Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №1»
РОССИЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ СУ-57:
РАССЕКАЯ НЕБО БУДУЩЕГО.
Направление «Авиамоделирование»
Руководитель проекта
Ретнева Светлана Ильинична
Работу выполнил ученик 3 «б» класса
Тимофеев Николай
Комсомольск-на-Амуре, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название
проекта |
РОССИЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ СУ-57: РАССЕКАЯ НЕБО БУДУЩЕГО. |
Структура проекта |
|
Руководитель проекта | Педагог начальных классов МБОУ «Лицей №1»
Ретнева Светлана Ильинична |
Автор проекта | ученик 3 «б» класса МБОУ «Лицей №1» Тимофеев Николай. |
Аннотация проекта | Данный проект является самостоятельной работой ученика 3 класса Тимофеева Николая по направлению «Авиамоделирование».
В процессе работы был изучен теоретический материал по теме, проведено исследование истории создания самолета-истребителя СУ-57, систематизированы сведения о технических особенностях истребителя пятого поколения. Обобщены результаты, выбран лучший вариант для создания модели, изготовлена и протестирована сама модель самолета. |
Цель проекта | Узнать информацию о самолете-истребителе пятого поколения СУ-57, создать модель самолета СУ-57 |
Основные задачи проекта | 1. Исследовательский этап: анализ источников информации, изучение истории проектирования и создания самолета СУ-57, его испытания и внедрения в серийное производства на авиастроительном заводе Комсомольска-на-Амуре.
2. Технологический этап: подбор материалов, инструментов и оборудования для создания модели самолета, организация рабочего места и меры безопасности, создание модели самолета СУ-57, личная оценка выполненной работы. 3. Заключительный этап: выводы, представление проекта в классе, формирование интереса к авиамоделированию у одноклассников. |
Целевая аудитория
проекта |
Проект адресован младшим школьникам в возрасте 7-11 лет. |
Результат
проекта |
Продукт: модель самолета истребителя Су- 57. Доклад в классе о самолете-истребителе пятого поколения СУ-57. |
Авиамоделирование всегда было для меня очень привлекательным. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Мир техники огромен, и занятия авиаконструированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление. Мне всегда было интересно конструировать модели самолетов, которые могли бы подняться в воздух. Сам я пробовал создавать модели самолетов из картона, конструировать резиномоторный самолет.
В будущем, когда я вырасту, я бы хотел связать свою профессию с самолетами: стать или пилотом, или участвовать в создании новых самолетов. Пока это моя мечта, которую я могу приближать тем, что конструирую разные самолеты.
В данном проекте мне было интересно собрать модель самолета, который производится в моем родном городе – на авиастроительном заводе. Заинтересовался этой моделью я после посещения экскурсии в музее авиастроительного завода – «Экспоцентре». Там впервые я услышал о необычной модели самолета-истребителя, его уникальных качествах, и еще о том, что этот самолет очень засекречен. Мне захотелось как можно больше узнать о его возможностях, собрать модель и обязательно поделиться этими знаниями с одноклассниками.
Цель проекта: узнать информацию о самолете-истребителе пятого поколения СУ-57, создать модель самолета СУ-57
Задачи:
- Выяснить историю конструирования самолета СУ-57 и его создание на авиастроительном заводе г. Комсомольска-на-Амуре;
- Узнать особенности самолета-истребителя пятого поколения СУ-57;
- Сконструировать самостоятельно модель самолета СУ-57;
- Выступить с сообщением перед одноклассниками о истребителе СУ-57
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Исследовательский этап в моей работе предполагает анализ источников информации, изучение истории проектирования и создания самолета СУ-57, его испытания и внедрения в серийное производства на авиастроительном заводе Комсомольска-на-Амуре.
Авиастроительный завод г. Комсомольска-на-Амуре известен производством легендарных боевых истребителей семейства «СУ».
СУ-57 – это истребитель, предназначенный для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных и надводных целей противника. Это самый засекреченный самолет комсомольского авиазавода. К производству самолета на заводе приступили в далеком 2006 году. И уже к 2019 году все мощности завода были подготовлены к серийному выпуску СУ-57.
В первый раз СУ-57 поднялся в небо в январе 2010 года. Машиной управлял заслуженный летчик-испытатель. Герой России Сергей Богдан.
Бо́льшая часть информации о Су-57 является секретной. Лётно-технические характеристики самолёта официально не раскрываются. По этой причине нам известны лишь приблизительные характеристики самолёта.
«Российский самолет пятого поколения Су-57 обладает сверхманевренностью, а два мощных двигателя с управляемым вектором тяги позволяют истребителю совершать разворот в воздухе почти на месте, комплекс РЭБ и композитные материалы значительно снижают его радиолокационную заметность, а широкий набор вооружения позволяет уничтожать Су-57 различные цели»: так описывают этот истребитель в разных источниках.
Новейший российский истребитель Су-57 подтвердил все заявленные технические параметры в ходе боевого применения на территории Сирии. Также там были успешно апробированы передовые типы его вооружения.
Необходимо напомнить, что президент РФ Владимир Путин неоднократно оценивал достоинства истребителя Су-57. Он называл самолёт лучшим в мире: «По всем тактико- техническим данным, по оружию. Так никто летать не может, как наш самолет».
Планируется, что первое звено этих боевых самолетов будет базироваться в Крыму. Это оправдано и символично. Звено или эскадрилья новейших истребителей последнего поколения Су-57 станет надежной защитой южных рубежей нашей Родины.
Особенности самолета СУ-57:
- Сверхманевренность.
- У самолета стало больше рулевых поверхностей, поэтому когда он совершает маневры в небе на большой скорости, он отлично управляется летчиком, слушается его и мгновенно реагирует на любые задачи. Это свойство самолета называется «авионика» и у У-57 она совершенная.
Двигатели с управлением вектором тяги повышают манёвренность истребителя, облегчают взлет, позволяют выполнять в воздухе сложные фигуры, резко менять крен и тангаж.
- Малозаметность. Одно из требований к истребителям пятого поколения — малозаметность. В Су-57 защиту от радаров обеспечивает специальная форма, наклон всех поверхностей в чётко ограниченном диапазоне. Кроме того, в обшивке используются материалы, которые поглощают радиоволны. Соблюдение этих требований повлияло на форму и конструкции истребителя. У самолета уникальные способности к маскировке: он сделан таким образом, что превращается в самолет-невидимку для противника.
Задачу незаметности на Су-57 решают: форма планера, специальное покрытие фонаря кабины, специальное покрытие на определённых элементах конструкции и окраска.
Крыло Су-57 имеет корневой наплыв с поворотной передней частью. Такая конструкция улучшает аэродинамические показатели, особенно на больших углах атаки.
Именно поэтому при реализации в Су-57 специальное покрытие наносилось не на все детали самолета. Проходили испытания Су-57 разной окраски, что привело к серийной «пиксель» окраски. Пиксельный вариант был выбран не случайно. В серии экспериментов с обычной военной формой с различными камуфляжными рисунками: в приборах ночного видения именно пиксельный рисунок делал ее невидимой.
“Пиксельная окраска даёт эффект размытого контура, что позволяет исказить чёткие границы самолёта”, – говорил главный конструктор Су-57, генеральный директор ОКБ Сухого М. Стрелец.
- Сверхзвуковой двигатель.
Создать новый двигатель иной раз сложнее, чем создать новый самолёт.
Известно, что самолёт может подниматься на высоту до 20 км и развивает скорость до 2600 км/ч — в 2,2 раза больше скорости звука.
“Вопрос с двигателем, и это тоже одно из требований к самолётам пятого поколения, – это безфорсажный крейсерский сверхзвук. Он нужен, чтобы снизить инфракрасную заметность самолёта в крейсерском полёте… именно эта концепция позволяет на максимальном режиме обеспечить крейсерский сверхзвуковой полёт” – считал М. Стрелец.
Это абсолютно новый двигатель, позволяющий за счёт управления вектором тяги, а не посредством аэродинамических свойств крыла и его механизации, демонстрировать в том числе известную фигуру высшего пилотажа – “плоский штопор”.
Двигатели имеют управляемый вектор тяги – это дает колоссальное преимущество во время пилотирования. «Можем вертеться вокруг хвоста на минимальной скорости и контролировать все перемещения противника» – говорят пилоты.
Евгений Марчуков, генеральный конструктор-директор ОКБ имени А. М. Люльки, называет новые двигатели поколением 5+, потому что они выдают максимальную удельную тягу, имеют минимальный удельный расход и вес. Таких показателей нет ни у одного двигателя этого класса в мире.
-
- Суперсвязь. Бортовое оборудование нового самолёта позволяет обмениваться данными в режиме реального времени и координировать действия с наземными системами управления, в составе авиационной группы, а также выполнять задачи автономно. Для отображения информации используется два 15-ти дюймовых экрана.
- Устройство кабины и безопасность летчика. Кабина Су-57 эргономичней, комфортней, чем в Су-27. Внутри – новая система жизнеобеспечения, подачи кислорода и снаряжение. В конструкции предусмотрено обновленное катапультное кресло с автоматическим анализом высоты, скорости и углового движения самолёта, а так же роста и веса пилота.
- Круговой обзор. Приблизится к истребителю на дальность эффективного выстрела сложно – в комплектацию входит радиолокационная станция и оптико-электронные системы обнаружения, которые отслеживают самолёты противника на большом расстоянии.
- Вооружение.
На самолёт устанавливают управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы, авиационную пушку, которая способна стрелять очередями со скоростью до 1500 выстрелов в минуту. Такой набор вооружения позволяет решать любые истребительные и ударные задачи.
Точные параметры Су-57 держатся в секрете. Можно посмотреть на самолёт снаружи, увидеть пилотирование на авиасалоне и даже попробовать себя в роли пилота на VR-тренажёре — но разработчики не разглашают технические характеристики.
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Проанализировав характеристики СУ-57, я выдвинул следующие требования к будущей модели: контурная (по внешним обводам) копийность исходному прототипу, простота, надежность, ремонтопригодность, доступность материалов.
Для изготовления модели самолета мне понадобились следующие инструменты и приспособления: нож, ножницы, маркер, линейка, простой карандаш, специальный клей, специальные краски.
Подбор комплектующих: в результате долгих поисков для изготовления модели самолета СУ-57 я выбрал набор заготовок, которые предлагает для авиамоделирования фирмы Zvezda, которая специализируется на производстве моделей для сборки. Качество продукции Zvezda хорошо известно среди любителей моделирования и коллекционирования, и компания успешно экспортирует свои товары во многие страны мира.
Модель имеет следующие параметры:
Масштаб
1:48
Детали
х 249
Размер, см
41,9
Первая рамка содержит набор деталей. Здесь вы найдёте кабину и кресло пилота. Также есть детали для носовой стойки шасси и воздухозаборников двигателя. Хвостовые плоскости отлиты отдельно и могут быть собраны в двух позициях. Вы можете видеть части основных стоек шасси в левой секции литника. Лестница пригодится для моделистов, которые хотели бы показать самолёт на стоянке.
Фюзеляж поделен на две половины. Здесь вы можете видеть как верхнюю так и нижнюю. Крайняя имеет также влитую носовую нишу шасси.
В итоге самолет получился крупный, неплохо проработанный и должен быть одинаково интересен как для новичков, так и для опытных моделистов. Более того, самолёт может стать отличной основой для подробного проекта таково рода модели. Наверняка скоро мы увидим много дополнений того или иного плана. В моей модели отсутствовали детали вооружения. Я обязательно в следующий раз соберу более полный комплект модели.
При изготовлении модели я столкнулся с трудностью покраски. Краска даже в несколько слоев не ложится равномерно. Я понял, что перед покраской самолет следует загрунтовать.
Тестирование модели и оценка выполненной работы
В процессе тестирования, я убедился, что все детали и их характеристики подобраны верно. Модель выполнена правильно, аккуратно и соответствует заданным мною требованиям. Я считаю, что модель удалась. Следующим этапом для себя я наметил конструирование модели, которая будет оснащена двигателем и сможет подняться в небо.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В своём проекте я систематизировал сведения о характеристиках самолета-истребителя пятого поколения СУ-57, прочитал историю его создания на авиастроительном заводе им. Ю.А. Гагарина г. Комсомольска-на-Амуре.
В практической части работы я представил последовательность создания модели самолёта истребителя Су-57.
Я рекомендую свою модель к постройке в авиамодельных кружках и в домашних условиях, процесс работы над моделью побуждает более детально и глубоко узнавать новые факты об уникальном истребителе пятого поколения и в целом об авиамоделировании и области самолетостроения, которая развивается в нашей стране. При работе развиваются различные умения, конструкторские способности, техническое мышление, которые будут необходимы как в обучении, так и в жизни.
Я уверен, что полученный опыт пригодится мне так же и в будущем в выборе дальнейшей профессии. Таким образом, считаю свой проект актуальным как для себя, так и для подростков, проявляющих интерес к техническому конструированию.
По результатам данной работы я составил доклад и презентацию для выступления в классе, с целью пробудить интерес к авиамоделированию у моих одноклассников, воспитания чувства гордости за то, какие самолеты создаются отечественными мастерами-конструктами в нашем родном городе.