Соцкая Анастасия Александровна
Социальный педагог
Государственное Общеобразовательное Казенное Учреждение г. Вихоревка (ГОКУ СКШ г.Вихоревка)
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43416
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Профилактическое занятие. «Почему подростки совершают правонарушения?»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43416


Профилактическое занятие с обучаюшимися 6 кл.

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних

«Почему подростки совершают правонарушения?»

Цели проведения:

*профилактика правонарушений несовершеннолетних; 

      *пропаганда правовых знаний;

      *формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

      * формирование навыков критического анализа сложных ситуаций; 

      *формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

      *развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию 

                                                      Ход профилактического занятия.

       Сл1.Добрый день, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.

       Сл.2 Начать наше мероприятие хотелось со следующих слов Л.Н. Толстого:«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

  Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии . 

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. 

    И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? 

        Сл.3 «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны подростковому периоду Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет примеры): 

– плохо учатся, а потом бросают школу; 

– курят и выпивают; 

 – грубят и сверстникам и взрослым;  

– унижают маленьких и слабых;

 – лгут даже без причины;  

– стараются выяснить отношения только с помощью силы; 

 – играют в карты; 

 – разрисовывают стены;

 – портят школьное имущество и многое другое. 

        Именно в раннем возрасте тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы закрытого вида и т.д. .Почему такое происходит? Сегодня мы в ходе нашей беседы попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

Сл.4 Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

Самый серьзный вид  ответсвенности

СЛ 5 1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственностьнаступает с 14 лет.

СЛ 6 2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. Нарушение коменд.часа, курение в общ.местах и т.д.

 СЛ 7 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины. Больше относится к совершеннолетним, работающему населению.

СЛ8 4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 

Сл.9

  • Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

  1. Порвал учебник одноклассника(Г)
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
  3. Избил одноклассника (У)
  4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
  5. Совершил прогул в школе (Д)
  6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
  7. Разбил мячом окно. (Г)
  8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Сл.10

Сл.11 Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений:

«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Сл. 12 А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхговорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток». 

Сл.13 «Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, – наказывается:

  • штрафом,
  • обязательными работами,
  • исправительными работами».
    Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

Сл.14 «Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество … под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества… наказывается:

  • ограничением свободы;
  • арестом;
  • лишением свободы».

Сл.15 

Сл.16

Задания для учащихся в группах – разбор ситуаций

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

Эти действия квалифицируются, как мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

Нарушение комендатского часа. Административная ответсвенностиь штраф родителям от500-1000

№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

Совершение кражи.  Это штраф.Средний возраст семиклассника составляет 12-13 лет, поэтому он не может быть привлечен к ответственности, но к ответственности могут быть привлечены родители Димы, а он отправлен в учебно-воспитательное учреждение.

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать.

  1. некультурное поведение в общественном транспорте.

2.С 14 лет

3.административная ответственность и штраф

Делается вывод:Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Сл.17 Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром. Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям. Как же формируется бездуховность? Сл.18 Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание можетдавать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности. Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению. Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей. Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность. У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.   

   Сл. 19 Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

  Сл.20

Подведение итогов.

 

Профилактическое занятие. «Почему подростки совершают правонарушения?»