Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 комбинированного вида Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Семинар-практикум «Кинезиология-гимнастика мозга»
Выполнила
Царева Наталия Александровна
2024г.
Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.
Но ведь никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.
В 1982 г. американский доктор Пол Деннисон и его супруга Гейл Деннисон обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга».
Данный метод позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь,
пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить
утомляемость, повысить работоспособность…и т. д
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.
Приведу несколько упражнений из комплекса:
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: распрямленная ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром.
Ребёнок выполняет движения за взрослым, затем – по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Движения сначала выполняются правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе. При затруднении взрослый предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»).
«Лягушка»
Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
«Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью да наоборот».
«Я хороший»
Одна рука гладит по голове, другая хлопает по груди. Хлопаем в ладоши. Затем – меняет положение рук да наоборот.
«Ладошка»
С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами
правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
«Колечко»
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Ротик»
Чтобы лучше нам жевать нужно ротик открывать.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.
«Глазки»
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.
Глазами и высунутым языком делать движения, вращая их по кругу.
«Внимание»
Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.
« Запястье»
Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка.
Обхватить левой рукой Запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.
«Дерево»
Мы растем, растем, растем и до неба достаем.
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это
семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.
«Язычок»
Нужно двигать язычком он отплатит вам добром.
Движение языка в pазныe стороны
« Глазки»
Быстро-быстро поморгай ,отдых глазкам потом дай.
Быстро моргать в течение 1~2 минут.
«Глазки»
Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. Широко
открывать и закрывать глаза с интервалом в 30сек.
«Поворот»
Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри.
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
«Массаж ушных раковин»
Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем..
Разотрите хорошенько уши – вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх – вниз, вперед -назад, при этом поцокайте языком как лошадка.
«Перекрестные шаги»
Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот.
«Ленивая восьмерка»
Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак
бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом – сцепив обе руки
Если вы решили разучить упражнения «Гимнастики мозга», помните, у вас получится четкое выполнение не с первого раза. Наберитесь терпения и разучивайте их систематически (каждое утро или перед конкретными занятиями). Попробуйте – результаты не заставят себя долго ждать! Доказано, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.
И в заключение маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы. Рисовать или даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что попробуйте, экспериментируйте, Это не только полезно, но и весело!