственного кризиса. Родительские чтения проводятся 1 раз в четверть. Продолжительность встреч 40-60 минут – небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку родители часто ограничены во времени в силу разных причин.
- Детско-родительские встречи.
Детско-родительские встречи проходят в тёплой уютной обстановке у нас нет зрителей все – участники. Вся совместная деятельность детей и родителей направлена на повышение роли семьи в жизни каждого на формирование личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком. Во время детско-родительских встреч дети получают новый опыт общения с родителями, развиваются социальные эмоциональные способности. Все наши встречи – о семье, о детях, о счастье быть вместе. Тема встречи оглашается заранее. На стендах для семей вывешиваются приглашение на встречу и предлагаемые домашние задания. К каждой встрече организуется выставка детско-родительских работ. Проводятся 1 раз в четверть.
Детско-родительские встречи состоят из нескольких этапов:
- Приветствие – необходимо для раскрепощения участников снятия эмоционального напряжения поднятие командного духа.
- Динамические паузы проводятся между творческими заданиями с целью удовлетворения потребности детей в двигательной активности.
- Формированию умения анализировать свои поступки общаться со сверстниками приобретению навыков саморегуляции владения собой посвящён завершающий этап встречи – рефлексия.
- В конце встречи семьи получают брошюрки с полезными советами.
В данных встречах семьи (обязательное условие – желание и свобода выбора) презентуют свои проекты, показывают театрализованные представления (Рождество Христово, светлое Христово Воскресенье), предлагают полезные советы и проводят мастер-классы, рассказывают о своих семейных традициях.
Совместная творческая деятельность обогащает не только внутренний мир, но и способствует установлению положительного психоэмоционального контакта с родителями знакомыми взрослыми. Дети учатся творческому партнёрству умению обсуждать совместный проект оценивать свои силы и возможности.
- Культурно-познавательное направление.
На мероприятиях этого направления дети знакомятся с бытом и традициями православной России: гостеприимством христиан, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, православными праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
- Экскурсионные поездки, туристические походы (по Святым местам Кузбасса):
- Совместные олимпиады, викторины, спортивные праздники, читательские конференции « Круг семейного чтения»;
- Семейные праздники;
- Реализация проектов.
В соответствии с требованиями ФГОС обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Что такое проектная деятельность для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Цель метода проекта – создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность, как форма организации совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов при изучении родного края представляется особо актуальной, так как именно в процессе такой деятельности у младших школьников с нарушением зрения появляется возможность самостоятельно более глубоко познать народные традиции, красоту родной земли, её особенности, природу людей.
III. Нравственно –трудовое направление
- Благоустройство и озеленение школьного двора;
- Посадка аллей;
- Создание школьной библиотеки;
- Ярмарка семейных поделок
- Помощь ветеранам
Содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся
Примерные виды и формы деятельности | Примерные результаты развития и воспитания |
Духовно-образовательное направление:
|
6. Уметь:
|
Культурно-познавательное направление:
|
7. Уметь:
|
Нравственно – трудовое направление
|
|
Система мероприятий по реализации программы
«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»
Направление | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
!. Духовно- образовательное
1.1.Детско-родительские встречи |
|
1.Милосердие.
2.Что делать если тебя обидели? 3. Как поступают когда любят. 4. Совесть и раскаяние. |
1. Зачем Бог дал человеку нравственный закон?
2.Золотое правило этики. 3. Русские Храмы. 4.Звон колоколов. |
1.Православные иконы
2Герои русской истории 3.Русские святые 4. Традиции почитания и уважения старших |
2.Культурно-познавательное направление.
2.1.Реализация проектов. |
Проект «Национальная одежда коренных жителей Кузбасса» | Проект «Крещение коренных жителей Кузбасса» | Проект ««Православные храмы Кузбасса» | Проект «Священнослужители в годы ВОВ» |
2.2.Экскурсионные поездки, туристические походы |
Кафедральный собор Рождества Иоанна Предтечи г. Юрга
Знаменский кафедральный собор г. Кемерово |
Никольский собор г. Кемерово
Храм Святого великомученика и целителя Пантелеймона г. Кемерово |
Храм Святой блаженной Матроны г. Кемерово
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Кемерово |
Храм Рождества Христова г. Новокузнецк
«Томская писаница» |
2.3.Совместные олимпиады, викторины, спортивные праздники, читательские конференции « Круг семейного чтения». | «Семь + я» классный час
«Круг семейного чтения» викторина «Семейные увлечения» классный час «Папа, мама, я – спортивная семья» спортивный праздник |
«День Матери» праздник
«Бабушки вспоминают» устный журнал «Традиционные русские промыслы» мастер класс «Подари другому радость» беседа |
«Не стесняйся доброты своей» классный час
«Рождество Христово» театрализованное представление «Светлое Христово Воскресенье» классный час «Крещение Руси» театрализованное представление |
«Празднование пресвятой троицы» театрализованное представление
«Основы православной культуры» классный час «День взаимного благодарения» беседа «Ты, я, он, она – вместе дружная семья» праздник |
3. Нравственно-трудовое направление | Благоустройство и озеленение школьного двора
Ярмарка-распродажа семейных поделок Подарим городу чистоту |
Создание школьной библиотеки
Ярмарка-распродажа семейных поделок Подарим городу чистоту |
Посадка аллей
Ярмарка-распродажа семейных поделок Помощь ветеранам Подарим городу чистоту |
Посадка аллей
Ярмарка-распродажа семейных поделок Помощь ветеранам Подарим городу чистоту |
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ | дата | Тема | Характеристика деятельности
|
1.1 Родительские чтения |
|||
1 | Семейная иерархия, как основа восприятия авторитета | Родители обмениваются позитивным опытом, слушают лекции, изучают литературу по проблеме, участвуют в обсуждении.
Находят ответы на поставленные вопросы. Излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению. Участвуют в практических заданиях. Оценивают результат данных встреч |
|
2 | Семья – малая Церковь | ||
3 | Семья – наследница традиций | ||
4 | Семья и проблема полового воспитания | ||
5 | Любовь родителей к своим детям, как основа христианского воспитания | Родители обмениваются позитивным опытом, слушают лекции, изучают литературу по проблеме, участвуют в обсуждении.
Находят ответы на поставленные вопросы. Излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению. Участвуют в практических заданиях. Оценивают результат данных встреч |
|
6 | Духовные традиции семьи | ||
7 | Русская культура, как основа содержания воспитания | ||
8 | Переход детей на более высокий духовный уровень – основная цель семейного воспитания | ||
9 | Христианская система ценностей | Родители обмениваются позитивным опытом, слушают лекции, изучают литературу по проблеме, участвуют в обсуждении.
Находят ответы на поставленные вопросы. Излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению. Участвуют в практических заданиях. Оценивают результат данных встреч |
|
10 | Нравственные основы семейной жизни | ||
11 | Радость слова | ||
12 | Традиционная православная культура русского народа | ||
13 | Как защитить детей от вызова современного мира? | Родители обмениваются позитивным опытом, слушают лекции, изучают литературу по проблеме, участвуют в обсуждении.
Находят ответы на поставленные вопросы. Излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению. Участвуют в практических заданиях. Оценивают результат данных встреч |
|
14 | Зачем Бог дал человеку нравственный закон? | ||
15 | Человек – хранитель культуры | ||
16 | Поощрение и наказание в семье | ||
1.2. Детско-родительские встречи | |||
1 | Святые Пётр и Феврония, покровители семьи | Иметь представления о понятиях: род, родословие, семья, фамилия.
Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела, соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету. |
|
2 | Зачем творить добро | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. |
|
3 | Зачем творить добро | ||
4 | Православные праздники и семейные традиции их празднования | Иметь представление о понятиях: праздник, традиция, семья, семейная этика, любовь, забота, православная культура, православные праздники
Уметь описывать православные праздники выполнять правила поведения на праздниках, поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, сформулировать собственные выводы, соотнести части пословиц, написать мини-сочинение. |
|
5 | Милосердие | Иметь представление о понятиях: милосердие добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях, проявлять милосердие |
|
6 | Что делать если тебя обидели? | ||
7 | Как поступают когда любят | ||
8 | Совесть и раскаяние | Иметь представление о понятиях: стыд, вина, извинения, честь и достоинство, совесть.
Уметь: нести ответственность за проступки перед другими и пред собой; изменять своё поведение и признавать свою вину и извиняться; прощать; осознавать собственную ценность; знать свои права; не совершать безнравственных поступков. |
|
9 | Зачем Бог дал человеку нравственный закон? | Понимать понятие православная культура, христианство, Библия, православные праздники, храм, икона, крещение Руси, святой, заповеди.
Уметь объяснять смысл заповедей, различных явлений религиозной культуры, излагать своё мнение. |
|
10 | Золотое правило этики | Иметь представление о понятиях: нравственность, мотив поступка, дружба, бескорыстие, справедливость, ответственность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; предвидеть последствия своих поступков и принимать самостоятельно решения, что в конкретном случае является добром, а что злом. |
|
11 | Русские Храмы | Понимать понятие православная культура, христианство, Библия, православные праздники, храм, икона, крещение Руси, святой, заповеди.
Уметь объяснять смысл заповедей, различных явлений религиозной культуры, излагать своё мнение. |
|
12 | Звон колоколов | ||
13 | Православные иконы | ||
14 | Герои русской истории | Иметь представления о понятиях: нравственность, идеал, герой, воин, патриот.
Знать защитников своей Родины; правила честного поединка; уметь быть верным своему слову, клятве, товарищам; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; |
|
15 | Русские святые | Понимать понятие православная культура, христианство, Библия, православные праздники, храм, икона, крещение Руси, святой, заповеди.
Уметь объяснять смысл различных явлений религиозной культуры, излагать своё мнение. |
|
16 | Традиции почитания и уважения старших | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. |
|
2. Культурно-познавательное направление. | |||
|
|||
1 | «Национальная одежда коренных жителей Кузбасса» |
|
|
2 | «Крещение коренных жителей Кузбасса» | ||
3 | «Православные храмы Кузбасса» | ||
4 | «Священнослужители в годы ВОВ» | ||
2.2.Экскурсионные поездки, туристические походы | |||
1 | Кафедральный собор Рождества Иоанна Предтечи г. Юрга | Понимать понятие православная культура, христианство, Библия, православные праздники, храм, икона, крещение Руси, святой, заповеди, божественная литургия.
Уметь объяснять смысл различных явлений религиозной культуры, излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры, архитектуры. |
|
2 | Знаменский кафедральный собор г. Кемерово | ||
3 | Никольский собор г. Кемерово | ||
4 | Храм Святого великомученика и целителя Пантелеймона г. Кемерово | ||
5 | Храм Святой блаженной Матроны г. Кемерово | ||
6 | Храм преподобного Сергия Радонежского г. Кемерово | ||
7 | Храм Рождества Христова
г. Новокузнецк |
||
2.3.Совместные олимпиады, викторины, спортивные праздники, читательские конференции « Круг семейного чтения». | |||
1 | «Семь + я» | Родители помогают реализовать способности своего ребёнка, на своём примере показывают детям важность ЗОЖ.
Учащиеся верят в собственные силы, чувствуют свой успех, делают маленькие «открытия», радуются, что рядом семья. Умеют быстро схватывать смысл читаемого, запоминают содержание, строят свои высказывания, прислушиваются к советам родителей. Понимать понятие православная культура, христианство, Библия, православные праздники, храм, икона, крещение Руси, святой, заповеди, божественная литургия. Уметь объяснять смысл различных явлений религиозной культуры, излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры, архитектуры. |
|
2 | Круг семейного чтения | ||
3 | Семейные увлечения | ||
4 | Папа, мама, я – спортивная семья | ||
5 | День Матери | ||
6 | Бабушки вспоминают | ||
7 | Традиционные русские промыслы | ||
8 | Подари другому радость | ||
9 | Не стесняйся доброты своей | ||
10 | Рождество Христово | ||
11 | Светлое Христово Воскресенье | ||
12 | Крещение Руси | ||
13 | Празднование пресвятой троицы | ||
14 | Основы православной культуры | ||
15 | День взаимного благодарения | ||
16 | Ты, я, он, она – вместе дружная семья | ||
3. Нравственно-трудовое направление | |||
1 | весна, осень | Благоустройство и озеленение школьного двора | Уметь понимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно. Обучающиеся учатся жить в
гармонии с собой и окружающим миром; сохранять и укреплять своё здоровье; обеспечить экологические условия своей жизнедеятельности; оградить себя от неблагоприятных воздействий из вне, противостоять им. Позаботиться об экологии своей души, освободить её от зла, наполнить добротой. Совместно с родителями изготовляют зимой кормушки, весной скворечники. Испытывать чувство гордости и уважения к защитникам Родины, к ветеранам труда, оказывать пожилым людям посильную помощь. |
2 | систематически | Создание школьной библиотеки | |
3 | весна, осень | Посадка аллей | |
4 | октябрь, декабрь, март, май | Ярмарка-распродажа семейных поделок | |
5 | систематически | Помощь ветеранам | |
6 | Весна, осень | Подарим городу чистоту | |
7 | Осень, зима | Акция «Кормушка» |
Заключение
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья поставлено на высоком уровне. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, особенно актуально. Благодаря корректным формам и методам работы в детях формируется ядро личности, умение распознать положительные и отрицательные качества человека, которые помогают обучающимся в выборе будущей профессии.
Мы гордимся, что зерно православия смогли заложить в нашего бывшего воспитанника Е. Д., который в данное время служит священником в Храме Иоанна Предтечи.
И теперь уже Иерей Евгений знакомит учеников нашей школы с историей православной России через духовные беседы, просмотр видеофильмом с глубоким духовно-нравственным смыслом.
Детство всегда обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит дальнейшую жизнь ребёнка. Какую роль сыграет семья в духовно-нравственном становлении младших школьников, будет зависеть и от учителя.
Без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса. Сегодня так развиты средства связи, средства коммуникации, что учиться можно и без учителя. Многие люди так и делают – садятся за компьютер и получают доступ практически ко всем источникам информации. Но мы говорим, что учитель нужен. А зачем он нужен? В чём уникальность учителя? Само понятие «учитель» предполагает: это человек, предающий мудрость, знания, опыт предыдущих поколений.
Сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служения учителя, является очевидным и категорически необходимым. Педагог нужен именно потому, что его присутствие предполагает живой контакт одного человека, носителя опыта и мудрости с другим человеком, у которого нет этого опыта и этой мудрости. И здесь, конечно, огромную роль играет личность педагога, нравственные требования к нему самому.
А если пример педагогов накладывается ещё и на пример родителей, если то, что говорили в школе, соответствует тому, что говорят дома, то дети воспитываются в замечательной атмосфере целостного воспитательного процесса, который формирует сознание, душу людей в совершенно конкретной системе нравственных координат.
А если ребёнок, ЧЕЛОВЕК будет жить нравственно, то он лучше, яснее увидит Христа, нежели тот, кто живёт безнравственно. И потому вероятность, что такой человек обретёт веру, в целом заметно выше.
Полученные результаты придают уверенности в том, что реализация программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия» способствует: развитию как детско-родительских отношений, так и взаимоотношений семьи и образовательной организации; узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Список литературы
- Акутина С.П. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками [Текст] / С.П. Акутина // Классный руководитель.-2007.-№3.-С.5-25.
- Атаманова Т.И. Нравственные устои и этика поведения классный час [Текст] /Т.И. Атаманова //Завуч начальной школы.-2006.-№4.-С.68-93.
- Баженова Л.М. «Фильм рождается из мыслей…»[Текст] /Л.М.Баженова //Искусство в школе.-2006.-№2.-С.40-48.
- Богашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи [Текст] /А.Богашев // Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.10-14.
- Бразговка Л. Нравственные основы преобразования младшим подростком собственной жизни [Текст] /Л. Бразговка // Воспитание школьников.-2009.-№2.-С.24-27.
- «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей» [Текст]: Парламентские слушания // Школьная библиотека.-2009.-№4-5.-С.3-48.
- Зимина А.И. Организация работы по направлению «Нравственность» [Текст] /А.И.Зимина / /Классный руководитель.-2007.-№6.-С.6.
- Карпичко О.В. Нравственно-этические составляющие современного учебного процесса [Текст ]/ О.В.Карпичко // Образование в современной школе.-2008.-№5.-С.48.
- Коч А.А., Нравственные ценности [Текст]: материалы для классного часа/А.А.Коч // Классный руководитель.-2004.-№1.-С.122-143.
- Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя [Текст] / В. И. Максакова. – М.: Просвещение, 2011. – 254 с.
- Маченин А. Воспитательно-образовательные возможности современного телевещания [Текст] /А. Маченин // Искусство в школе.- 2009.- № 3.- С.48-51.
- Петрова В.И., Азбука нравственного образования [Текст] Программа.4 класс /В.И.Петрова, И.С.Хомякова//Воспитание школьников.-2009.-№7.-С.55-59.
- Строганова Л.В. Диагностика нравственной воспитанности подростков / Л.В.Строганова //Воспитание школьников.-2009.-№6.-С.23-26.
- Тверская С. Женский разговор: материал для уроков по вопросам нравственного воспитания /С.Тверская //Основы безопасности жизнедеятельности.-2007.-№10.-С.37-43.
- Шестун Е. Православная педагогика: учебное пособие [Текст] Издательство: М. Про-Пресс.
Краеведческая литература
- Казаркин А. П. Литературное краеведение в Кузбассе. – Кемерово: ИУУ, 1993.
- Лутовинова Е. Русский фольклор Кузбасса. – Кемерово: ИУУ, 1993.
- Лутовинова Е. Фольклор Кемеровской области. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
Перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной школы
Коллекции электронных образовательных ресурсов
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – http://school-collektion.edu/ru
- «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» – http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
- http://lib.pstgu.ru/icons/
- http://pravolimp.ru
- http://zakonbozhiy.ru
- http://azbyka.ru/tserkov/
Приложение 1
Результаты и анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств
Мониторинг осуществлялся по методикам, приведенным в таблице «Оценка эффективности реализации программы»
Программа оценки эффективности реализации программы
Используемая методика | Цель | Содержание | Примечание |
Анкетирование | Исследование ценностного отношения к основам гражданственности и патриотизма | Вопросы анкеты позволяют определить ценностное отношение к основам гражданственности и патриотизма | Анкета разработана на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и методических рекомендаций к ней |
Анкетирование | Определение уровня знаний обучающихся о малой родине | Опросник позволяет выявить уровень знаний обучающихся о малой родине. | Анкета разработана на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и методических рекомендаций к ней |
Методика «Ценностные ориентации» | Исследование ценностных ориентаций. | Предполагает
комплексного изучения ценностных ориентаций для детей 8-10 лет в модифицированном варианте с включением ценностных характеристик «удовольствие», «наличие верных друзей», « уверенность в себе», «Любовь к родине» и т.д. |
Модифицированная методика «Ценностные ориентации» М.Рокича |
Методика «Ценностные ориентации»
( для родителей) |
Исследование ценностных ориентаций. | Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и “философии жизни”. | Модифицированная методика для родителей
«Ценностные ориентации» М.Рокича |
Приложение 2
Характеристика уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности
Направление | Уровень сформированности духовно-нравственной воспитаннности | ||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Духовно-нравственная воспитанность
младших школьников |
Характеризуется не выраженными нарушениями духовно-нравственной воспитанности. Ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое | Характеризуется оформившимися нарушениями духовно-нравственной воспитанности младших школьников; в зависимости от нарушения определённого компонента духовно-нравственной воспитанности выделяются подгруппы младших школьников с когнитивными, аффективными, конативными и оценочно-смысловыми нарушениями. | Характеризуется отсутствием духовно-нравственной воспитанности.
Ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. |
||
Отношение к ценностям, традициям православной России | Осознание себя частью культурной общности | Уважительное отношение к традициям православной России | Соблюдает элементарные правила вежливости | ||
Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся | Отличается преобладанием показателей большой степени выраженности чувства патриотизма и гражданственности, ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, Учащиеся этого уровня полностью понимают их сущность на современном этапе, считают себя патриотами, осознают свои обязанности перед Родиной, отслеживают политические и экономические события государства и Кузбасса, они анализируют свои личностные качества и стремятся воспитать в себе смелость, самоотверженность в деле служения Отечеству | В основном правильно понимают сущность патриотизма и гражданственности, осознают себя патриотами и гражданами, многие из них хотят жить в своей стране, понимают свои обязанности перед страной, стремятся анализировать современные события, анализируют свои личностные качества в этом направлении | Отличается преобладанием малой степени выраженности чувства патриотизма и гражданственности. Учащиеся этого уровня не понимают сущности гражданско-патриотических ценностей, не анализируют свои личностные качества | ||
Знания обучающихся о малой родине | Ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям, старшему поколению. Проявляют большой интерес к истории страны, этническим традициям и культурному достоянию своего края, примерам исполнения патриотического долга. Ценностное отношение к природе. | Проявляют интерес к истории своего края, интерес к культуре, традициям, обычаям своего края, стремятся как можно больше знать о региональных культурных ценностях, в основном бережно относятся к природе, доказывая это своими поступками. | Нет интереса к истории и настоящему края, их знания в этих областях поверхностны, они не задумываются о ценности произведений культуры, равнодушны к природе, обычаям, традициям своего края |