Отинова Елена Александровна
Воспитатель
Санникова Ольга Анатольевна
Воспитатель
МАДОУ Детский сад «Академика» г. Пермь
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45727
Всероссийский конкурс для воспитателей «Дидактические пособия руками воспитателя»
Наименование конкурсной работы: Авторская разработка. Дидактическая игра «Сказочный магазин Звуковичка»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45727


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Академика» г. Перми

Авторская  разработка

Дидактическая игра своими руками

«Сказочный магазин Звуковичка» 

для детей 5 -7 лет

Подготовили:

Отинова Елена Александровна

воспитатель высшей квалификационной категории, Санникова Ольга Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории.

  г. Пермь

Дидактическая игра  «Сказочный магазин «Звуковичка» для детей 5 -7 лет

 

Пояснительная записка

Вопросы подготовки к обучению грамоте актуальны в условиях реализации ФОП ДО: образовательная область «Речевое развитие» включает в себя направление «Подготовка к обучению грамоте» с младшей группы (пункты 20.4 – 20.7 ФОП ДО). Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности, использовать занимательный материал, игровые ситуации. Учитывая, что игровая деятельность является ведущим видов деятельности у дошкольников, мы широко используем в своей практике дидактические игры для реализации задач подготовки к обучению грамоте.

Нами была разработана дидактическая игра «Сказочный магазин Звуковичка», которая вызывает и поддерживает интерес дошкольников к выполнению упражнений по подготовке к обучению грамоте.

Игра «Сказочный магазин Звуковичка» помогает развить у детей фонематические процессы, формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; делить слова на слоги, закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове.

Использование данной игры способствует развитию интереса к занятиям по обучению грамоте, повышает познавательную и речевую активность детей, развивает внимание, память, а также формирует умение работать по определенным правилам, образцу. 

Содержание  игры очень разнообразно, вызывает положительный отклик у воспитанников, раскрывает  огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют достичь успешных результатов в развитии фонетико-фонематических процессов,

Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.

Дети любят играть и придумывать свои правила игры, это приносит им радость и удовольствие.  Благодаря разнообразию ярких карточек, дети максимально активны во время игры. Данная разработка игры может быть использована в работе воспитателей, логопедов, а также родителей, для домашних занятий с детьми. Этот рабочий материал может быть использован как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий, как в совместной с педагогом деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

 

В комплект игры входит: Игровое поле: витрина с пустыми полками -3шт, витрина с полками на которых изображены слоговые схемы слов – 3шт, карточки с предметными картинками разной тематики -96 шт.

                              Сказочный магазин Звуковичка

 

Вариант игры для детей 4 – 5 лет (средняя группа) дидактическая игра  «Внимательный покупатель».

Задачи:

(для педагога)

Дидактическая – совершенствовать умение выделять первый звук слова, произносить слова с интонационным выделением первого звука.

Развивающая – развивать фонематический слух, внимание.

Воспитательная – поддерживать интерес к дидактическим играм, учить соблюдать правила игры. 

Игровая задача

(для  ребенка)

Сделать как можно больше «покупок», собрать больше карточек, правильно выделяя и называя первый звук слова-названия карточки.
Правила игры: Организационные:

Возраст игроков 4-5 лет, играют от 2 до 6 детей.

На столе перед детьми игровое поле: витрина магазина с расставленными «товарами», картинками, изображающими различные предметы. Картинки подобраны таким образом, что  название некоторых начинается на заданный звук (таких картинок – большая часть), названия некоторых начинается с других звуков. 

Роль ведущего – «продавца» сначала берет на себя воспитатель, потом ребенок. Дети – «покупатели» по очереди могут купить только тот «товар», название которого начинается на заданный звук. Если товар выбран правильно, слово-название картинки произнесено с интонационным выделением первого звука, картинка передается ребенку, «сделавшему покупку». Игра продолжается, пока все картинки, название которых начинается на заданный звук, не окажутся у детей. 

Дисциплинарные:

Играть нужно от начала до конца игры. Соблюдать очередность в выполнении игровых действий. Подсказывать нельзя.

Игровые выигрывает тот, кто собрал больше картинок с заданным звуком в названии.

Содержание

Игры:

Попадая в сказочный магазин, дети могут “купить” только те предметы, название которых начинается на заданный звук.
Игровые действия: Дети «выбирают» товар, определяя наличие заданного звука в начале слова, «покупают» товар, произнося слово с интонационным выделением первого звука, забирают картинку себе.
Игровые атрибуты: Игровое поле: витрина с пустыми полками, витрина с полками на которых изображены слоговые схемы слов, карточки с предметными картинками разной тематики.
Результат игры: для педагога – Дети правильно выделяют заданный звук в начале слова.

В вариантах усложнения:

Дети правильно определяют наличие звука в слове и его место в слове.

Дети правильно делят слово на слоги и определяют количество слогов в слове.

Доводят игру до конца. Играют самостоятельно.

для ребенка – Ребенок собрал больше картинок с заданным звуком в названии.

Варианты игры:

(Усложнение)

Для детей 5 – 6 лет. 1. Дети подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и определяют его место (начало, середина, конец слова).

2. Дети подбирают картинки, в названии которых заданное количество слогов.

 

«Сказочный магазин «Звуковичка»

Вариант игры для детей 5-6 лет старшая группа дидактическая игра

  «Открываем магазин».

Задачи:

(для педагога)

Дидактическая – совершенствовать умение  делить  слово на слоги, определяя количество слогов в слове.

Развивающая – развивать  слуховое внимание.

Воспитательная – поддерживать интерес к дидактическим играм, учить соблюдать правила игры. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия

Игровая задача

(для  ребенка)

Правильно разложить «товар» – карточки на полки, в соответствие со слоговой схемой.
Правила игры: Организационные:

Возраст игроков 5-6 лет, играют от 2 до 6 детей.

 У детей на столе игровое поле: витрина с полками на которых нарисована слоговая схема  слова, карточки с предметными картинками разной тематики. Педагог предлагает детям разложить товар  на полки . Перед  детьми  витрина  магазина с четырьмя полками. Предлагает детям «разложить товар на полки : на  первую, нижнюю полку – карточки   названия которых состоят из одного  слога. На  вторую  полку карточки –  с названиями, состоящими из двух слогов. На  третью полку  карточки – с названиями из трех слогов. На четвертую полку – карточки, состоящие из 4х слогов. В заключение дети хором произносят названия товара и определяют, правильно ли разложили « товар» –  карточки  на полки. Затем вместе выкладывают товар на пустую полку из 4х слогов . Выигрывает тот ,кто быстрее и правильно выполнил задание  .                                                                                 Дисциплинарные:                                                                                                           Играть нужно от начала до конца игры. Соблюдать очередность в выполнении игровых действий. Подсказывать нельзя.                     Игровые выигрывает тот, кто собрал больше картинок с заданным звуком в названии.

Содержание

Игры:

Дети готовят  сказочный магазин к приходу покупателей.

Расставляют товар на полки.

Игровые действия: Дети выбирают «товар» – картинку, определяют количество слогов в слове-названии картинки.
Игровые атрибуты: Игровое поле: витрина с полками на которых изображены слоговые схемы слов, карточки с предметными картинками разной тематики.
Результат игры: для педагога – Дети правильно делят слово на слоги и определяют количество слогов в слове.

Доводят игру до конца. Играют самостоятельно.

для ребенка – Ребенок правильно разложил товар на  «полки магазина», в соответствии с заданием водящего.

Игроки меняются игровыми полями, и проверяют выполненные задания друг у друга.

Варианты игры: усложнение 1.Игру можно провести парами на время.

2.Игра-упражнение «Найди ошибку»                                                                      Ход игры:  В сказочном  магазине продавец не правильно разложил товар на полках.  Помогите найти ошибку.                               На игровом поле на  полках разложены карточки с предметными картинками  разной тематики (4 карточки). Нужно найти на каждой полке лишнюю карточку.                                                                                                       Например: сметана, сок, капуста, сосиски.( Подобрать картинки со слоговой схемой )                                                                                             Хлеб, банан, пирог, мясо.( Подобрать картинки со слоговой схемой ) 

 Сыр, чай, мяч, молоко ( Подобрать картинки в соответствии со слоговой схемой)

Картофель, капуста, курица, колбаса( ошибки нет)

Игрокам  надо найти ошибки, если они есть. Побеждает тот, кто быстрее и правильно справился с заданием.

 

Авторская разработка. Дидактическая игра «Сказочный магазин Звуковичка»