Зенин Денис Юрьевич
группа №111, 1 курс, профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Руководитель: Левберг Александра Петровна
мастер производственного обучения
ГПОАУ АМФЦПК г. Белогорск Амурская область
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45516
Всероссийский конкурс для студентов «Практический проект»
Наименование конкурсной работы: ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45516


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»

(ГПОАУ АМФЦПК)

ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

информационный проект

по МДК 01.02  «Техническое обслуживание автотранспорта»

Выполнил:

ЗЕНИН Денис Юрьевич,

студент I курса, группа № 111

профессия:  

23.01.17. Мастер по ремонту

и обслуживанию автомобилей

    

 Руководитель:

Левберг Александра Петровна, 

мастер производственного обучения                                      

г. Белогорск

 2024

Содержание:
I. Введение
II. Основная часть

Глава 1 

1.1. Загрязнение воздуха

1.2. Нефтедобыча и ее негативное влияние
1.3. Изменение климата
1.4. Шумовое загрязнение
1.5. Гибель людей и животных на дорогах

1.6. Производство и утилизация

Глава 2

2.1. Какими способами можно уменьшить негативное влияние транспорта на окружающую среду?

2.2 Статистические данные по Амурской области

III. Вывод

  1. Список используемой литературы



 

 

  • Введение

Автомобиль считается одним из величайших изобретений человечества. Его влияние на мир невозможно переоценить. Автомобили стали неотъемлемой частью нашей жизни, трансформируя наши города, улучшая экономику и изменяя способы, которыми мы взаимодействуем с окружающим миром. 

Автомобиль предоставляет нам уникальную свободу передвижения. Мы можем с легкостью путешествовать по городу, стране и даже континентам, не завися от графика общественного транспорта.

Однако, в последние годы,  наблюдается тенденция к сокращению числа автомобилей в развитых странах. Это связано с несколькими факторами, включая экологические проблемы, заботу о здоровье и экономические соображения.  Все больше людей осознают важность охраны окружающей среды и переходят на более экологичные виды транспорта, такие как велосипеды или общественный транспорт. 

Кроме того, стоимость владения автомобилем, его обслуживание и топливо, становятся все более высокими, что заставляет людей искать более экономичные альтернативы.

Сегодня автомобильная промышленность также активно работает над поиском решений, направленных на снижение вредного влияния автомобилей на окружающую среду. Одним из таких решений становится использование альтернативных видов топлива, таких как газ или электричество, что способствует снижению выбросов вредных веществ.

Несмотря на преимущества, автомобильный транспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили — самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира. Основная доля (63 %) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительный экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди. По данным комитета по экологии Государственной Думы РФ, автомобильный парк России к началу 2020 года составил 27,06 млн. транспортных средств. Величина ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса РФ составляет 3,4 млрд. долларов США.

 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств составили 12 190,7 тыс. тонн.

На сегодняшний день, транспорт потребляет треть всей конечной энергии, большая часть которой поступает из нефти. Это означает, что он несет ответственность за значительную долю выбросов парниковых газов и вносит основной вклад в изменение климата. Легковые автомобили, фургоны, грузовики и автобусы производят более 70% общих выбросов парниковых газов от транспорта.

Став верным и надежным помощником, автомобиль одновременно наносит вред и окружающей среде и здоровью человека. Поглощая столь необходимый для жизни кислород, он интенсивно “обогащает” воздушную среду токсичными компонентами, наносящими вред всему живому и неживому. Из-за большого количества машин города «задыхаются» в автомобильных пробках, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий, в которых страдает техника, гибнут люди.

Актуальность выбранной темы: 

На сегодняшний день  города и регионы России характеризуются неблагоприятной для здоровья человека экологической обстановкой. Статистические данные показывают, что количество автомобилей в мире с каждым годом увеличивается, что в свою очередь приводит к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу.  Оксиды углерода, азота, серы, углеводороды,  содержащиеся в составе отработавших газов негативно влияют на состоянии здоровья населения: повышается число людей страдающих респираторными заболеваниями, увеличиваются  заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования у людей.

Гипотеза: 

Для того чтобы люди меньше болели, а дети рождались здоровыми, экологи предлагают провести ряд мер по улучшению экологии, среди них масштабное озеленение городов, обязательная  установка фильтров в выхлопные системы автомобилей. Существенное снижение загрязнения окружающей среды и экономия бензина  необходимо  достичь  при замене традиционных видов нефтяного топлива –  газом, а так же увеличить выпуск и широкое использование  электромобилей  в обществе.

Цель работы: 

Изучить роль и влияние  автомобильного транспорта   на окружающую среду и людей.

  

 

 

  • Основная часть 

Глава 1 

1.1. Загрязнение воздуха.

Загрязнение атмосферы, связанное с транспортом, наносит ущерб людям, биосфере, почве и воде. Загрязнители воздуха, такие как твердые частицы (ТЧ) и диоксид азота (NO2), наносят вред здоровью человека и окружающей среде. Хотя загрязнение от транспорта снизилось за последнее десятилетие из-за введения европейских стандартов качества топлива, стандартов выбросов транспортных средств и использования более чистых технологий, концентрации загрязняющих веществ в воздухе все еще слишком высоки.

Автомобильный транспорт загрязняет атмосферу выхлопными газами, твердыми частицами, нефтепродуктами и другими токсичными веществами. Рост количества автомобилей способствует увеличению концентрации вредных веществ в атмосфере.

Легковые и грузовые автомобили выбрасывают в атмосферу углекислый газ и другие парниковые газы, на долю которых приходится пятая часть общего объема загрязнения в результате глобального потепления. Парниковые газы удерживают тепло в атмосфере, что приводит к повышению температуры во всем мире.

1.2. Нефтедобыча и ее негативное влияние.

Автомобильный транспорт потребляет много энергии и для его обеспечения необходимо добывать нефть.

Нефтепродукты вызывают тревогу за экологию еще до того, как сгорят. Их извлечение из земли – энергоемкий процесс, который наносит ущерб местным экосистемам. Кроме того, часто происходят экологические катастрофы, такие как разлив нефти. Это еще одна причина того, почему так важно переходить на альтернативные виды транспорта, например, электромобили.

1.3. Изменение климата.

Изменение климата – одна из самых серьезных проблем современного общества. В последние десятилетия появляется все больше и больше доказательств того, что выбросы парниковых газов способствуют эффекту глобального потепления. В частности, для транспортного сектора основным является выброс углекислого газа (CO2) в результате сжигания ископаемого топлива.

1.4. Шумовое загрязнение.

Шумовое загрязнение – еще одна серьезная проблема для здоровья окружающей среды, связанная с транспортом. Дорожное движение является наиболее распространенным источником шума: миллионы людей испытывают на себе негативное влияние автомобильного шума каждый день. Воздушное движение и железные дороги также оказывают шумовое загрязнение.

Кроме того, транспортная инфраструктура оказывает серьезное влияние на ландшафт, потому что она разделяет природные территории на небольшие участки с серьезными последствиями для животных и растений.

1.5. Гибель людей и животных на дорогах.

Помимо основных негативных влияний на окружающую среду, транспорт оказывает и другие серьезные воздействия. Ежегодно сотни тысяч человек и животных погибают или получают серьезные травмы в результате несчастных случаев на дороге.

1.6. Производство и утилизация.

Автомобильное производство оставляет гигантский след, потому что такие материалы, как сталь, резина, стекло, пластмассы, краски и многие другие, должны быть произведены, прежде чем новая машина будет создана.

Точно так же, конец жизни автомобиля не означает конец его воздействия на окружающую среду. Пластмассы, токсичные аккумуляторные кислоты и другие продукты могут надолго оставаться в окружающей среде. К счастью, количество свалок имеет тенденцию уменьшаться, а большая часть автомобиля и его стального каркаса сегодня можно переработать.

Глава 2

2.1

Способы  уменьшения  негативного  влияния транспорта на окружающую среду

Приоритетными направлениями снижения загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом являются:

  1. Применение новых видов автотранспорта, минимально загрязняющих окружающую среду (например, электромобили);
  2. Рациональная организация и управление транспортными потоками;
  3. Использование более качественных или экологически чис­тых видов топлива (например, газ);
  4. Применение совершенных систем – катализаторов топлива и систем шумоподовления – глушителей шума.

В ходе работы мною был проведен социологический опрос о количестве и использовании личных автомобилей в семьях студентов:

  Ниже приведена таблица результатов опроса.

Количество опрошенных 25 человек
Имеют один автомобиль 60%
Имеют да автомобиля 16%
Используют автомобиль каждый день 50%
Используют автомобиль сезонно 29%
Используют автомобиль редко 21%
Нужен ли автомобиль в хозяйстве? 100%
Наносит ли использование автомобиля вред окружающей среде 89%

   

В итоге опроса, я сделал вывод, что автомобиль стал для большинства людей неотъемлемой частью жизни, многие не могут представить себе жизнь без машины. И, пожалуй, очень трудно представить жизнь современного человека без такого неутомимого помощника как автомобиль!

2.2. Статистические данные по Амурской области 

Изучение материалов регионарных органов федеральной и исполнительной власти за последние десять лет показывает, что признание экологической ситуации в Амурской области является удовлетворительной.

 В действительности же экологическая обстановка напряженная (конфликтная) и является значительным риском для населения. 

Неизменные стационарные источники и все виды автотранспорта выбрасывают в атмосферу и поверхностные воды одни и те же взвешенные частицы неизвестного состава, жидкие и газообразные вещества, в том числе бенз(а)пирен, формальдегид и тяжелые металлы. 

Вследствие многолетнего воздействия неблагоприятной окружающей среды на население уменьшился коэффициент рождаемости, возросла смертность от заболеваний органов кровообращения и новообразований, увеличилась заболеваемость детского и взрослого населения от патологии дыхательной и пищеварительной систем. Большинство жителей не обеспечены качественной питьевой водой, в воде водопроводной сети содержатся высокие концентрации Co, Cr, Mn, Pb и других металлов, изменился минеральный портрет жителей Благовещенска.

По данным статистики Амурской области стационарные источники и автотранспорт области в 1999- 20210  годах выбросили в атмосферу 399,717 тыс. т. твердых, жидких и газообразных веществ, (2000 г. – 119,9 тыс. т., 2010 г. – уже 135,0). 

В прошлом году  (2023 году)  объем выбросов загрязняющих веществ в Приамурье достиг 208 тысяч тонн. Это общий итог загрязнения атмосферы стационарными объектами и автомобилями. 

При этом четверть всех амурских выбросов — 50,3 тысячи тонн (24%) — пришлась на Благовещенск. Амурская столица обеспечила 0,16 процента от общего объема выбросов в РФ, а вся область — 0,7 процента. 

Основными источниками загрязнения воздуха в областном центре считаются Благовещенская ТЭЦ, промышленные и строительные предприятия, котельные, автомобильный и железнодорожный транспорт.

С каждым годом число автомобилей в Благовещенске растет — сегодня в городе с 220-тысячным населением уже около 120 тысяч «железных коней». Чем больше транспорта на дорогах, тем больший вклад в загрязнение воздуха он вносит — по последним данным, суммарный выброс машин достигает в областном центре уже 26 процентов. Соответственно, бензопирена в атмосфере становится еще больше.

«Автомобили выбрасывают в воздух около 140 тысяч тонн частиц в год, — рассказывает Юлий Перельман. Доктор наук советует регулярно проходить техосмотры. — Если выхлопы выше норм, предельно допустимых концентраций тех газов и частиц, которые замеряются, нужно регулировать двигатель, менять прокладки. Или вообще, в конце концов, избавляться от такого автомобиля. Не должны пропускать пункты технического осмотра такие машины. Контроль должен быть жесткий и бескомпромиссный». В случае с дизельным двигателем рекомендация та же: если он новый и качественный, загрязнять окружающую среду будет минимально. «В этом смысле важен переход на гибридные автомобили, электродвигатели. Вся Европа уже на гибридах ездит», — призывает массово перенять иностранный опыт ученый.

В среднем автолюбитель проезжает в год 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и выбрасывая в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота, 200 кг углеводородов.

Поэтому необходимо организовывать  и проводить мероприятия по снижению выбросов автотранспортом вредных веществ.

Мероприятия можно  подразделить  на технологические, санитарно-технические, планировочные, административные.

Техническое совершенствование ДВС автомобилей идет по следующим направлениям: экономия топлива, введение присадок в топливо, использование комбинированных и новых видов топ­лива, очистка отработавших газов.

Основа экологической безопасности автотранспорта – в экологически безопасном топливе, высоком КПД его использования на всех режимах работы двигателя, качестве дорожного покрытия, опыте водителя и оптимальном регулировании дорожного движения.

К другому важному аспекту (с эколого-экономической точки зрения) рассматриваемой проблемы относится переработка отходов автотранспортных средств, так как, нанося ущерб окружающей среде, они одновременно являются ценным вторичным продуктом.

Техническое совершенствование автомобилей с ДВС включает следующее:

Введение присадок в топливо. Большое внимание уделяется попыткам разработать присадки к обычному топливу, которые могли бы снизить токсичность отработавших газов автомобилей. Большинство применяемых ныне сортов бензина содержат в качестве антидетонационной присадки тетраэтилсвинец (0,41-0,82 г/л), позволяющий повысить степень сжатия рабочей смеси в цилиндрах двигателя и тем самым его топливную экономичность. Однако наличие такой присадки приводит к тому, что свыше 60 % загрязнений свинцом почвы и растений приходится на долю автотранспорта.

В Финляндии разработана специальная добавка к бензину «Футура», которая не содержит соединения свинца. На ее основе производится бензин с октановым числом 95, обладающий следующими достоинствами. Для дизельных ДВС наиболее эффективны присадки на основе металлокомплексных соединений, особенно содержащие барий.

Использование комбинированных и новых видов топлив. В качестве комбинированных топлив наиболее употребительны смеси на основе бензина и спиртов (метанола, этанола). При содержании в топливе до 10 % спирта не требуется изменять конструкции ДВС. Введение спирта способствует повышению октанового числа с 88 до 94 при одновременном снижении содержания в отработавших газах оксидов азота и углеводородов.

Наибольший интерес вызывает использование в качестве топлив метилового (метанола) и этилового (этанола) спиртов. Плотность метанола несколько больше плотности бензина, но его энергоемкость в 2 раза меньше.

 Следовательно, для сохранения дальности пробега по топливу бак для метанола должен быть в 2 раза больше по объему. Важное качество метанола состоит в том, что в отработавших газах в 2-3 раза меньше токсичных компонентов, чем при использовании бензина. Этанол имеет энергоемкость на 25-30 % выше, чем метанол, и, следовательно, требует пропорционально менее вместительного топливного бака. Эко­логические характеристики этанола близки к метанолу.

Исследования показывают, что в качестве перспективных топлив могут быть использованы также аммиак и водород, причем во­дород особенно перспективен с экологической точки зрения, так как при его сгорании образуются преимущественно пары воды.

Очистка отработавших газов. Для снижения токсичности от­работавших газов применяют нейтрализаторы, которые подразделяют на термические и каталитические. Наиболее эффективными являются каталитические. Внедрение каталитической очистки отработавших газов связано с подбором катализаторов, обладающих высокой активностью, и с созданием конструкций, имеющих небольшое аэродинамическое сопротивление. В настоящее время для очистки отработавших газов от бензиновых двигателей чаще всего применяют платино-палладиевые и платино-родиевые катализаторы. В последнее время внедряются и более сложные составы, содержащие платину, родий, палладий и цирконий на гранулированном оксиде алюминия. Следует отметить, что если для бензиновых двигателей проблема очистки отработавших газов решена вполне удовлетворительно, то для дизельных двигателей она до сих пор актуальна. Это объясняется иным компонентным составом отработавших газов дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми. Поэтому выхлопные газы дизельных ДВС очищают от сажи с помощью механических и электрических (питаемых от бортовой сети автомобиля) сажеуловителей. Их испытания показали, что в атмосферу попадает не более 25 % первоначального объема сажи.

Организационные мероприятия. Современный город представляет собой сложный механизм, жизнедеятельность которого обеспечивается взаимодействием множества функциональных систем. Работа автомобильного транспорта как составляющей транспортной системы тесно связана с большим числом жизненно важных для города процессов. Задача оптимизации работы автотранспорта в экологическом аспекте представляет собой одну из составляющих регулирующей деятельности человека, направленной на оздоровление городской среды. В городских условиях автомобильный транспорт используется чрезвычайно неэффективно из-за низкого коэффициента его за­грузки.

Разумно построенное транспортное средство должно перевозить груз больше собственной массы, именно в этом заключается его эффективность. На практике же этому требованию соответствуют лишь велосипед и легкие мотоциклы, остальные машины в основном возят сами себя. Получается, что КПД нефтяного транспорта не более 3-4 %. Сжигается огромное количество нефтяного топлива, а энергия расходуется чрезвычайно нерационально. Так, одна машина «КамАЗ» расходует столько энергии, что ее было бы достаточно для обогрева зимой 50 квартир.

К важным организационным мероприятиям также относятся: синхронные сигналы светофоров, рассчитанные на то, чтобы при известной скорости не терять времени, дожидаясь разрешающего сигнала, – так называемая «зеленая волна»; специальные полосы для движения общественного транспорта; развитие системы движения в одном направлении; полосы реверсивного движения; ограничение въезда грузовых автомобилей в определенные часы или дни и др.

Другим направлением является применение радикальных градостроительных мероприятий, позволяющих максимально изолировать автомобиль как источник неблагоприятного воздействия на жилую среду, и в первую очередь непосредственно на человека. К таким мероприятиям относится вынесение источника загрязнения за пределы селитебной территории, а может быть, и всего города, что достигается рациональным трассированием городских магистралей.

Важное значение имеет сооружение магистралей-дублеров, а также организация функционирования системы хранения, паркования и технического обслуживания автомобилей. Мероприятия организационного уровня регулирования как наиболее гибкие, отличающиеся высокой скоростью реагирования на изменение условий функционирования автомобильного транспорта позволяют оперативно включаться в регулирование процесса эксплуатации автомобилей.

  •  Вывод

Изучив  научную литературу, научные исследования,   я делаю вывод,  что вредные вещества промышленности и автомобильного транспорта  наносят огромный   вред организму человека,  и это касается, в том числе,  нашей Амурской области.

Последние годы загрязнение атмосферы привело к тому, что ухудшилось снабжение кислородом человеческого организма, люди нашей области стали чаще болеть пневмонией,  онкологическими заболеваниями, аллергией.

     Есть минусы и есть плюсы от автотранспорта. 

Минусы говорят нам о том, что если убрать транспорт, люди не смогут активно передвигаться, ездить на отдых, получать продовольствие, и тд. 

Плюсы же говорят о том, что не будь транспорта –  экология нашей планеты улучшилась и человек бы не дышал выхлопными газами, которые очень сильно влияют на организм человека, из-за чего появляются разные заболевания, поэтому необходимо улучшать технологии в автомобилестроении, чтобы не допускать вред планете и самому человечеству. 

Существует, по – моему,  три пути решения этой проблемы. 

Первый – тактический, краткосрочный: наладить жёсткий контроль над уровнем выхлопных газов, хотя бы в той части города, где их концентрация наибольшая. 

Второй – стратегический: переход на экологически чистые виды топлива. 

Третий – производство и оснащение автомобилей двигателями новой конструкции, резко снижающими вредность выбросов на этом же топливе. 

А пока только остаётся порекомендовать следующее: помнить, что все вредные выхлопы тяжелее воздуха, они скапливаются в при почвенном слое воздуха, поэтому нужно держаться подальше от проезжей части и лучше стоять, чем сидеть. Держаться подальше от перекрёстков, где концентрация в три раза выше, чем на середине квартала. 

В своей работе я привел примеры того, что автотранспорт является мощным источником загрязнения окружающей среды: с точки зрения наносимого ущерба окружающей среде, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздействия: загрязнение воздуха – 95%, шум – 49.5%, воздействие на климат – 68%. Из 35 млн т. вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса.

 

  1. Используемая литература:
  2. https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
  3. https://www.rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.html 3. Аксенов И.Я. Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. – М.: Транспорт, 2012. 4. Амбарцумян В.В., Носов В. Б., Тагасов В.И. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. – М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 2020.
ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ