Аннотация
В основе данной программы – работа с детьми старшего возраста по предложенным темам, направленным на патриотическое воспитание молодёжи. В данной авторской работе сочетаются различные виды воспитательной деятельности, но смысловая становится ведущей и в полной мере отражается на содержании подрастающего поколения, которые смогут в дальнейшем определиться в жизни и составить своё собственное представление о жизненных приоритетах. Кто знает, может быть, такая взрослая игра, основанная на каких – то определенных принципах, поможет нашим детям определиться и пойти по жизни той дорогой, тропинка к которой была протоптана из школы, построенной по их планам и замыслам.
Данная программа научит приобретать навыки общения, учиться работать, делить успех и ответственность с другими.
Через коллективные дела ребята смогут узнать друг о друге много нового.
Разные виды деятельности откроют широкие возможности для проявления т способностей каждого ученика, связанного с патриотическим направлением.
Автор: Войнич Татьяна Альбертовна, учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Комсомольская средняя общеобразовательная школа, Томская область, Первомайский район,
высшая квалификационная категория, телефон: 89539136042
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Комсомольская средняя школа
Номинация – «Программы и проекты развития по данным направлениям»
Программа
«Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся »
Автор: Войнич Татьяна Альбертовна,
учитель русского языкаи литературы
2023 год
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
Пояснительная записка
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин и патриот – это человек, любящий Родину, который способен защитить свое человеческое право. Понятия гражданственность и патриотизм предполагают освоение ребенком и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя
Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции, создание условий для самопознания и воспитания. При этом надо помочь учащимся выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа рассчитана на 3 года.
Цель: Воспитание истинного гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
- Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность.
- Формировать уважение к членам семьи.
- Воспитывать политическую культуру.
- Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
- Воспитывать у школьников чувство патриотизма за свою Родину и гордость за своих россиян.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин и патриот любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Направления:
«Я и семья»
«Я и мое Отечество»
«Я и школа»
«Я и культура»
«Я и я»
Этапы реализации программы:
1 этап – 2017 – 2018 годы – диагностико – проектный
2 этап – 2018 – 2019 годы – содержательно – деятельный
3 этап – 2019 – 2020 годы – рефлексивный
Виды деятельности:
- Беседа.
- Рассказы детей.
- Конкурсы.
- Экскурсии.
- Встречи.
- Родительские собрания.
- Выставки книг.
- Вечера отдыха.
- Декадники.
- Анкетирование.
- Трудовой десант.
«Я и семья»
Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- Формировать уважение к членам своей семьи
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей.
Предполагаемый результат:
Сформировано представление о том, что самое главное – это покой членов семьи, взаимопонимание, любовь, уважение…
№ | Название мероприятий | Форма | Время проведения |
1 | День матери | стенгазета | Ноябрь 2023год |
2 | «Фотографии из семейного альбома» | Выставка, беседа | ноябрь
2023 год |
3 | «Педагогическая позиция родителей» | Родительское собрание | 24 декабря
2023 год |
4 | «У войны не женское лицо» | Классный час | Март 2024 год |
5 | «Отцы и дети» | Родительское собрание | апрель |
6 | «Как уберечь детей от вредных привычек» | Родительское собрание | апрель |
8 | «Мой ребенок…Какой он?» | Родительское собрание | Май 2024 |
9 | «Дружба, любовь, семья» | Вечер вопросов и ответов | Май 2024 |
«Я и я»
Цель: Формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
1.Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность.
2.Формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально – волевых качеств.
Ожидаемый результат: Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, доброжелательности.
№ | Название мероприятий | Форма | Время проведения |
1 | Помоги ближнему | Общешкольные мероприятия | Ноябрь 2023год |
2 | «Что такое личность?» | беседа | ноябрь
2023 год |
3 | «Наше право и наш интерес» | беседа | 24 декабря
2023 год |
4 | «Я и мы» | Коллективная беседа | Март 2024 год |
5 | «Письмо солдату» | Конкурс на лучшее письмо | апрель |
6 | «Кем быть?»
(профессиональное самоопределение) |
тест | апрель |
«Я и культура»
Цель: Формирование отношения к искусству.
Задачи: 1. Воспитывать у школьника чувства к прекрасному.
2.Развивать их творческое мышление
- Формировать эстетические вкусы, идеалы.
Ожидаемый результат: Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, радоваться всему тому, что нас окружает.
№ | Название мероприятий | Форма | Время проведения |
1 | «Война и поэзия» | Беседа, чтение стихотворений. | Ноябрь 2023год |
2 | Мои любимые книги | Выставка книг | ноябрь
2023 год |
3 | Фильмы военных лет | Просмотр фильмов | 24 декабря
2023 год |
4 | «Кусочек души в конверте» | Чтение писем фронтовиков | Март 2024 год |
5 | «Посещение школьного музея» | беседа | апрель |
6 | Конкурс сочинений на патриотическую тему | май |
«Я и школа»
Цель: Формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу.
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность.
- Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.
- Воспитывать сознательную готовность выполнять устав школы.
Ожидаемый результат:
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей.
№ | Название мероприятий | Форма | Время проведения |
1 | «Каждому дело по душе» | Классный час | Ноябрь 2023год |
2 | «Самый уютный класс» | Смотр классных комнат | ноябрь
2023 год |
3 | «День героя» | Вахта памяти | 24 декабря
2023 год |
4 | День открытых дверей в школе с приглашением воинов – интернационалистов» | Общешкольное мероприятие | Март 2024 год |
5 | Благоустройство территории | Трудовой десант | апрель |
6 | Мои права и обязанности | Беседа о школьном уставе | апрель |
7 | «Привет, старшеклассник» | праздник | Май 2024 |
8 | «Столько разных дорог» | Родительское собрание | Май 2024 |
« Я и мое Отечество»
Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству»
Задачи:
- Развивать общественную активность учащихся.
- Воспитывать в детях сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.
- Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Ожидаемый результат:
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей страной, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
№ | Название мероприятий | Форма | Время проведения |
1 | Поздравление пожилых людей с праздником | Поздравительные открытки | Ноябрь 2023год |
2 | «Село мое родное» | Экскурсия в музей | ноябрь
2023 год |
3 | Декада военно – патриотического воспитания | Соревнование, беседа | 24 декабря
2023 год |
4 | Неделя памяти | встречи | Март 2024 год |
5 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Рассказы детей, беседы | апрель |
6 | Наши земляки на войне | Экскурсия в музей | май |
Литература:
- Т. И. Диденко «Методика работы с учащимися старших классов», Ростов на Дону, «Феникс» , 2015 год.
- Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева «Настольная книга классного руководителя, Ростов на Дону, «Феникс» , 2012 год.
- Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко «Классные часы», Москва «Вако», 2016 год.