Мухаметов Айдар Гилемзянович
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ДЮЦ №14» г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45649
Всероссийский конкурс «Мы помним! Мы гордимся!», в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Наименование конкурсной работы: Лего воспитание, как средство формирования традиционных российских ценностей, национальной идентичности и патриотизма обучающихся
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45649


Лего воспитание, как средство формирования традиционных

российских ценностей, национальной идентичности и патриотизма обучающихся

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и  принятия ценностей национальной культуры. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой заложены пласты народной мудрости, культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Народное искусство не изучалось, не воспитывалось должное отношение к нему как к народному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет поиск новых, более соответствующих методов образования и воспитания. Художественное и эстетическое воспитание не может развиваться без такой важной составляющей, как наследие народной культуры. Основные задачи воспитания – формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Формирование полноценной личности с ценной ориентацией, с нравственными принципами и духовностью.

Благодаря стараниям опытных педагогов, хранителей и собирателей народных песен,  мастеров народных промыслов, к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых нам народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не отражал себя: в танце,  в песне, в искусной вышивке, ясно – это все от души.

Фольклорное богатство  народа – это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость  характера, но и тайна его непобедимости. Народное творчество многогранно. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались мастерами фольклора. Народный фольклор – это азбука нравственности, ведь вся его суть – это пожелание добра, удачи.

Произведения детского фольклора, как полевые цветы. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться мы взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Важно знакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали. Наши обучающиеся с удовольствием посещают занятия по робототехнике, где не только учатся собирать конструкции, но и собирают различных персонажей из сказок и небылиц, составляют сценарии собственных сказок.

Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. В марте проводили, да и сейчас проводят Науруз байрам, провожают зиму, встречают весну. В июне, когда заканчивается весенний посев, проводили и проводят Сабантуй, чествуют работников полевых работ. Осенью отмечают пору «изобилия плодов», а зимой, ходили по улицам, пели песни.

В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты речи, развивают ловкость. Часто проводим игры, которые развивают внимание, воображение, мелкую мускулатуру. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек», «Эхо», «Солнце и месяц», «Испорченный телефон», «Колечко», в которых развиваются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры  – огромная радость для детей, создается атмосфера радости, праздника.

С детьми  я проводил такие праздники как «Осенний бал»,  «Новый Год»,  «Робосабантуй», где дети соревновались между собой, разыгрывали сценки и что не маловажно чувствовали гордость за свою национальную принадлежность, за свою родину. Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным.

Посещение музея – важное средство развития эмоционально – чувственного восприятия. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Для формирования чувства любви к Родине и воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет,  проводятся регулярно экскурсии по городу, целевые прогулки. Детям всегда интересно узнать, в честь кого названа улица, или с каким событием связано название. Экскурсии обогащают кругозор, запас знаний о своем городе. Каждый человек любит и гордится своим городом. Каждый город в свою очередь славен  своей  историей, прошлым, традициями, памятниками.

Эта работа кропотливая и постоянная помогает мне формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к своему народу, к народному творчеству. Древние говорили, что для абсолютного счастья человека необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.

Литература

  1. Л.В. Кокуева. Духовно – нравственное воспитание детей на культурных      традициях своего народа : метод. пособие. М. : Изд-во АРКТИ, 2005. 141 с.
  2. А. А. Басаргина. Народные праздники в школе : метод. пособие. Курск : ГУИПП, 2000. 85 с.
  3. Р. А. Жукова. Игра как средство развития культурно – нравственных ценностей детей : разработки занятий. 2-е изд. перераб. Волгоград : Корифей, 2008. 96 с.
Лего воспитание, как средство формирования традиционных российских ценностей, национальной идентичности и патриотизма обучающихся