Михаревич Евгения Александровна
учитель биологии
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени А. А. Фадеева» с. Чугуевка
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45680
Всероссийский конкурс «Лучшая технологическая карта урока», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока биологии «Приспособленность организмов к среде обитания»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45680


Автор: Михаревич Евгения Александровна, учитель биологии МКОУ СОШ им. А. А. Фадеева с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края

Предмет: Биология

Класс: 5

УМК: В.В. Пасечник («Линия жизни»)

Тема: Приспособленность организмов к среде обитания.

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель педагогическая: рассмотреть взаимосвязь условий водной и наземно-воздушной среды обитания и приспособлений организмов к ним, роль этих приспособлений в природе и в жизни человека.

Цель дидактическая: создать условия для освоения обучающимися знаний о некоторых приспособлениях организмов к наземно-воздушной и водной средам обитания; создать условия для формирования и развития у обучающихся естественнонаучной функциональной грамотности с использованием заданий «Тепло и холод в жизни растений».

Планируемые результаты: 

Предметные: знать основные приспособления организмов к средам обитания; уметь объяснять взаимосвязь условия и приспособления организмов к этому условию среды.

УУД:

    • Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения; осознавать и проявлять себя гражданином России, Приморского края; осознавать целостность мира и разнообразие взглядов на него.
    • Метапредметные:
  • Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом биологии; находить достоверную информацию, пользуясь разными источниками; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Регулятивные:  уметь  формулировать цели урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать степень и способы достижения цели. 
  • Коммуникативные: уметь сотрудничать и взаимодействовать; анализировать; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся  УУД
1. Организационный момент.

Цель: создание рабочей атмосферы, сосредоточение внимания.

Здравствуйте, ребята и гости сегодняшнего урока! Уверена, наша работа будет интересно, важной и легкой. 

Все ли готовы к уроку? У всех есть ручки, тетради и хорошее настроение?

Тогда начинаем наш урок.

Предлагаю вам в течении урока использовать «Лист достижений моего урока биологии». Он нужен для определения вашей отметки за урок. Напишите свою фамилию и имя, и ту отметку за урок, которую вы хотели бы заработать. 

Выполняя различные действия, не забывайте записывать в соответствующую колонку набранные баллы. Таким образом, за урок вы набираете определенное количество баллов и в конце урока переводите его в собственную отметку, согласно критериям, которые мы определим совместно с вами. 

И определим критерии отметки. За урок можно заработать 10 баллов. Как будем определять отметку?

А меньше 3 баллов на нашем уроке не будет, я думаю)

Приветствуют учителя, поверяют готовность к уроку.

Заполняют первые строчки в «Листе достижений моего урока биологии».

Изучают «Лист достижений».

7-10 баллов – «5»

6-5 баллов – «4»

4-3 балла – «3»

  1. Регулятивные: волевая саморегуляция.
  2. Личностные: смыслообразование.
  3. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
2. Мотивация и актуализация  учебной деятельности учащихся.

Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы обучающихся.

 

Тогда приступаем к уроку! Вспомним домашнее задание. Для ответов можно использовать нашу интеллект-карту. 

Ответьте на вопрос: что такое среда обитания?

Сколько и какие среды обитания выделяют на Земле?

Объясните, почему не выделяют отдельно только воздушную среду обитания?

Чем отличаются среды обитания друг от друга?

Молодцы, ребята! Мы подробно изучили особенности двух основных сред обитания: наземно-воздушной и водной.  Вспомним их главные характеристики. Для этого разделите набор знаков на доске на две группы и прикрепите к таблице. 

Отлично! Все, кто отвечал на вопросы и выходил к доске, поставьте в лист достижений урока по 1 баллу.

 Среда обитания – это всё то, что окружает живой организм.

На Земле выделяют 4 среды обитания. Это водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда и другой живой организм как среда обитания.

Организмы не могут всю жизнь находиться в воздухе, оказываются на земле.

Среды обитания отличаются условиями.

Выходят к доске, прикрепляют знаки (магнитные) на таблицу.

  1. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
  2. Познавательные: умение структурировать знания, проводить анализ и сравнение.
  3. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
3. Целеполагание

Цель: постановка учебной задачи; формирование познавательных мотивов учебной деятельности; содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. 

А теперь я хочу рассказать вам одну легенду. Давным-давно, еще до появления человека на Земле, встретились тигр, дельфин и кедр (сосна корейская) и стали громко спорить. «Я самый сильный в мире, – свирепо рычал тигр амурский – я могу нападать даже на медведя, моя полосатая шкура помогает мне маскироваться среди деревьев и травы!». Но дельфин утверждал, что самый сильный именно он. «Я сильнее вас, потому что у меня 210 зубов, а это больше, чем у других млекопитающих. Я могу достигать размера больше 2 метров и развивать скорость до 60 км/ч». В свою очередь кедр шумел всеми своими хвоинками: «Все же я сильнее вас. Я могу доживать до 500 лет и все таёжные жители связаны со мной кормовыми связями. От сильнейших бурь я только гнусь, но не ломаюсь». Так и спорят до сих пор.

Как вы думаете, о чем эта легенда?

Может быть мы с вами на уроке поможем разрешить этот спор.

В биологии самым сильным считается тот организм, который лучше других приспособлен к условиям среды обитания. 

Предположите, какова тема нашего урока сегодня?

Какую цель поставим перед собой?

Какие действия необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели? Чем можно воспользоваться?

Как узнаем, что поставленная цель достигнута?

Все, кто отвечал на вопросы, поставьте себе по 1 баллу в лист достижений в строке «Отвечал на вопросы учителя».

Организмы спорили, кто самый сильный.

Приспособления организмов к среде обитания.

Узнать, как приспособились организмы к разным условиям сред обитания.

Изучить материал по теме, воспользоваться учебником и другими источниками информации; слушать учителя, работать в группе…

Не допустим ошибок при проверке.

Заполняют «Лист достижений урока биологии».

  1. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
  2. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  3. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
4. Этап открытия нового знания.

Цель: реализация построенного проекта в соответствии с планом.

Чтобы узнать, как организмы приспособились к каждому из условий среды обитания, поработаем в группах.

С помощью учебника и дополнительной информации на распечатанных листах за 5 минут заполните интеллект-карту. Вам необходимо найти условие и то, как к этому условию приспособились организмы водной и наземно-воздушной среды.

1 и 2 группа – вы определяете приспособления к условиям водной среды, а 3 и 4 группы – к условиям наземно-воздушной среды.

Итак, что у нас получилось? Пожалуйста, с помощью своих интеллект-карт подскажите мне, как приспособились организмы к условиям водной среды? Вы называйте по очереди приспособления, а я добавлю их к нашей своеобразной «интеллект – карте» на доске.

Отлично. Теперь послушаем ребят из группы 4 и 3. Как же приспособлены организмы к условиям наземно-воздушной среды?

Совместно оцените свою работу в группе, выставите в лист достижений 3 балла – если активно работал, 2 балла – если старался работать, 1 балл – если просто писал интеллект-карту в тетради.

Ребята, так кто же сильнее – тигр, дельфин или кедр?

 

5 мин читают и заполняют интеллект-карту.

В водной среде организмы имеют обтекаемую форму тела, плавники и ласты. Дышат жабрами, кожей, легкими (всплывая). Растения имеют разную окраску, животные могут иметь органы свечения. Организмы живут при определенных температурах.

В наземно-воздушной среде животные имеют скелет, растения – корни, стебли. Дыхание легочное, трахейное. Разные виды движения. Осенний листопад, миграции птиц, смена шерсти. В засушливых местах – приспособления для сохранения влаги в теле. Органы зрения и фотосинтез.

Заполняют лист достижений урока.

Никто. Каждый из них приспособлен к своей среде обитания.

  1. Регулятивные: организовывать работу в группе.
  2. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение.
  3. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Физминутка + офтальмотренажер. Отлично поработали! А теперь удобно встаньте, задвиньте стулья. Давайте попробуем представить, что мы живем в воде и можем плавать как рыбы. Изобразим плавные движения рыб, извивающиеся из стороны в сторону.

А теперь мы в наземно-воздушной среде и умеем летать. Сначала покажем полет дальневосточного аиста – 2 взмаха крыльями в секунду. Теперь обыкновенный воробей – 13 взмахов. А вот колибри – 70 взмахов крыльями в секунду! Попробуем! Но сокол-сапсан может вообще зависать в воздухе, распластав крылья и не совершая взмахов. Покажем его планирующий полет.

Теперь побежим на месте, вскидывая ноги высоко, как амурский горал. 

Глубокий вдох и резкий выдох) Садитесь на свои места.

5. Осознание, осмысление учебного материала

Цель: фиксация новых знаний в речи и в знаках (кластер).

  Обратимся к таблице. В какой среде обитания наиболее разнообразные условия и, соответственно, приспособления к ним?

Верно, самая разнообразная по условиям наземно-воздушная среда. Эта особенность ее нашла отражение даже в картинах художников. 

Посмотрите на экран. Вы видите картину Юрия Алексеева «В тайге Южного Байкала» и картину Алексея Комарова «Пустыня Кара-кум и ее обитатели». Сравните эти картины. Что в них общего и чем они различаются?

Все верно. Сделаем вывод, что и в пределах одной среды обитания наблюдается разнообразие условий и приспособлений к ним. Человек смог использовать эти отличия в приспособлениях к условиям, выводя различные породы животных. 

Посмотрите, на экране две породы собак – самоед и ибицкая борзая. Как вы думаете, какая порода имеет предков из жарких стран? Как вы это поняли?

Оказывается, и происхождение культурных растений, известных нам, связано с условиями их жизни. Кубокот расскажет вам, какая наука занимается выведением новых сортов растений и пород животных. Внимание на экран.

Как называется наука о выведении сортов растений и пород животных?

(записать термин на доске)

Все, кто отвечал на мои вопросы, добавьте себе 1 балл в «Лист достижений урока биологии».

Высказывают мнения.

Общее – наземно-воздушная среда, есть растительность и животные. Различия – в пустыне нет воды, растительность хилая, ее мало. Много песка…

Ибицкая борзая. Нет шерсти почти, тонкое тело…

Смотрят видео.

Эта наука называется селекция.

Заполняют «Лист достижений урока биологии»

  1. Регулятивные: организовывать работу в группе.
  2. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование информации.
  3. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель: применение полученных знаний для решения заданий разного типа.

Интересно, как разные растения приспособлены к теплу и холоду. Выполним задания. У каждого из вас своя распечатка задний, задания дублируются на экране. 

Прочитайте вслух историю, с которой все началось – введение.

Переверните страницу. Теперь прочтите задание и выполните его. Вслух прочтет…

Для выполнения задания откройте папку и достаньте пакетики семян. Из них вам надо выбрать два правильных ответа на вопрос.

Молодцы, справились! Подсчитайте количество баллов за выполнение этого задания. Если вы выбрали и морковь, и капусту – поставьте себе 2 балла за задание 1 в «Лист достижений моего урока биологии». Если выбрали только морковь, или только капусту – 1 балл. Все другие варианты ответа – 0 баллов.

Следующая страница и следующее задание. Прочтите.

Ребята, такая же схема есть и у нас в школе. Вот она перед вами. Что она показывает?

Сколько центров выделяют?

Покажите, какие центры выделяют на материке Евразия?

Покажите на глобусе материк Евразия. Найдите Приморский край. Скажите, к какому центру ближе расположен наш регион?

Молодцы! А теперь ответьте на вопрос Насти. Запишите ответ в поле ответа на странице задания.

Проверим. Каковы ваши предположения? 

Молодцы! Все, кто указал, что родиной баклажана и лимона является ЮГО-Западноазиатский регион с теплым климатом, выставите себе по 1 баллу в «Лист достижений урока биологии» в строке «Задание 2».

Следующее задание на следующей странице. Прочтите. 

Записать термин «мульчирование» на доске.

Ребята, какой же вариант был верным?

Все, кто отметил вариант 3, выставите себе 1 балл в «Лист достижений урока биологии».

И еще одно задание из этого блока. Прочитаем задание 4. 

Задание: какую гипотезу (предположение) проверяла Настя в этом эксперименте? Запишите свой ответ в поле ответа на странице с заданием. 

Каковы ваши предположения, ребята?

Все, кто ответил также, поставьте в свой «Лист достижений урока биологии» по 1 баллу.

Ребята, обратили внимание, какая любознательная Настя в задании? Интересные она провела исследования, и мы с вами тоже проведем эксперимент. Настя определила, что для прорастания семян нужна положительная температура. Как вы думаете, что еще требуется для того, чтобы семена прорастали?

Предлагаю вам посадить в специальные горшочки с почвой лук. Один горшочек каждой группы поставим на подоконник в нашем классе, а другой поместим вот в эту коробку. Чем будут отличаться условия? Какую гипотезу проверим?

Совершенно верно, сравним освещенность в классе и освещенность в коробке с помощью датчика оборудования центра «Точка роста».  Освещенность измеряется в люксах. Освещенность в кабинете составила … люксов. А в коробке – … люксов. 

Давайте проведем закладку опыта.

Результаты нашего эксперимента узнаем через неделю.

(Читают) Весной Настя с мамой решили посадить овощи. Мама разложила на столе пакетики с семенами разных овощных культур. Настя стала рассматривать картинки овощей на пакетиках, а мама сказала, что некоторые овощи раньше произрастали только в южных регионах мира.

(Читают, выполняют). Настя решила отобрать семена овощных культур, которые они посадят с мамой в первую очередь, другие же семена овощных культур она отложила, чтобы посадить их с мамой позже, когда станет теплее.

Задание: прочитайте текст «Тепло и холод в жизни растений» и рассмотрите пакетики с семенами, которые спрятаны в папке на столе. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. По команде учителя поднимите пакетики с теми овощами, которые являются ответом на вопрос.

Заполняют «Лист достижений моего урока биологии».

Настя заинтересовалась происхождением культурных растений. Она решила подробно узнать, в каких регионах произрастали предки современных культурных растений. В одной из книг она нашла схему центров происхождения культурных растений. Такую же схему она видела в кабинете географии в школе.

Центры происхождения культурных растений.

Выделяют 7 центров происхождения культурных растений.

На материке Евразия выделяют Восточноазиатский центр, Южноазиатский тропический, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский.

Приморский край является частью Восточноазиатского центра.

Почему баклажан и лимон относятся к теплолюбивым растениям?

 Заполняют «Лист достижений моего урока биологии».

(Читают и выполняют). Настя узнала, что для роста и развития растению нужна определённая температура почвы, а регулировать температуру почвы можно с помощью мульчирования – приёма, позволяющего как накапливать тепло в почве, так и сократить его поступление. В жарких регионах летом почву мульчируют, то есть покрывают белой непрозрачной плёнкой, чтобы верхний слой почвы не перегревался и сохранял нужную температуру для развития растений. В Интернете Настя прочитала, что светлые предметы большую часть солнечных лучей отражают, а тёмные, наоборот, поглощают.

Задание: почему в жарких регионах летом покрывают почву белой непрозрачной плёнкой? Отметьте один верный вариант ответа.

Заполняют «Лист достижений»

Настя провела эксперимент. Когда температура воздуха поднялась на 10-12 градусов Цельсия, она взяла семена огурца и посадила часть семян на грядке, а другую часть семян посадила в горшочках и поставила их на подоконнике дома. Настя наблюдала за всходами и поливала их при необходимости. Всю неделю температура воздуха на улице была около 10 – 12 градусов Цельсия. Через неделю Настя заметила, что в горшочках семена огурца проросли, а на грядке всходы не появились.

Гипотеза эксперимента – достаточно ли температуры воздуха 10-12 градусов Цельсия для всходов огурца.

Требуется полив, температура и свет.

Будет ли лук расти при низкой освещенности.

Садят лук в горшочки. Горшки подписывают. Один горшочек – на подоконник, другой – в коробку.

  1. Регулятивные: прогнозирование.
  2. Познавательные: построение логической цепи рассуждения.
  3. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: перспектива использования полученных знаний.

У каждого из вас ребята имеется лист с домашним заданием. Обязательное для всех задание: заполнить интеллект-карту по почвенной среде (с помощью дополнительных источников информации).

Задание по желанию: опишите, как приспособился к своей среде обитания тигр амурский, кедр корейский, или дельфин белобочка (один из них).

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Хорошо

Слушают инструктаж, знакомятся с типами заданий.
  1. Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
8. Первичное закрепление рассмотренного на уроке материала

Цель: применять знания в творческой деятельности в новой ситуации.

Поиграем с кубиком. На его гранях написаны начала вопросов. Группы по очереди подбрасывают кубик и отвечают на мои вопросы, начинающиеся с того слова, которое будет на верхней грани кубика.

Назови:

– среды обитания (…) живых организмов

– условия наземно-воздушной/водной среды обитания

– приспособления к наземно-воздушной/водной среде обитания

Почему:

– на глубине водоросли бурого и красного цвета?

– не выделяют только воздушную среду обитания?

– животные могут двигаться разными способами?

– вода нуждается в охране?

Объясни:

– как органы зрения связаны с наземно-воздушной средой обитания?

– в чем различия между местом обитания и средой обитания?

Предложи:

– гипотезу по прорастанию семян, которую можно проверить дома;

– как можно больше водных обитателей;

Поделись:

– Как ты думаешь, нужно ли принимать меры по охране воздуха или воды?

– Как ты думаешь, влияет ли хозяйственная деятельность человека на водную или наземно-воздушную среду обитания?

– Как ты думаешь, стоит ли соблюдать какие-то правила поведения в природе?

Придумай:

– Как проверить всхожесть семян?

– как можно было назвать наш урок?

Вот как много о средах обитания и приспособлениях к ним вы знаете.

Ответьте на 3 вопроса – только «да» или «нет».

  1. Обтекаемая форма тела и жабры – это приспособления к полету.
  2. Так как на дне водоемов темно, у донных организмов развиваются огромные глаза.
  3. Человек может использовать особенности приспособлений организмов к среде обитания для выведения новых пород животных и сортов растений.

Правильные ответы на доске. Все, у кого ответы совпали, поставьте в свой «Лист достижений урока биологии» 2 балла, у кого совпало только 2 ответа – 1 балл.

Подсчитайте общее количество баллов. Поднимите руку, кто набрал много баллов. Сколько? Есть те, у кого баллов больше? Определите свою отметку за урок. Выставите ее в «Лист достижений».

  

Бросают кубик, отвечают на вопросы.

  1. Регулятивные: волевая саморегуляция.
  2. Познавательные: построение логической цепи рассуждения.
  3. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
9. Рефлексия  

Цель: оценивание меры своего продвижения по достижению цели.

А теперь вспомните, какова была тема урока?

Цель?

Достигли ли поставленной цели?

Было легко….

Было сложно…

Узнал, что…

Хочу узнать…

Спасибо за работу!

Анализируют деятельность по достижению цели
  1. Регулятивные: оценивание качества своей и общей деятельности.
  2. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

 

Технологическая карта урока биологии «Приспособленность организмов к среде обитания»