Тужилова Нелли Агзамтдиновна
учитель
МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №43445
Всероссийский конкурс «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №43445


 

«Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование

 

Тужиловой Нелли Агзамтдиновны

 

  1. Содержание научно-исследовательской работы 

Тема: «Особенности организации проектной деятельности естественнонаучной направленности у обучающихся с ОВЗ». 

В последнее время большое внимание уделяют такой проблеме, как формирование экологической культуры личности подрастающего поколения. Данное направление занимает все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений, в том числе и специальных (коррекционных) учреждений, задачами которых являются обучение и воспитание умственно отсталых школьников, развитие их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка к самостоятельной жизни в качестве полноценных членов общества.

Умственно отсталые школьники являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую действительность, а когда становятся взрослыми, как и все способны влиять на нее. Поведение детей с умственной отсталостью должно соответствовать всем нормам общества: социальным, этическим, правовым моральным. 

В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость обеспечить учащихся с ОВЗ знаниями, привычками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде, однако теоретические и прикладные аспекты данной проблемы в специальной педагогике разработаны недостаточно.

На актуальность проблемы указывают исследования отечественных дефектологов: В.И. Воробьева, Т.Н. Головина, Е.А. Ковалева, И.В. Кабелко, Е.М. Калинина, Н.Г. Морозова, Ж.Е Оразбаев. Положения о психолого-педагогической характеристики детей с ОВЗ Е. Л. Иденбаум, А. А. Кудриной, А. А. Любимова,  Л. А. Пантелеевой. 

Система работы по формированию экологической культуры умственно отсталых учащихся младших классов; (Гребенникова, 2010.)

 URL: nauka-pedagogika.compedagogika-13-00-03/… 

Одним из средств организации работы естественнонаучной направленности выступать проектная деятельность, предполагающая взаимодействие учащихся для достижения общей цели. 

Несмотря на целесообразность использования данного средства, в методической и научной литературе недостаточно обоснована методика работы с учащимися с ОВЗ.

Цель исследования: изучить особенности организации проектной деятельности естественнонаучной направленности у обучающихся с ОВЗ.

Объект исследования: проектная деятельность обучающихся.

Предмет исследования: организация проектной деятельности естественнонаучной направленности у обучающихся с ОВЗ.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать особенности познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ.
  2. Описать понятие, сущность, приемы и организацию проектной деятельности.
  3. Разработать и обосновать условия организации проектной деятельности естественнонаучной направленности у обучающихся с ОВЗ.
  4. Разработать и реализовать программу по апробации организации проектной деятельности естественнонаучной направленности у обучающихся с ОВЗ.

Нарушение развития — это физический или психический  недостаток, обнаружившийся в детстве  (от 0 до 15-16 лет) и потенциально препятствующий  социализации (усвоению ценностей и норм социума, в котором ребенок растет, включению в широкую общественную среду  и активной деятельности в ней. 

Категории обучающихся с ОВЗ и их специфические образовательные потребности  (Вахрушев  и др, 2021) 

 В таблице 2 представлены категории обучающихся с ОВЗ и их специфические образовательные потребности. (Носаченко,2019)

Таблица  2  Категории обучающихся с ОВЗ и их специфические образовательные потребности (Данилова  и др, 2019;)

Категории нарушения  Специфические потребности ( в сокращении)
Нарушения слуха (глухие) – Постановка и реализация на общеобразовательных  уроках в процессе внеурочной деятельности целевых установок, напрапвленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения различных отклонений; создание условий у обучающихся  инициативы и позитивной активности

– учет специфики восприятия   и переработки информации, овладения ученым материалом при организации обучения  и оценке достижений

– преодоление ситуативности, фрагментарности, и однозначности понимания происходящего с ребенком и его социокультурным окружением

– Осуществление систематической коррекционной работы  по формированию  и развитию речевого слуха,  слухозрительного восприятия устной речи, восприятия не речевых  звучаний, включая музыку  с помощью  звукоусиливающий аппаратуры

– при наличии дополнительных первичных  нарушений развития  у глухих и обучающихся  проведение  систематической специальной  психолого-педагогической работы по их коррекции

– оказание обучающимся необходимой мед.помощи с учетом имеющимся ограничений здоровья, в том числе на основе  сетевого взаимодействия

Нарушения зрения ( слепые) – целенаправленное  руководство осязательным и зрительным восприятием

– профилактика вербализма и формирование знаний за счет расширения, обогащения, и коррекция предметных  и пространственных представлений, формирования, обогащении и коррекционных понятий

использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся

– учет при организации воспитания, обучения слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза, возраста и времени нарушения зрения, состояния  основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств, тотально слепым и слепым со цветоощущением 

– учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности

– активное использование в учебно-познавательном процессе  речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы  и коррекции речевых нарушений 

– развитие мотивационного компонента  деятельности, в том числе  за счет привлечения к участию  в различных видах деятельности 

Нарушения зрения -слабовидящие  – расширение, обогащения и коррекция  предметных и пространственных  представлений, формирование и  расширение понятий 

– обеспечения доступности информации  для зрительного восприятия слабовидящих учащихся 

– учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся

– использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера, нарушения зрения, клинической картины зрительного нарушения

– создание условий для развития,  у слабовидящих  обучающихся инициативы, познавательной и общей активности

– поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе

 – совершенствование и развития регулятивных  (самоконтроль, самооценка)  и рефлексивных образований

Нарушение речи  – организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением  перед началом обучения  в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания 

– Индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве

– гибкая организация процесса обучения  путем расширения/сокращения  содержания отдельных предметных областей

 – применение специальных методов и приемов  и средств обучения, в том числе  специализированных компьютерных технологий 

Нарушение опорно — двигательного аппарата  – индивидуализация обучения требуется  в большей степени , чем для нормально-развивающего ребенка 

-обеспечение особенно пространственной  и временной организации образовательной среды

– специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью

– коррекция произносительной стороны речи; освоения умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций 

Задержка психического развития  – Обеспечение особой  пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС  и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса)

– Комплексное сопровождение, гарантирующее получения необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения

– Организацию обучения с учетом специфики усвоения знаний. Умений и навыков обучающимся с ЗПР с учетом темпа учебной работы (пошаговым предъявлении материала, дозированной помощи, использование специальных методов) 

– профилактика и коррекция Социокультурной дезадаптации

– постоянный пошаговый мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровни и динамики психофизического развития;

– постоянное стимулирование  познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

– постоянная актуализация знаний. Умений и одобряемых обществом норм поведения

-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения

Расстройства аутистического спектра  – выбор уроков, которые начинает посещать ребенок , должен начинаться с тех, где он чувствует себя  наиболее успешным  и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальное;

– необходима специальная поддержка детей ( индивидуальная и при работе в классе в развитии возможной вербальной и невербальной коммуникации;

– вначале обучении при выявленной необходимости, наряду с посещением класса ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями

– на первых порах должна быть специальная обстановка на перемене в вовлечение его в привычные занятия

Умственная отсталость (интелектуальные нарушения) – здесь важна доступность содержания познавательных задач , реализуемых в процессе образования;

-дозированная подача учебного материала, включение наглядных  и практических методов обучения

– обеспечение особой пространственной и временной  организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы  и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью

– развитие мотивации и интереса к  познанию окружающего мира с учетным возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой ;

– постоянная обратная связь с обучаемом ребенком, вовлечением его в учебный процесс

– оригинальное содержание общеобразовательных предметов с усилением практикоориентированного обучения.

Как видно из таблицы, дети с ОВЗ нуждаются в обеспечении специальных условий обучения и воспитания, способствующих их адаптации и социализации, направленных на предоставление равных возможностей для каждого ребенка в целях получения образования. (Носаченко,2019)

Кроме того, у детей с ОВЗ наблюдаются следующие общие типичные затруднения: снижение мотивации к познавательной деятельности, низкий темп выполнения задания, низкий уровень свойств внимания, инфантилизм, низкая самооценка, повышенная тревожность, низкий уровень развития крупной и мелкой моторики, повышенная утомляемость или возбудимость (Есикова, 2020; Гримовская,2020).

Важнейшая задача образовательной организации – использование потенциала ребенка, с целью его самореализации в учебном процессе, профессиональной и личной сфере. Можно отметить такие особенности обучающихся с ОВЗ как быстрая истощаемость, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, проблемы с памятью, низкая работоспособность, бедный словарный запас, замедленное восприятие и др. (Артемова  и др,2013) Тем не менее, коррекционные специалисты убеждены, что дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостаточным уровнем интеллектуального развития, могут быть успешными в определенных видах деятельности. ( Рудакова,2018)

В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ОВЗ социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. ФГОС образования детей с ОВЗ призваны гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его способностям и потребностям. Современное общество требует непрерывного развития педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности обучающихся с ОВЗ, на формирование умения ставить и решать задачи с целью разрешения возникающих в жизни проблем. (Джафарли  и др,2019)

 Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач при работе с детьми с ОВЗ, является технология проектной деятельности. Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением. Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проект – это продукт, созданный благодаря действиям, продиктованным необходимостью разрешения той или иной проблемы. Реализация проекта должна способствовать улучшению определенной ситуации. Также проект является эффективным способом участия индивида в общественной жизни через практическое решение социальных задач. У младших школьников, выполняющих проект, формируются такие умения, как анализ ситуации, поиск и отбор необходимой информации и т.п (Белова  и др,2020).

При использовании проектной деятельности в образовательных учреждениях для формирования коммуникативной компетенции решаются значительные дидактические задачи: 

– цель урока – не только научить теоретическим законам, алгоритмам и правилам, но и правильному воспроизведению их в реальной жизни; 

– учащиеся получают возможность реализовать себя в творческой сфере, они вправе сами выбирать оформление проекта и подходы к нему, показывая свою креативность;

– учащиеся обязаны самостоятельно добывать нужную информацию из учебников и из других ресурсов, но если не удается, то можно попросить помощи у учителя, который является консультантом;

– во время проектной деятельности у учащихся формируется умение взаимодействовать друг с другом, с учителем. Имеют право высказывать свою точку зрения, а также выслушивать других одноклассников по поводу данной проблемы;

– увеличивается ответственность за индивидуальную и коллективную деятельность учащихся в данной работе;

– метод проектов требует конечный результат с практическими доказательствами (Бабанская  и др, информация о конференциях).

К условиям организации проектной деятельности нужно отнести следующее:

– проектная деятельность рассматривается как обучение. Это деятельность, направленная на изменение своей личности посредством осознания границы своего знания и незнания и поиска выхода из этой ситуации;

– проектная деятельность всегда направлена на решение социальной проблемы. В рамках осуществления проектной деятельности социальные проблемы выступают в виде «проектных задач», на решение которых направлены проекты школьников. Проектная деятельность предполагает сотрудничество и позволяет внести свой вклад и действовать наилучшим образом, поэтому она должна осуществляться в проектных группах.

Проекты подразделяются на классы: монопроект, мультипроект, мегапроект. Масштаб проекта классифицируется по размерам самого проекта, по количеству участников и степени влияния на окружающий мир. По длительности проекты делятся на краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет) и долгосрочные (свыше 5-ти лет). Каждый проект имеет ступени своего развития, полная совокупность ступеней от идеи до завершения образует жизненный цикл проекта. Далее деление предполагает фазы, стадии и этапы. Рассмотрим цикл жизни проекта: выделение проблемы – постановка целей, гипотезы – задачи, планирование – реализация продукта – оформление и представление результата – рефлексия образовательных результатов.

Существуют некоторые особенности проектной деятельности при работе с детьми с ОВЗ:

  1. Во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.
  2. В ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя, педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.
  3. Родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле (Ампилогова, 2021). 

Формы представления результатов исследовательской работы:

 Отчет по экскурсии.

 Лабораторные работы.

 Проекты.

 Исследовательские работы учащихся. 

Презентация исследования личного опыта учащихся. 

Дневник наблюдений.

 Результатом работы по применению проектной и исследовательской деятельности в объединениях естественнонаучной направленности можно считать: 

– устойчивый познавательный интерес детей к занятиям объединения;

 – положительную динамику уровня обученности;

 – качественную динамику мотивации к обучению;

 – прочные навыки проектной деятельности.

Таблица 1. Информация о реализуемых образовательных программах 

Срок действия государственной аккредитации до 26.08.2028

Программа Форма обучения Нормативный срок обучения Язык обучения Количество обучающихся
Основная образовательная программа начального общего образования по обновленным ФГОС Очная 4 года Русский 484
Основная образовательная программа основного общего образования Очная 5 лет Русский 334

 

Основная образовательная программа основного общего образования по обновленным ФГОС Очная 5 лет Русский 250
Основная образовательная программа среднего общего образования Очная 2 года Русский 7
Основная образовательная программа среднего общего образования по обновленным ФГОС Очная 2 года Русский 24
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) Очная 9 лет Русский 36
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) Очная 9 лет Русский 3
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) Очная 12 лет Русский 22
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (вариант 5.1) Очная 4 года Русский 2
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (вариант 6.2) Очная 5 лет Русский 1
Адаптированная основная образовательная программа (вариант 6.3) Очная 9 лет Русский 2
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (вариант 7.1) Очная 4 года Русский 10
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (вариант 7.1) Очная 5 лет Русский 2
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (вариант 7.2) Очная 5 лет Русский 6
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (вариант 8.2) Очная 5 лет Русский 1
Адаптированная основная образовательная программа (вариант 8.4) Очная 9 лет Русский 1
Дополнительные общеразвивающие программы Очная 1-2 года Русский 300

Список литературы

  1. Амирханова, Г. Ш. Проектная деятельность в образовании: механизмы развития [Текст] / Г. Ш. Амирханова, И. В. Мусханова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №. 2 (81). – С. 246-248.
  2. Ампилогова, Т. А. Развитие личности учащихся посредством внеурочной и внеклассной деятельности естественнонаучной направленности [Текст] / Т. А. Ампилогова // Современная школа в эпоху системных преобразований. – 2021. – С. 142-147.
  3. Артемова, Е. Э. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми [Текст] / Е. Э. Артемова, Л. А. Тишина // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 33–38. 
  4. Бабанская, М. А. Формирование познавательной и творческой активности обучающихся с ОВЗ посредством дистанционных сетевых проектов [Текст] / М. А. Бабанская, Н. В. Твердохлебова  // Информация о конференции. – С. 17.
  5. Башлыкова, Е. А. Особенности технологии проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. А. Башлыкова // Преемственность в образовании. – 2019. – №. 22 (06). – С. 528-533.
  6. Белова, Н. В. Проектная деятельность как элемент формирования индивидуальной образовательной траектории [Текст] / Н. В. Белова, Н. К. Швецова // Экономика, социальная сфера, образование: возможности и риски. – 2020. – С. 100-102.
  7. Вахрушев, С. А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании [Текст] / С. А. Вахрушев, В. А. Дмитриев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – №. 1 (34). – С. 40-44.
  8. Ветров, Ю. П. Особенности организации проектной деятельности в профессиональном образовании [Текст] / Ю. П. Ветров // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – №. 2. – С. 41-48.
  9. Горбунова, Н. В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании [Текст] / Н. В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №. 63-2. – С. 112-116.
  10. Гримовская, Л. М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике [Текст] / Л. М. Гримовская // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – №. 2 (31). – С. 6.
  11. Данилова, А.М. Современные подходы к профориентационной работе с обучающимися с нарушениями слуха [Текст] / А. М. Данилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2019. № 7. С. 40–47.
  12. Джафарли, К. А. Проектная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии [Текст] / К. А. Джарафли, И. С. Волкова // Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно-научных дисциплин в вузе и школе. – 2019. – С. 230-233.
  13. Есикова, Т.В. Технологии в деятельности службы сопровождения: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. С. В. Кривых. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2020. – 261 с.
  14. Зарин, А.П. Учитель-дефектолог в современном обществе: миссия и проблемы подготовки [Текст] / А. П. Зарин // Вестник Герценовского университета. 2010.  № 1 (75).  С. 126–129. 
  15. Зеленкова, И. В. Организация проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / И. В. Зеленкова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – 2019. – С. 134-138. 
  16. Илларионова, К. Е. Повышение родительской компетентности семей с детьми с ОВЗ через проектную деятельность [Текст] / К. Е. Илларионова // Педагогика и психология: перспективы развития. – 2022. – С. 146-148.
  17. Инденбаум, Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е. Л. Иденбаум // Психологическая наука и образование — 2010. — № 2. – С.72-80
  18. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техник [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с. 
  19. Кагосян, А. С. Социальные компетенции обучающихся в условиях инклюзивного образования [Текст] / А. С. Кагосян, М. К. Васина // Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. – №. 2. – С. 59-67.
  20. Капустина О. А. Проектная деятельность как средство формирования учебной и познавательной деятельности при работе с обучающимися с ОВЗ [Текст] // Современная образовательная среда: теория и практика. – 2019. – С. 118-121.
  21. Катышевская, Т. А. Сущность проектной деятельности [Текст] / Т. А. Катышевская // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – №. 2 (42). – С. 265-269.
  22.  Киселева, Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт–терапии [Текст] / Т. Ю. Киселева // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – С. 244–251. 
  23. Корнеева, Н. Ю. Формирование инклюзивной компетентности у педагогов профессионального обучения в аспекте реализации модульно-компетентностного подхода [Текст] / Н.Ю. Корнева // Мир педагогики и психологии. – 2016. – №1. – С. 43-50.
  24. Краснова, А. И. Социальные компетенции, как предмет исследования: подходы к пониманию [Текст] / А. И. Краснова // Ответственный редактор. – 2021. – С. 49.
  25. Красношлыкова, О. Г. Понятие «социальная компетенция» как научная категория [Текст] / О. Г. Красношлыкова, О. Г. Кошевая // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – №. 3 (35). – С. 20-26.
  26. Лебедева, И. В. Проектная деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. В. Лебедева // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. – 2020. – С. 166-168.
  27. Лебедева, И. В. Учебно-методическое сопровождение проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. В. Лебедева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2020. – №. 4. – С. 179-184.
  28. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. И. Акатов.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с. 
  29. Маллаев, Д.М. Современные вызовы образовательных парадигм и их влияние на развитие дефектологической науки и профессиональной подготовки [Текст] / Д. М. Маллаев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 98–101.
  30. Малофеев, Н. Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения [Текст] / Н. Н. Малофеев // Альманах института коррекционной педагогики. 2019.  № 36. С. 1–16.
  31. Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии: материалы IX Международного теоретико-методологического семинара [Текст] / сост.: Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, Н.Ш. Тюрина. М.: МГПУ, 2017.  288 с. 
  32. Микляева, М. А. Проектная деятельность как инновационная методика в школьном образовании [Текст] / М. А. Микляева, А. Ю. Околелов // Наука и образование. – 2019. – №. 2. – С. 164-164.
  33. Мирова, Ю. В. Экологическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования (на примере мбудо «станция юннатов» г. Белгорода) [Текст] / Ю. В. Мирова // Ответственный редактор. – 2022. – С. 64.
  34. Назарова, Н. М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях [Текст] / Н. М. Назарова // Специальное образования.  2012. № 3. С. 6–12. 
  35. Назарьев, Р. С. Опыт организации проектной деятельности детей С ОВЗ [Текст] / Р. С. Назарьев // Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно-научных дисциплин в вузе и школе. – 2022. – С. 133-134.
  36. Науменко, А. Э. Организация проектно-исследовательской деятельности естественнонаучной направленности в общеобразовательной школе [Текст] / А. Э. Наумова // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники. – 2020. – С. 159-163.
  37. Носаченко, О. Ю. Здоровьесберегающие технологии на занятиях естественно-научной направленности как один из подходов к реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья //Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты.—Екатеринбург, 2018. – 2019. – С. 91-93.
  38. Овсянникова И. В., Иванова Н. И. Технология проектной деятельности при работе с детьми с овз (из опыта работы педагогов) [Текст] // Академия профессионального образования. – 2020. – №. 7. – С. 55-63.
  39. Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А. Организация проектной деятельности детей с ОВЗ в условиях ФГОС (на примере сельской средней школы Новосергиевского района Оренбургской области) [Текст] // Almamater (Вестник высшей школы). – 2021. – №. 6. – С. 58.
  40. Попова Т. А. Проектная деятельность в образовательном пространстве [Текст] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – №. 3 (836). – С. 252-265.
  41. Привалов А. А., Чмир Р. А., Нечаева А. И. Проектная и исследовательская деятельность естественнонаучной направленности в центре развития современных компетенций детей [Текст] // Наука и Образование. – 2021. – Т. 4. – №. 2. – С. 89.-98.
  42. Проектный подход при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании [Текст] / Т. Н. Соболева, С. В. Громова, Е. В. Грибова, О. Э. Зыкова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : пятьдесят седьмая международная  научно-практическая  конференция, Белгород, 24 апреля 2023 года. – Белгород: ООО ГиК, 2023. – С. 72-74. 
  43. Рудакова Н.П. Содержание дефектологического обследования в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии [Текст] // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 3. С. 41–45
  44. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе [Текст] // Сборник научно-методических материалов / под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. – М.: Издательство «Спутник», 2014. 
  45. Терновская А. А., Зацепина Д. В., Попова Е. Е. Проектная деятельность обучающихся в естественнонаучном образовании [Текст] // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – №. 2.
  46. Тишина Л. А., Данилова А. М. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации [Текст] // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – №. 3. – С. 194-200.
  47. Фастыковский А. Р., Козырев Н. А., Козырева О. А. Проектная деятельность обучающегося в системе непрерывного образования: направления и перспективы [Текст] // Вестник РМАТ. – 2021. – №. 2. – С. 59-63.
  48. Хасанова Р. Р. Организация самостоятельной работы учащихся посредством проектной и внеурочной деятельности естественнонаучной направленности на уровне общего образования // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития. – 2019. – С. 196-198.
  49.  Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие [Текст]  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240 с. 

Представление плана проведения эмпирического исследования.

  1. Подбор диагностического инструментария, рекрутирование исследуемых.
  2. Осуществление констатирующего этапа исследования.
  3. Анализ результатов констатирующего этапа.
  4. Оценка эффективности проведенной работы.

План организации и проведения пилотажного исследования в рамках ВКР.

  1. Диагностика естественнонаучной грамотности учащихся с ОВЗ.
  2. Оценка продуктов проектной деятельности.

Представление плана методической (педагогической) работы по теме  исследования

1.Выбор тем проектной деятельности.

  1. Составление календарно-тематического планирования.

3.Разработка содержания занятий.

4.Проведение занятий.

  1. Анализ результатов проведения занятий. Рефлексия и саморефлексия.

 

«Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование