Галимова Елена Анатольевна
Учитель-логопед
ГОУ ТО «Новомосковский центр»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №44650
Всероссийский конкурс «Конспект урока», в соответствии с новыми требованиями ФГОС
Наименование конкурсной работы: План-конспект логопедического занятия «Путешествие в страну «Предлогов»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №44650


План-конспект логопедического занятия 

Тема: Путешествие в страну «Предлогов»

Образовательные цели:

Уточнить семантику слов   в – на;

Закреплять умение строить словосочетания и предложения с предлогами.

 

Воспитательные цели:

Воспитывать культуру устной и письменной речи учащихся;

Формировать высокий уровень мотивации к занятиям по логопедии;

 

Развивающие цели:

Развивать умение дифференцировать значение предлогов в устной речи и на письме.

 

Коррекционные задачи:

Развивать грамматически правильную речь учащихся;

Развивать артикуляционную моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

Развивать мелкую моторику.

Оборудование: карточка с зашифрованной темой занятия, индивидуальные зеркала, карточки для индивидуальной работы, картинки, схемы предлогов, сюжетная картина «На лесной полянке», пиктограммы, картинка поезд с вагонами, фишки, компьютер.

 

Ход занятия

№ п\п Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
1.Подготовитель-ный этап Проверка готовности учащихся к занятию
1.1.Организационный момент Приветствие.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?
Все ли готовы слушать?

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

-Что такое путешествие?

Путешествие –  поездка или  передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Итак, начнём наше занятие. 

Ответы учащихся.

На доске картинка поезда с вагонами

1.2.Артикуляционная гимнастика Первая станция «Весёлый язычок»

Возьмите зеркала и  выполните упражнения:

Заборчик-улыбочка

Улыбочка-трубочка

Часики

Качели

Катушка

Лошадка

Скороговорка:

Белые бараны били в барабаны

-Молодцы 

Учащиеся по команде педагога выполняют артикуляционную гимнастику.Логопед оказывает индивидуальную помощь.

Учащиеся произносят скороговорку медленно, быстро, хором и индивидуально.

2.Основной этап
2.1 Постановка темы занятия.

Актуализация  знаний.

Работа с компьютером

(Домик)

А сейчас мы приехали на станцию  « Отгадай-ка!»

– Самым сообразительным будет тот, кто расшифрует слово -зачеркните одинаковые буквы  и узнаете тему нашего занятия

СПСРСЕСДСЛСОСГСИ 

За правильный ответ-фишка

Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов ». Как вы думаете,  что мы должны сегодня вспомнить?

– Молодцы! Нас ждёт сегодня во время путешествия немало трудностей, но я надеюсь, что   все вместе мы их преодолеем. 

– А что такое предлог? 

– А что вы помните о правописании предлогов?

Сегодня мы будем различать предлоги в – на и правильно использовать их в речи.

Отправляемся в путешествие дальше.

Ответы учащихся-«Предлоги»

–  Мы должны вспомнить, что такое предлог, вспомнить правописание предлогов 

-Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

-Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово

2.2 Развитие устной речи Станция «Составляй-ка!» (составление словосочетаний по картинкам)

-Чем похожи эти словосочетания?

-Что в них общего?

-Что обозначает предлог В?

-На какой вопрос отвечает  слово с предлогом В? ( схема предлога вывешивается на доску)

У каждого учащегося на парте картинки

-Во всех есть предлог В

-Предмет находится внутри другого предмета

-На вопрос Где?

Учащиеся выполняют задание

2.3 Упражнение на развитие мелкой моторики. -Пальчиковая гимнастика «Белочка»

« Есть у белочки дупло, Там уютно и тепло,

 В дупле белочка без спешки 

Грызёт спелые орешки»

Учащиеся выполняют упражнение с проговариванием совместно с педагогом.
2.4 Работа в тетрадях.

Работа с компьютером.

-Записали в тетрадях число.

-По сюжетным картинкам составить предложения , одно предложение записать в тетрадь, выделить предлог синим карандашом.

За правильный ответ фишка.

-На какой вопрос отвечают слова с предлогом На?

-Составить предложения. 

Игра «Где предмет?»

и записать в тетрадь. Выделить предлог НА цветным карандашом.

Ответы учащихся: Девочка  играет в мяч. Собака лежит в будке. Миша вешает шубу в шкаф.

-На вопрос -Где?

 Ответы учащихся.

2.5 Аналитическая деятельность учащихся -Сравним предлоги В –На, что можно сказать об этих предлогах?

-На что они указывают?

предлог В указывает на то,  что предмет находится внутри другого предмета, а предлог На указывает на то, что предмет находится  на поверхности другого предмета. И оба предлога указывают на местонахождение предмета.
2.6 Развитие грамматического строя речи. Станция «Размышляй-ка!»

-По сюжетным картинкам на доске составить предложения с предлогом

-Куда пришли ученики?

 ( в библиотеку)

-Куда вышли ежи? ( на полянку)

-Куда идёт мальчик? (в школу)

-Куда прилетела ворона?(на крышу)

– С какими предлогами получились предложения?

-Какой вопрос звучал?

-Предметы стояли или двигались?

-Какой можно сделать вывод?

-Предлоги в, на.

-Звучал вопрос –куда?

-Предметы двигались

-Предлоги в, на могут обозначать направление -куда?

Станция « Отдыхай-ка!»

-Птички в гнёздышке сидят и на улицу глядят

Погулять они хотят и тихонько все летят! 

 (какие слова с предлогами запомнили?)

Учащиеся вместе с педагогом выполняют движения.

Ответы детей:

-В гнёздышке

-На улицу

2.6 Развитие внимания, мышления. Станция «Играй-ка!»

-Поиграем, я буду называть предложения, а вы внимательно слушайте -если я называю правильный предлог вы показываете карточку с этим предлогом, а если нет- показываете карточку с нужным предлогом.

-Волк живёт на логове.

-Ваза стоит на столе.

-Хлеб покупают на магазине.

-Кот сидит в лавке.

-В роще пели соловьи.

-Утром все спешат в работу.

-Молоко налили на чашку.

За правильное выполнение фишка.

Уточнение значения незнакомых слов

(логово).

Работа с компьютером Станция «Проверяй-ка!»

Упражнение «Так или не так?»

-Как написаны предлоги со словами?

-Что они обозначают?

-Проверка выполненного задания. Фишка.

Учащиеся выполняют задание. Индивидуальная работа-Федя Т.

-Предлоги написаны раздельно, имеют значение местонахождения, направления.

Работа с компьютером

(Поможем Незнайке)

Закрепление 

-Составьте предложения и запишите в тетрадь.

-Какой вопрос можно задать?

Кот лежит на коврике. Самолёт летит в небе. Дед на кушетке. Лампа на столе .Бельё на верёвке.

-Проверим выполненное задание.

Кто?(что) где?

Инд-но: Федя Т.

Местонахождение,направление

Предлоги  со словами пишутся раздельно

3.Заключительный этап .Рефлексия. -Вот  и закончилось наше путешествие.

-О каких предлогах говорили на занятии?

-На что указывают эти предлоги?

-Как пишутся предлоги со словами?

-Посчитайте свои фишки -у кого больше- тому весёлую картинку.

-Понравилось вам занятие? Нарисуйте своё настроение от занятия при помощи пиктограмм, рядом поставьте оценку своей деятельности на занятии. И объясните её.

-Занятие окончено.

Ответы детей. 

У каждого учащегося пиктограмма.

План-конспект логопедического занятия «Путешествие в страну «Предлогов»