Фадеева Алина
10 «А» класс
Руководитель: Прозорова Наталья Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 65» г. Иваново, Ивановская область
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45561
Всероссийский конкурс для школьников «Лучший реферат»
Наименование конкурсной работы: Роль художественных деталей в произведениях И.С.Тургенева.
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45561


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 65» г. Иваново

Роль художественных деталей в произведениях И.С.Тургенева.

(реферат по литературе)

                                      

                                  Фадеева Алина Сергеев 10А класс

                                                       Прозорова Наталья Николаевна,

                                                       учитель русского языка  и

                                                        литературы

Иваново, 2023

 

Цели

  1. Какие художественные детали использует И.С. Тургенев в своих произведениях 
  2. Выяснить, какова роль художественных деталей в произведениях И.С Тургенева 
  3. Систематизация и анализ художественных деталей, использованных в произведениях

Объект исследования

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Предметом исследования является художественные детали, используемые автором для изображения главных героев романа 

 

Введение

Художественное произведение приобретает необходимую смысловую полноту только благодаря его соотнесенности и взаимодействию с другими в общем пространстве культуры.

Отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства выражаются через подбор определенных художественных деталей. Детали являются мельчайшими единицами, несущими значительную идейно-эмоциональную нагрузку. Выразительная, счастливо найденная деталь –  свидетельство мастерства писателя. 

Справедливо обращая внимание на ее большое смысловое и эстетическое значение, В. В. Набоков писал: «Читая книгу, следует, прежде всего, замечать детали и наслаждаться ими». Некоторые художественные детали становятся многозначными символами, имеющими психологический, социальный  и философский смысл. Если учесть эти особенности, то известные произведения русской классики вдруг начинают приобретать новый, особенный смысл. Все это позволяет говорить об огромной роли детали в художественном мире писателя.

Деталь рассматривается учеными как художественное средство, способствующее построению различных смыслов произведения.

Признанным мастером детали был А. П. Чехов. Но в русской классической литературе нет ни одного писателя, который так или иначе не использовал бы в своих произведениях деталь. В этом ряду особое место принадлежит И. С. Тургеневу.

Художественная проза И. С. Тургенева всегда была и остается объектом пристального исследования. Этот непреходящий интерес к творчеству писателя обусловлен как огромным влиянием на нравственный и умственный уровень общества, который отмечали еще его современники, так и художественным совершенством его произведений. Именно этим и определяется актуальность темы исследования, ее научная и практическая значимость.

 

Понятие «художественная деталь»

Художественная деталь — это запоминающаяся, выразительная подробность, которая помогает раскрыть образ героя, создать визуализацию сцены или атмосферу повествования. Это выразительное средство, работающее на замысел автора. Такая художественная подробность может мелькнуть в тексте всего пару раз, но скажет она о герое и сюжете больше, чем многословные и подробные описания. 

 

Функции художественной детали

Деталь может выполнять важные идейно-смысловые функции и придавать эмоциональную нагрузку всему тексту. Функции деталей могут быть психологические, сюжетные и описательные. Художественная деталь не только способна передать необходимую информацию. С помощью детали в литературном произведении можно получить самое яркое представление о персонаже, его внешности, психологическом состоянии или об окружающей героя обстановке.

 

Виды художественных деталей 

Разнообразие художественных деталей позволяет использовать в тексте не одну из них, а несколько разных, выполняющих различные функции.

Психологические детали работают на создание образа героя. Как правило, это не прямое указание на какие-то качества личности, а их проявления в повторяющихся действиях, поступках. 

Атмосферные детали помогают создать необходимое автору настроение. Например, ветер, врывающийся в окно в одной сцене или сбрасывающий бумаги со стола – в другой. Эта деталь может подчеркнуть тревожное состояние героев. 

Интерьерные детали помогают погрузить читателя в описываемый мир или эпоху. Это не обязательно именно детали интерьера — тяжёлые ковры, латные доспехи в тёмных углах, светлая офисная мебель или обвалившиеся изразцы когда-то роскошной печи. К интерьерным деталям можно отнести самые разные предметы, помогающие создать впечатление о мире или обстановке: особенности костюмов, городские пейзажи, транспорт.

Событийные детали — это упоминание о каком-то событии, произошедшем с героем или с миром, и, так или иначе, повлиявшем на их судьбы. 

Тургенев принадлежал к тем писателям, которые стремились при соблюдении внешней объективности повествования ненавязчиво, внелогическими способами направлять читательское восприятие. И случайные, казалось бы, детали в тургеневской поэтике начинали вдруг приобретать глубокий смысл.

 

«Растительные» детали

Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе – все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе «Отцы и дети», прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, – дерево. И это имеет свой смысл, ведь некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву. 

Для Базарова «люди, что деревья в лесу». У Тургенева между деревьями заметна существенная разница. Они отражают иерархию персонажей романа. Мотив дерева в русской литературе наделен разнообразными функциями. Иерархическая характеристика деревьев и персонажей в романе Тургенева опирается скорее не на мифологическую символику, а на непосредственную ассоциативность.

Афоризмом стали слова Базарова о том, что «ни один ботаник не станет заниматься каждой березой отдельно». И говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до встречи с ней презрительно отзывался о женщинах, говорил, что «свободно мыслят между женщинами только уроды». А ведь береза, с которой он сравнивал людей, – дерево, отдающее энергию, в отличие от осины.

  Если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович – это лес. Лес состоит из деревьев- людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти – нет. Павел Петрович – человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при встрече с княгиней Р. В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает значение ключа к жизни, обращения к Богу.

Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы, казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и упоминания леса и дерева.

 

Зоологические детали

  Детализация мира природы в романе касается птиц и животных. У Тургенева нет «птиц вообще»: орел, голубь и, допустим, перепелка, наделены своим неповторимым «обликом» и «характером», а значит, и своим метафорическим значением. 

У древних славян птица была символом семьи. Недаром до наших дней бытуют выражения «семейное гнездо», «устраивать свое гнездышко», «свить гнездо» и т. п. Но птица эта, конечно, домашняя и не отличающаяся тягой к высокому полету. Характеризуя тихую семейную жизнь Николая Петровича, Тургенев упоминает, что его жена «сажала цветы и наблюдала за птичьим двором».

 В первых сценах романа Николай Петрович появляется в обществе своего слуги и… «крупного пестрого цыпленка», а потом «толстого сизого голубя». Скрытое сравнение стоит целых страниц описаний: впоследствии читатель узнает о «голубиной простоте» и домовитости Николая Петровича, пытающегося со всеми поддерживать хорошие отношения и всецело занятого хлопотами по имению. Такова и непритязательная Фенечка, повторяющая покойную жену Николая Петровича. Это видно уже из того, что у нее в комнате висит «клетка с короткохвостым чижом» и пахнет цветами – ромашкой и мелиссой. «Короткохвостый чиж» ассоциируется с Николаем Петровичем.

Аркадий именует Павла Петровича «львом» («Ведь он львом был в свое время… голову кружил женщинам»), и в контексте всего романа это является важнейшей характеристикой масштаба личности Павла Петровича. Светская львица княгиня Р. в этом смысле характеризуется еще более наглядно: сфинкс имел туловище льва, огромные крылья и прекрасное женское лицо.

Совсем иная «подсветка» образа Фенечки – «зверек», «мышонок в норке», Базарову же во сне она представляется «кошечкой». 

Одним из символов романа является лягушка. В восточных религиях лягушка – волшебное существо, поскольку ее кваканье – это разговор с Богом, своим Отцом. Базаров говорит: «Мы с тобою те же лягушки». Таким образом, можно предположить, что в этой фразе заключен основной мотив произведения – противостояние отцов и детей. 

 

Мифологические детали

   Одним из ключей к интерпретации произведения «Отцы и дети» Тургенева служат интерсвязи произведения, проявляющиеся в отсылке к мифологическим образам.

Павел Петрович сравнивает княгиню Р. со сфинксом. С этим образом связан мотив загадочности. Княгиня – загадка, которую Павел Петрович не может разгадать и поэтому умирает духовно. Ее отгадывает сама княгиня Р.. Она пишет Павлу Петровичу: «Крест – вот разгадка». А если дана разгадка, то сфинкс должен умереть, что и происходит с княгиней Р..

Своеобразную роль талисмана играет такая художественная деталь, как книжка Бюхнера, впоследствии приобретающая значение символа. Об этом говорят современные исследователи: «Нетрудно заметить, что книга Бюхнера имеет для Базарова особенное значение. Герой часто носит ее с собой и, при случае, рекомендует читать окружающим, словно новоявленный проповедник. Действительно, уже вскоре после своего появления сочинение Бюхнера воспринималось современниками, вследствие необыкновенной популярности, в качестве своего рода «библии материализма». И, несмотря на то, что все в романе, включая самого автора, подчеркивает, будто Базаров ни во что не верит, нельзя не заметить, что именно в свою «библию» силы и материи он как раз верит». 

 

Бытовые детали

  Предметы (вещи) – составная часть художественной ткани романа. Через бытовые детали Тургенев раскрывает социальную сущность, внутренний мир героев. «Одинокий крупный опал» на «рукавчике» Павла Петровича – свидетельство его принадлежности к дворянскому сословию, привычки к роскошной жизни, а «серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя» на его письменном столе в Дрездене подчеркивает, как одинок и несчастен русский аристократ на чужбине.

В кульминационный момент объяснения с Одинцовой Базаров подходит к окну. Окно как бытовая деталь интерьера символично: перед нами уже другой герой – Базаров, стоящий на пороге новой жизни, которую он раньше отрицал. Ему трудно смириться  с такой метаморфозой, но приходится. «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался». 

Итак, с помощью бытовых деталей Тургенев выражает психологическое состояние своих героев.

 

Портретные детали 

    Портреты у Тургенева детализированы. Художник дает подробное описание роста, телосложения героя, костюма, прически, выражения лица, глаз и т. д. Например, Базаров «высокого роста», с «темно-белокурыми волосами, длинными и густыми», в «длинном балахоне с кистями». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

У Павла Петровича Кирсанова «…лицо, словно выведенное тонким и легким резцом» и

«облик…изящный и породистый…». И так, читатель сразу по внешнему виду может определить, что дядя Аркадия принадлежит к дворянскому сословию. Изысканность, утонченные манеры, привычка к роскошной жизни, светскость, непоколебимость чувств собственного достоинства, присущие «очаровательному меланхолику» и характеризующие его как одного из типичных представителей дворянства, постоянно подчеркиваются автором художественными деталями, которые представляют собой предметы быта Павла Петровича: «одинокий крупный опал» на «рукавчике», «тугие воротнички рубашки», «лаковые полусапожки» и т.д.

 А «серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя» на его письменном столе в Дрездене подчеркивает, как одинок и несчастен русский аристократ на чужбине. Описывая Павла Петровича, писатель показывает, что тот постоянно заботится о внешнем виде, подчеркивает аристократичность его манер и поведения; «красивые отполированные ногти на пальцах рук» Павла Петровича Кирсанова действительно доказывает, что он сибарит. 

Особенность позиций аристократа и демократа подчеркивается символическими деталями. У Павла Кирсанова такой деталью является запах одеколона. Его сильное пристрастие к хорошему запаху выдает стремление отстраниться от всего грязного, низкого, бытового, всего, что встречается в жизни. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: облик «изящный и породистый», стремление даже в деревне одеваться, как подобает в высшем обществе.  При помощи описания красивых и изящных вещей «архаического явления» И.С. Тургенев показывает атмосферу, в которой живет старший Кирсанов, предает его мировоззрение

. Намеренно заостряя внимание на неодушевленных предметах, окружающих дядю Аркадия, автор подводит читателя к мысли о некой безжизненности «уездного аристократа», называя его «мертвецом», указывая на неактуальность жизненных принципов Павла Петровича Кирсанова (разложение и несостоятельность дворянского сословия того времени.

Психологические детали 

Известно замечание И.С. Тургенева о том, что писатель должен быть «психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете и увядании». В его романах мы не встречаем больших внутренних монологов, описаний чувств, мыслей героя. 

Стиль Тургенева сродни пушкинскому: чувства и переживания героев завуалированы, внутренняя жизнь и характеры обозначаются через поступки, диалоги, авторские комментарии к речи героев, через портреты и пейзажи. Внутренний мир Евгения Базарова Тургенев передает как раз через диалоги и описание поведения героя. Наглядным примером этого может служить отображение внутреннего состояния Базарова накануне дуэли. И.С. Тургенев показывает беспокойство, волнение Евгения. 

Писатель отмечает, что ночью перед поединком с Павлом Петровичем Евгения «…мучили беспорядочные сны…», а во время ожидания в роще «…утренний холодок заставил его два раза вздрогнуть…». То есть, Базаров боится за свою жизнь, хотя тщательно это скрывает даже от самого себя. «Сны» и «холодок» – это те художественные детали, которые помогают читателю разобраться в мыслях и ощущениях Базарова, охвативших его в этой непростой ситуации, и понять то, что Евгений Васильевич умеет не только отрицать и спорить, но и переживать, по-своему любить жизнь.

Своеобразие психологического стиля Тургенева-романиста – в многостороннем воспроизведении внутреннего мира человека средствами объективного повествования, в специфическом интересе к наиболее тонким и сложным душевным движениям, к эмоциональной сфере внутренней жизни, в удивительном жизнеподобии и убедительности создаваемых им психологических образов и картин, в широком применении приемов «тайного психологизма». В этом же и заслуга Тургенева в развитии повествовательного психологизма в русской литературе.

Таким образом, Тургенев раскрывает внутренний мир своих героев, их характеры, душевные состояния, не прибегая к открытым мотивировкам и объяснениям. Характеристики писателя опосредованы: мы догадываемся о чувствах героя по его поведению, диалогам, авторским комментариям к речи. Характеры раскрываются через портреты и пейзажи, через поступки и действия. И в этом Тургенев, как никто из русских писателей, близок к Пушкину.

Заключение 

В своем творчестве великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев использовал широкий спектр литературных приемов: пейзажи, композиционное построение, систему второстепенных образов, речевые характеристики и др. Но наиболее впечатляющими многогранным средством авторского воплощения идей и образов на страницах произведений является художественная деталь.

Проанализировав роман «Отцы и дети», мы пришли к выводу, что художественные детали используются автором на протяжении всего произведения для выражения замысла романа, при описании внешнего вида героев, их мыслей и чувств, фона в отдельных частях «Отцов и детей»

.Такой богатый спектр разновидностей детали обеспечивает широкий охват всех сфер жизни, изображенных писателем. Используя предметные символы, растительные и зоологические параллели, писатель раскрывает самую суть явления, характера, не прибегая к многословным описаниям, следовательно, и читатель не нуждается в авторских разъяснениях: ему достаточно намека, указания, переводящего предметы обыденной жизни в торжественный и тайный знак судьбы. Таким образом, благодаря деталям, достигается необычайная емкость и значимость художественного образа в сочетании с предельным лаконизмом повествования. 

Современный этап литературного развития выдвигает одну из «вечных» проблем творчества – проблему изобразительных возможностей писателя, средств его эмоционального воздействия на читателя, проблему мастерства в целом. И художественная деталь как литературоведческая категория, связанная с конкретной выразительной подробностью, представляющей идею автора в кратчайшей форме, становится специфическим средством обобщения, неким «микрообразом». Вот почему изучение функционирования детали в произведении – одна из важнейших задач литературоведения. 

Роль художественных деталей в произведениях И.С.Тургенева.