Караваева Лариса Владимировна
педагог-психолог
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ЗЕМЛЯНИЧКА» г. БЕРДСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45684
Всероссийский конкурс для психологов «Консультация педагога-психолога»
Наименование конкурсной работы: Родительское собрание «Формирование самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45684


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ЗЕМЛЯНИЧКА»

г. БЕРДСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Родительское собрание

«Формирование самостоятельности 

у детей раннего дошкольного возраста»

Караваева Л.В., педагог – психолог высшей кв. категории.

Цель: способствовать повышению педагогической компетенции родителей.

Задачи:

1) Повышение знаний в вопросах формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста;

2) Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей;

3) Заинтересовать родителей в развитии самостоятельности у их детей через непосредственное участие в практических заданиях.

Вступление.

Притча  «Урок бабочки».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся, окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

– Уважаемые родители! Как вы думаете, почему бабочка так и не смогла летать?

Рассуждения родителей.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены и не смогли бы быть такими, как сейчас. 

Основная часть.

– Уважаемые родители! Вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшней встрече? Я хотела обсудить с вами вопрос по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно у детей до 3 лет. Психологи считают, что ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает до 70% информации об окружающем его мире.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. 

Уважаемые родители! Поделитесь, в чем ваш ребенок проявляет самостоятельность, и ваша реакция на его действия.

Опрос родителей на тему «Что самостоятельно делают ваши дети».

Родители делятся своими наблюдениями и  опытом.  

– Уважаемые родители! Как вы считаете, какие отрицательные действия мы совершаем, не способствующие развитию самостоятельности?

Высказывания родителей. 

Причины отсутствия развития самостоятельности у детей

  • Мамы зачастую отказывают ребёнку, если он просит что-то сделать сам. Да, он не умеет пока хорошо. Но когда вырастет и будет уметь, то уже не захочет.
  • «Испачкаешься!». Первый раз «по рукам» за самостоятельность ребенок получает еще в 2-3 года: когда копирует действия взрослых. То веник схватит, то тряпку…  И тут же слышит окрик: не трогай, уронишь, испачкаешься. А ведь можно позволить малышу помочь по хозяйству. Да придется не только следить, чтобы малыш не упал, не разбил, но и учить его подметать пол и мыть посуду.
  •  «Я сама тебя одену!». Зачастую родителям проще что-то сделать самим. Ждать, пока малыш еще неловкими пальчиками застегнет пуговицы? Так и опоздать можно! А ведь ребенок не кукла, он должен учиться обслуживать себя сам.

По разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. 

– Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

Рассуждения родителей, как положительно влиять на развитие самостоятельности ребенка в данных ситуациях.

Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Давайте вместе подумаем, что могут делать самостоятельно дети 2-3 лет:

– правильно пользоваться ложкой во время еды, пить из чашки;

– одеваться, раздеваться в определенной последовательности, не разбрасывать вещи, а аккуратно складывать их в шкафчик или вешать их на стульчик, чтобы не потерялись, засовывать носки в сандалики;

– пользоваться туалетом;

– мыть руки с мылом, засучив рукава и не намочив одежду, правильно вытирать руки своим полотенцем;

– замечать непорядок в своей одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к воспитателю;

– своевременно пользоваться носовым платком;

– убирать игрушки в определенное место;

– застегивать и расстегивать пуговицы.

Необходимо правильно руководить действиями детей: учить их правильно одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться ложкой и чашкой.

Сейчас я вам предлагаю  выбрать те высказывания, которые, по-вашему, способствуют развитию самостоятельности. Эти высказывания имеют вполне конкретное значение для ребенка, и мы должны об этом помнить.

(Ты молодец! Ты это сможешь! Дай, я сама! Давай вместе! Отойди! Я верю в тебя. Попробуй еще раз. Перестань! Сиди спокойно! Ты все сломаешь! Упадешь! Ты еще маленький. Не смей! Вот вырастешь, и тогда… Не лезь! Не умеешь! Помоги мне. Ты уже большой. У тебя все получится! Не ходи!  Ты с этим справишься.)

Сейчас я раздам карточки с описанием жизненных ситуаций. Ваша задача: решить их и ответить на вопрос.

Ситуация № 1

«Саша любит мыть руки самостоятельно, но кран расположен высоко. Ребенок изо всех сил тянет руки к крану – вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство родителей».

В чем ошибка родителей и как ее исправить? Поделитесь опытом: как ваш ребенок умывается дома. 

Ситуация № 2

«Миша сам научился снимать куртку. Но каждый раз, приходя с улицы, он бросал её там, где снял или подавал маме». 

Почему? Что надо сделать родителям?

Ситуация № 3

«У мамы двое детей и такие молодцы! Они сами за собой убирают игрушки в специальную корзину. Мама очень любит с ними играть. Одна беда, когда хочется построить домик для собачки или покормить куклу, приходится очень долго искать кубики или посуду в этой огромной корзине».

Какую ошибку допустила мама? Как её исправить? Поделитесь опытом, где у вас лежат игрушки?

Ситуация № 4

«После сна мама сказала Антону, чтобы он умылся сам. Сын подошёл к крану, намочил пальцы и стал ими тереть глаза. На просьбу мамы: «Умойся по-хорошему», Антон ещё тщательнее стал натирать глаза».

В чём здесь ошибка? Как её исправить?

Ситуация № 5

Ксюша самостоятельно пытается одевать колготки. Для того, чтобы ещё заинтересовать дочь, мама купила для неё яркие красивые колготки из синтетики (как у больших девочек!) Но когда Ксюша в очередной раз стала сама одеваться, у неё ничего не получилось. Колготки вытягивались, а непослушные пальчики никак не могли попасть в носок, всё время за что-то цеплялись. Ксюша начала капризничать. 

Почему?

Ситуация № 6

«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать, прекращая эту «возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, сняла колготки, вывернула и стала натягивать ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

– Сам! Сам! Сам!

– Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Правильно ли поступила мама? Обоснуйте ваше мнение.

Как вы думаете, почему она так поступила?

Ситуация № 7

 «Алеше третий год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»

Зато дома с взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».

 — Чем обусловлена беспомощность Алеши?

— Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.

— Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

Родители решают жизненные ситуации.

В заключении предлагаю вам некоторые ценные советы.

  • Развитие самостоятельности у ребенка следует начинать, конечно, не с самого рождения, но уже с 2-3 лет. Именно в этом возрасте уже следует прививать ребенку привычку самому одеваться и убирать за собой игрушки. 
  • Хвалите малыша. Самостоятельность развивается после трех лет, когда ваше чудо начинает повторять ваши действия. Если ваш ребенок сам убрался на столе, обязательно нужно его похвалить. Это придаст малышу больше уверенности, также подтолкнёт к самостоятельности в будущем. 
  • Не нужно ругать малышей за стремление к самостоятельности. Пускай он, разлил воду на скатерть, наливая воду в стакан, или поломал игрушку, при попытке её починить. Ведь это первые попытки к самостоятельности. 
  • Учите малыша. В свободное время развивайте самостоятельность малыша. Покажите ему, как завязывать шнурки на обуви. Соревнуйтесь с ним, кто быстрее сделает любое задание. Самостоятельность малыша будет быстрее увеличиваться на ваших глазах.
  • Чересчур не помогайте малышу. Пусть он почувствует самостоятельность. Гиперопекой называется поведение взрослых, когда они гасят активность малыша и не дают ему возможности развивать самостоятельность. 
  • Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! 
  • Привлекайте малыша к работе по дому. Это ему очень понравится. Попросите малыша помочь вам. Ваше чудо с большим удовольствием поможет вам убрать пыль. Совместные действия дадут малышу уверенности в том, что он вам дорог и значим. 
  • Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. 
  • Играйте с пользой. Если можете выбирать между игровым действием и аналогичным реальным, всегда выбирайте реальное.

Таким образом, самостоятельность для ребенка — это не только бесценный опыт самого действия, но и психологическая уверенность в собственных силах. Как показывает практика, дети, у которых отсутствует развитие самостоятельности, намного труднее справляются с поставленными перед ними задачами в школе.

Не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: «Ребёнок подобен бумажному змею – он жаждет свободного полёта и вместе с тем нуждается в прочной веревке». 

 

Удачи вам, уважаемые родители, и вашим детям! До новых встреч.

 

Родительское собрание «Формирование самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста»