Мурзабекова Амина Абдуллаевна
Педагог-организатор
Центр развитие талантов «Альтаир»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45591
Всероссийский конкурс «Крепкая семья — крепкая Россия», посвященный году семьи 2024
Наименование конкурсной работы: Статья
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45591


РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У РЕБЕНКА

Мурзабекова Амина Абдуллаевна

Магистрант 2 года обучения факультета управления и права

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

 педагогический университет»

Гаджиева Патимат Дайитбековна

к.п.н., доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания 

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный 

педагогический университет»

 

Аннотация. В данной научной статье поставлена проблема  рассмотрения формирования лидерских качеств у детей в условиях современной жизни ; в ней  так же охарактеризованы особенности семейного воспитания нацеленного на развитие отдельных взглядов, убеждений ценностей у подрастающего поколения

Ключевые слова; семья, ребенок, лидер, лидерские качества, семейные ценности, будущее поколение, родительство, роль семьи, воспитание.

Annotation. In this scientific article, the problem of considering the formation of leadership qualities in children in modern life is posed; it also describes the features of family education aimed at the development of individual views, beliefs and values among the younger generation

Keywords; family, child, leader, leadership qualities, family values, future generation, parenthood, the role of family, upbringing. 

     «Счастье — это родные горячие руки, которые никогда тебя не выпустят, не уронят, даже если перевернулся весь мир»(С. А. Есенин). Данная статья посвящена роли семьи в жизни ребенка, в формировании у будущего поколения лидерских качеств. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке детей, ведь талантливая молодёжь – это будущая профессиональная элита.

Лидерство – довольно сложное и, как отмечают исследователи, «туманное» понятие, которое сложно поддается описанию.

Сам факт появления лидерства ученые объясняют «стремлением человека к социализации, к взаимодействию в группе, где проявляются личные качества и создаются предпосылки для возникновения ситуации лидирования.

Семья играет ключевую роль в формировании лидерских качеств у ребенка. Уже с самого рождения малыш наблюдает за поведением своих родителей, учится от них социальным навыкам, а также принимает их ценности и убеждения. Родители выступают важными образцами для детей, показывая своим примером, как вести себя в различных ситуациях, как проявлять доброту, терпимость, уважение к другим.

Кроме того, в семье ребенок учится коммуникации, умению слушать других, аргументированно отстаивать свою точку зрения, решать конфликты. Родители могут поощрять и поддерживать инициативу ребенка, помогать ему развивать уверенность в себе, а также мотивировать к самосовершенствованию.

Важно, чтобы в семье ценились индивидуальные качества каждого члена семьи, стимулировались увлечения и интересы детей, развивалась самооценка и самостоятельность. Такой подход позволяет ребенку почувствовать себя важным и нужным, что способствует формированию его лидерских качеств и способностей.

Если человек знает, чего он хочет добиться от жизни, кем он себя в ней видит в долгосрочной перспективе и имеет план, как к этой цели дойти, — то с большой долей вероятности этот человек станет лидером своей жизни. И он сам уже определит для себя, что ему важнее: железная дисциплина или гибкость, неоспоримая решительность или королевское спокойствие, умение делегировать или собственная продуктивность. Еще одно важное качество лидера — психологическая зрелость. Такой человек, в отличие от незрелого, например, ребенка, ищет выход из любой ситуации и обязательно его находит, потому что не ограничен правилами и какой-то системой. Важно аккуратно воспитывать в ребенке это качество, но сразу объяснить, что путь «по головам» стоит применять лишь в самых крайних случаях или избегать его совсем [3]. Потому что честность и порядочность не являются ограничивающими факторами

Воспитание лидера – важная задача для родителей и тренеров, поскольку лидерство поможет ребенку успешно справляться с задачами и достигать своих целей в жизни.

 Вот несколько ключевых советов, как воспитать лидера в своем ребенке:

– Проявляйте доверие и поддержку: Важно, чтобы ребенок чувствовал ваше доверие и знал, что вы всегда поддерживаете его. Поощряйте его идеи и усилия, давайте возможность принимать решения и отвечать за свои поступки
Побуждайте к самостоятельности: Учитесь делегировать ответственность ребенку за решение определенных задач и принятие решений. 

– Поощряйте его к самостоятельности и развитию навыков самоорганизации.

– Обучайте эффективному коммуникативному поведению: Учите ребенка слушать и понимать других, высказывать свои мысли и идеи ясно и четко, а также уметь убеждать других в своей точке зрения. Помогайте ему развивать навыки общения и убеждения. Развивайте управленческие навыки: Поощряйте ребенка брать на себя роль лидера в различных ситуациях – в играх, активностях. Учите его планировать свое время, устанавливать цели и стратегии их достижения.

Укрепляйте уверенность в себе: Помогайте ребенку развивать самооценку, амбиции и мотивацию. Поощряйте его к саморазвитию, изучению новых навыков и достижению новых вершин

Подавайте пример: Будучи родителем или тренером, важно быть для ребенка примером лидера. Показывайте своими поступками и поведением ценности лидерства – умение решать проблемы, быть инициативным, проявлять эмпатию и толерантность.

Воспитание лидера – это долгосрочный процесс, который требует терпения, поддержки и поощрения со стороны взрослых. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе, поэтому важно уважать его индивидуальные особенности и интерес.

Таким образом , семья является первой школой лидерства для ребенка, где он учится быть ответственным, целеустремленным, умеющим принимать решения и вдохновлять окружающих на достижение общих целей. Важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании лидерских качеств у своих детей и уделяли этому особое внимание и заботу. После изучения данной темы, анализировав труды педагогов, социологов, правоведов мы можем предложить следующие рекомендации для укрепления роли семьи в становлении и формировании лидерских качеств у подрастающего поколения;

  1. Установление тесного взаимодействия родителей со школой в интересах формирования у них лидерских качеств. 
  2. Расширение и развитие воспитательных возможностей семьи в воспитании будущих лидеров при активном содействии учителей и образовательных организаций (педагогическое просвещение, консультации родителей, помощь семье и др.). 
  3. Содействие со стороны семьи школе в формировании у детей правильного отношения к учебной деятельности, к освоению целевой программы формирования лидерских качеств. 

 Анализ существующей практики отдельных семей позволяет констатировать тот факт, что главным  метод воспитания в семье — личный пример родителей. Ведь недаром народная мудрость гласит: «От осинки не родяться апельсинки». Ребенок – зеркало семьи. Если родитель постоянно занят своим развитием, самообразованием, расширяет кругозор ребенок будет зеркалить своих родителей. 

Необходимо беседовать с детьми на темы о лидерстве, приводить примеры из своего жизненного опыта, разбирать сложные ситуации. Существенное значение имеет умение терпеливо выслушивать проблемы своих детей, их доводы в спорных ситуациях, давать им возможность самостоятельного поиска эффективного решения любых вопросов

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У РЕБЕНКА