ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА No 219
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме «Биосфера – живая оболочка Земли» и «Природные комплексы»
Предмет: география
Класс: 6
Учитель: Никитина Надежда Анатольевна,
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка
Предмет: география
Класс: 6
Тип урока: урок обобщения или урок развивающего контроля.
Тема урока: «Биосфера – живая оболочка Земли» и «Природные комплексы»
Настоящий урок ориентирован на преподавание географии в 6 классе по учебному комплекту: География: 5-6 классы: учебник. /А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина (и др)..- 12-е изд., перераб- М.:Просвещение, 2023г. (Полярная звезда).
Основное содержание темы: Биосфера — оболочка жизни. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся:
Основная характеристика деятельности обучающихся:
Характеризовать существенные признаки биосферы; приводить примеры экологических проблем, связанных с биосферой; находить и систематизировать информацию о состоянии окружающей среды своей местности; составлять план учебного исследования по установлению причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира географической широтой; описывать растительность, устанавливать связи между компонентами природы (при выполнении практической работы); планировать организацию совместной работы, распределять роли, принимать цель совместной деятельности.
Применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природнотерриториальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли; сравнивать почвы разных природных зон по естественному плодородию; называть факторы, влияющие на образование почвы; объяснять взаимосвязи компонентов природнотерриториального комплекса; описывать круговороты вещества на Земле; приводить примеры особо охраняемых территорий мира и России; называть причины необходимости охраны природы; сохранения биоразнообразия планеты.
Цели урока: систематизировать и закрепить полученные знания в ходе изучения разделов «Биосфера» и «Природные комплексы».
Задачи урока:
- показать расширенный спектр применения знаний, полученных в ходе изучения данных разделов;
- сформировать мета предметные связи;
- раскрыть значение охраны биосферы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; систематизировать географическую информацию в разных формах.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Совместная деятельность
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов.
коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников; приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах; различать растительный и животный мир разных территорий Земли; объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе; сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах; применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; сравнивать плодородие почв в различных природных зонах.
Оборудование: учебники, презентации, отчеты по экскурсии, костюмы и реквизиты для героев игры.
Ход урока
- Организационный момент
- Работа по теме урока
Игра по станциям «В гостях у сказки или там на неведомых дорожках» по мотивам произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Учитель: Ребята приветствуем вас в сказочной стране. Вас сейчас ждет увлекательное путешествие по Лукоморью. Вспомним отрывок поэмы «Руслан и Людмила» великого русского поэта А.С. Пушкина «Лукоморья дуб зелёный».
…Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных;
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;…
Вот и витязи… они вам сегодня в этом сказочном мероприятии будут первыми помощниками. Но хоть это и сказочное путешествие, но даже в ней чтобы получить помощь- надо только поработать. Вот и вам предстоит первое задание –географический диктант.
Та команда, которая первая ответит на все вопросы правильно получает помощника-витязя для сопровождения в этой игре.
1 станция «Витязи» (получение карты и помощников)
Географический диктант.
1) Закономерность смены природных зон при удалении от экватора. (Широтная зональность.)
2) Сочетание взаимосвязанных природных компонентов на определенной территории. (Природный комплекс.)
3) Верхний рыхлый плодородный слой земной коры. (Почва.)
4) Самой крупный природный комплекс Земли. (Географическая оболочка.)
5) Оболочка Земли, состоящая их живых организмов и преобразованная ими. (Биосфера.)
6) Самые плодородные почвы. (Черноземы.)
7) Участки земной поверхности, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека. (Заповедники.)
8) Продукт разложения органических остатков. (Гумус.)
9) Зона мхов и лишайников, сильных ветров и полярной ночи. (Тундра.)
10) Зона хвойных лесов. (Тайга.)
11) Смена природных зон при подъеме в горы. (Высотная поясность.)
12) Главная причина смены природных зон. (Изменение соотношения тепла и влаги.)
(Учитель читает определение, учащиеся проверяют свои работы.)
Команды расходятся по маршруту, у каждой команды свое путевой лист, в ходе игры команды не должны встречаться на одном и том же этапе одновременно.
За порядок на станциях и сопровождение обучающихся отвечают помощники-витязи.
Станция 2 «Кот ученый»
Витязь-помощник: напомните ту часть отрывка из поэмы в которой говорится про ученого кота (обучающиеся команды вспоминает текст).
Выходит, ученый кот: здравствуйте ребята. Разрешите представиться –Кот ученый.
Кот ученый по чему ходит? Правильно- по цепи кругом. Так вот, чтобы мне вам помочь, вы должны составить цепь на этот раз не золотую, а составьте цепочки взаимосвязей компонентов природы Земли. В также, сделайте вывод о взаимосвязи компонентов в природных комплексах.
Цепочка 1
Свет, тепло, животные-хищники, углекислый газ, растительноядные животные, (Свет, тепло, растительноядные животные, животные-хищники. углекислый газ).
Церочка 2
Песок, глина, Солнце, вода, колебания температуры воздуха, гранит, щебень, растения (гранит, Солнце, колебания температуры воздуха, вода, растения, щебень, песок, глина).
Цепочка 3
Вырубка леса, животные, уровень грунтовых вод, обмеление рек, оскудение рыбных богатств, образование барханов. (Вырубка леса, уровень грунтовых вод, обмеление рек, оскудение рыбных богатств, животные, образование барханов).
Ученый кот: молодцы, справились с заданием! И я как кот ученый посвящаю вам свои стихи…
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, я – кот ученый
Свои вам сказки говорил.
Одну запомню- сказку эту
Поведаю теперь я белу свету…
Что лучше команды этой нет,
Идите дальше, и сказочным героям
от меня большой-большой привет!
Станция 3 «На неведомых дорожках»
Витязь: там чудеса- Там леший бродит…. Вот мы и в гостях у этого самого лешего. И ему слово.
Леший:
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
Дорожки протоптаны на почве …. вопрос какие почвы могут быть протоптаны следующими животными: суслик, медведь, песец, сайгак, волк, заяц, северный олень, полярный волк, лиса. Следует назвать к каждому животному почву его породной природной зоны, т.е. где вы можете встретить этих животных в естественной среде обитания в помощь вам карта почв мира. (Сулик-черноземы, медведь-подзолистые, песец-тундрово-глеевые, сайгак-черноземы, волк- подзолистые, заяц -подзолистые, северный олень тундрово-глеевые -, полярный волк- тундрово-глеевые, лиса- подзолистые)
Ответьте на дополнительные вопросы:
Перечислите животных, которые обитают в природной зоне с самыми плодородными почвами (животные степей. Животных в степи не очень много. Самое крупное из них — сайгак. Есть хищники (волк, лисица) и грызуны — сурок, тушканчик, полёвка, суслик, хомяк. Из птиц – дрофа, степной орёл, пустельга, степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка и другие)
Объясните почему эти почвы самые плодородные (Почвы степи плодородны из-за наличия в них большого количества гумуса, которому способствуют следующие условия.
1 Равнинность территории.
2 Полное отсутствие деревьев.
3 Наличие густой злаковой растительности в виде сплошного ковра из ковыля, мятлика, типчака.
4 Недостаточное увлажнение.
5 Засушливый климат.
6 Наличие континентального климата, что приводит слабому вымыванию гумуса.)
Леший: молодцы, справились….
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
И проводить я рад гостей,
Проверят знания у вас еще немножко.
Станция 4 «Стихотворная…»
Витязь: Прочитайте отрывок поэмы А.С. Пушкина.
Перечислите и подчеркните природные комплексы, упомянутые в стихотворении.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
Витязь: приведите примеры растений и животных, обитающих в одном из природных комплексов, которые вы определили в поэме.
Станция 5 «Русалка на ветвях сидит…»
Витязь: мы в гостях у той самой русалки, которая на ветвях сидит… предоставляем ей слово. Русалка: в стихотворении А.С. Пушкин поместил меня в ветви дерева. Хоть и дуб красивое дерево, но мне роднее мой природный комплекс.
Ваша задача описать природный комплекс, в котором я должна жить. Для этого в помощь вам приготовлены карточки с планом описания природного комплекса, при описании каждого пункта плана вы должны использовать карточки:
- Географическое положение. Где находится ближайший к школе объект такого типа.
Карточки: к северу от школы, югу от школы, востоку от школы, западу от школы, в центре населенного пункта, на окраине населённого пункта и т.д.
- Определите характер рельефа.
Карточки: склон реки, оврага, ровный луг и т. д.
3) Какие горные породы видны.
Карточки: песок, глина, гранит и т. д..
4) Какие растения преобладают.
Карточки: ель, хвощ полевой, береза, ива, рогоз, камыш, кувшинки, ромашки, васильки, подорожник, ландыш, мох, пырей, одуванчик и т.д.
5) Какая почва.
Карточки: черноземы, подзолистые, тундровые, пойменные и т.д.
6) Приведите примеры животных.
Карточки: медведь, лось, тушканчик, полярная сова, лягушка прудовая, крась, заяц, стрекоза, бобр и т.д.
7) в чем проявляется влияние человека на природный комплекс.
Проверка выполнения работы.
Русалка: человек вмешивается в мою родную стихию, помогите мне найти заповедное место…
Витязь: такие места называются заповедники. Вот ребята, вам карта «особо охраняемые территории». Найдите заповедники, подходящие для жизни нашей русалки-должна быть река и тайга.
Станция 5 «Заключительная…»
Класс возвращается в начальную точку маршрута.
Сказочные герои: как вы знаете стихотворение заканчивается словами….
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Сегодня вы побывали в сказке. Встретились со сказочными героями. Так вот, чтобы сказка и дальше продолжалась – мы должны помнить, что в лесу, в реке и во всех природных комплексах помимо человека живут другие существа может и не совсем сказочные, но они так же имеют право на жизнь… да и кто знает… Может, и сказочные герои тоже живут, просто мы их не видим…МЯУ Ваша задача: сохранить планету Земля, все географические оболочки, в том числе и биосферу. А также, все- все природные комплексы, чтобы в них жили те, кто жил до нас, при нас и будет жить в них дальше.
3.Домашнее задание:
Подготовка к уроку обобщения.