Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Академика» г. Перми
Авторская разработка
Дидактическая игра своими руками
«Сказочный магазин Звуковичка»
для детей 5 -7 лет
Подготовили:
Отинова Елена Александровна
воспитатель высшей квалификационной категории, Санникова Ольга Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории.
г. Пермь
Дидактическая игра «Сказочный магазин «Звуковичка» для детей 5 -7 лет
Пояснительная записка
Вопросы подготовки к обучению грамоте актуальны в условиях реализации ФОП ДО: образовательная область «Речевое развитие» включает в себя направление «Подготовка к обучению грамоте» с младшей группы (пункты 20.4 – 20.7 ФОП ДО). Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности, использовать занимательный материал, игровые ситуации. Учитывая, что игровая деятельность является ведущим видов деятельности у дошкольников, мы широко используем в своей практике дидактические игры для реализации задач подготовки к обучению грамоте.
Нами была разработана дидактическая игра «Сказочный магазин Звуковичка», которая вызывает и поддерживает интерес дошкольников к выполнению упражнений по подготовке к обучению грамоте.
Игра «Сказочный магазин Звуковичка» помогает развить у детей фонематические процессы, формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; делить слова на слоги, закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове.
Использование данной игры способствует развитию интереса к занятиям по обучению грамоте, повышает познавательную и речевую активность детей, развивает внимание, память, а также формирует умение работать по определенным правилам, образцу.
Содержание игры очень разнообразно, вызывает положительный отклик у воспитанников, раскрывает огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют достичь успешных результатов в развитии фонетико-фонематических процессов,
Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.
Дети любят играть и придумывать свои правила игры, это приносит им радость и удовольствие. Благодаря разнообразию ярких карточек, дети максимально активны во время игры. Данная разработка игры может быть использована в работе воспитателей, логопедов, а также родителей, для домашних занятий с детьми. Этот рабочий материал может быть использован как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий, как в совместной с педагогом деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
В комплект игры входит: Игровое поле: витрина с пустыми полками -3шт, витрина с полками на которых изображены слоговые схемы слов – 3шт, карточки с предметными картинками разной тематики -96 шт.
Сказочный магазин Звуковичка
Вариант игры для детей 4 – 5 лет (средняя группа) дидактическая игра «Внимательный покупатель».
Задачи:
(для педагога) |
Дидактическая – совершенствовать умение выделять первый звук слова, произносить слова с интонационным выделением первого звука.
Развивающая – развивать фонематический слух, внимание. Воспитательная – поддерживать интерес к дидактическим играм, учить соблюдать правила игры. |
Игровая задача
(для ребенка) |
Сделать как можно больше «покупок», собрать больше карточек, правильно выделяя и называя первый звук слова-названия карточки. |
Правила игры: | Организационные:
Возраст игроков 4-5 лет, играют от 2 до 6 детей. На столе перед детьми игровое поле: витрина магазина с расставленными «товарами», картинками, изображающими различные предметы. Картинки подобраны таким образом, что название некоторых начинается на заданный звук (таких картинок – большая часть), названия некоторых начинается с других звуков. Роль ведущего – «продавца» сначала берет на себя воспитатель, потом ребенок. Дети – «покупатели» по очереди могут купить только тот «товар», название которого начинается на заданный звук. Если товар выбран правильно, слово-название картинки произнесено с интонационным выделением первого звука, картинка передается ребенку, «сделавшему покупку». Игра продолжается, пока все картинки, название которых начинается на заданный звук, не окажутся у детей. Дисциплинарные: Играть нужно от начала до конца игры. Соблюдать очередность в выполнении игровых действий. Подсказывать нельзя. Игровые – выигрывает тот, кто собрал больше картинок с заданным звуком в названии. |
Содержание
Игры: |
Попадая в сказочный магазин, дети могут “купить” только те предметы, название которых начинается на заданный звук. |
Игровые действия: | Дети «выбирают» товар, определяя наличие заданного звука в начале слова, «покупают» товар, произнося слово с интонационным выделением первого звука, забирают картинку себе. |
Игровые атрибуты: | Игровое поле: витрина с пустыми полками, витрина с полками на которых изображены слоговые схемы слов, карточки с предметными картинками разной тематики. |
Результат игры: | для педагога – Дети правильно выделяют заданный звук в начале слова.
В вариантах усложнения: Дети правильно определяют наличие звука в слове и его место в слове. Дети правильно делят слово на слоги и определяют количество слогов в слове. Доводят игру до конца. Играют самостоятельно. для ребенка – Ребенок собрал больше картинок с заданным звуком в названии. |
Варианты игры:
(Усложнение) |
Для детей 5 – 6 лет. 1. Дети подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и определяют его место (начало, середина, конец слова).
2. Дети подбирают картинки, в названии которых заданное количество слогов. |
«Сказочный магазин «Звуковичка»
Вариант игры для детей 5-6 лет старшая группа дидактическая игра
«Открываем магазин».
Задачи:
(для педагога) |
Дидактическая – совершенствовать умение делить слово на слоги, определяя количество слогов в слове.
Развивающая – развивать слуховое внимание. Воспитательная – поддерживать интерес к дидактическим играм, учить соблюдать правила игры. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия |
Игровая задача
(для ребенка) |
Правильно разложить «товар» – карточки на полки, в соответствие со слоговой схемой. |
Правила игры: | Организационные:
Возраст игроков 5-6 лет, играют от 2 до 6 детей. У детей на столе игровое поле: витрина с полками на которых нарисована слоговая схема слова, карточки с предметными картинками разной тематики. Педагог предлагает детям разложить товар на полки . Перед детьми витрина магазина с четырьмя полками. Предлагает детям «разложить товар на полки : на первую, нижнюю полку – карточки названия которых состоят из одного слога. На вторую полку карточки – с названиями, состоящими из двух слогов. На третью полку карточки – с названиями из трех слогов. На четвертую полку – карточки, состоящие из 4х слогов. В заключение дети хором произносят названия товара и определяют, правильно ли разложили « товар» – карточки на полки. Затем вместе выкладывают товар на пустую полку из 4х слогов . Выигрывает тот ,кто быстрее и правильно выполнил задание . Дисциплинарные: Играть нужно от начала до конца игры. Соблюдать очередность в выполнении игровых действий. Подсказывать нельзя. Игровые – выигрывает тот, кто собрал больше картинок с заданным звуком в названии. |
Содержание
Игры: |
Дети готовят сказочный магазин к приходу покупателей.
Расставляют товар на полки. |
Игровые действия: | Дети выбирают «товар» – картинку, определяют количество слогов в слове-названии картинки. |
Игровые атрибуты: | Игровое поле: витрина с полками на которых изображены слоговые схемы слов, карточки с предметными картинками разной тематики. |
Результат игры: | для педагога – Дети правильно делят слово на слоги и определяют количество слогов в слове.
Доводят игру до конца. Играют самостоятельно. для ребенка – Ребенок правильно разложил товар на «полки магазина», в соответствии с заданием водящего. Игроки меняются игровыми полями, и проверяют выполненные задания друг у друга. |
Варианты игры: усложнение | 1.Игру можно провести парами на время.
2.Игра-упражнение «Найди ошибку» Ход игры: В сказочном магазине продавец не правильно разложил товар на полках. Помогите найти ошибку. На игровом поле на полках разложены карточки с предметными картинками разной тематики (4 карточки). Нужно найти на каждой полке лишнюю карточку. Например: сметана, сок, капуста, сосиски.( Подобрать картинки со слоговой схемой ) Хлеб, банан, пирог, мясо.( Подобрать картинки со слоговой схемой ) Сыр, чай, мяч, молоко ( Подобрать картинки в соответствии со слоговой схемой) Картофель, капуста, курица, колбаса( ошибки нет) Игрокам надо найти ошибки, если они есть. Побеждает тот, кто быстрее и правильно справился с заданием. |