ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6 Г.О.СНЕЖНОЕ»
Урок русского языка
в 3-Б классе
Тема «Правописание предлогов и приставок»
Подготовила Малышева Е.В.
2024 г.
Тема «Правописание приставок и предлогов»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:
- Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
- Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
- Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
- Метапредметные:
регулятивные:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
- высказывать свое предложение
коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
- Предметные:
- развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
- формировать и формулировать понятия.
Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, исследовательский, практический;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Педагогические технологии:
▪ элементы технологии деятельностного обучения;
- элементы технологии проблемного обучения;
- элементы игровой технологии;
- ИКТ;
- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
І. Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так вперёд, друзья, за дело.
– Наш урок я хочу начать словами:
«Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»
– Сегодня на уроке вы будете не просто ученики, а настоящие исследователи. Результаты исследований мы будем записывать в исследовательский журнал.
– Кто такие исследователи? (Это люди, которые открывают что-то новое)
– Какими качествами должны обладать настоящие исследователи?
ІІ. Самоопределение к деятельности
– Посмотрите внимательно на строку. Слайд 3
на за по от под у в до
– Запишите данную строку в тетради.
– Что вы записали ? (предлоги и приставки).
-Так приставка или предлоги?
– Что мы будем исследовать?
– Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).
– Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?
– Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).
Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
– А цель нашего занятия – различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи. (На доске)
Тема определена, цели поставлены, вперёд, к достижению целей.
ІІІ. Первичное усвоение новых знаний
Слайд 4. Хорошеесловодосердцадойдет.
– Расшифруйте данную пословицу.
Слайд 5. Хорошее слово до сердца дойдет.
– Объясните смысл данной пословицы. (Если сказать человеку что-то приятное, похвалить его, то это слово “дойдет” ему до сердца, ему будет приятно)
– На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).
– Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.
Слайд 6. Хорошее слово до (чего?) сердца дойдет.
Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.
– Поэтому предлоги пишутся раздельно.
– С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).
– С какой частью речи в русском языке предлоги никогда не употребляются? (С глаголами). Надеюсь вы будете помнить это всегда.
- Первичная проверка понимания. Заполнение исследовательских журналов в парах.
– Сейчас вы будете заполнять исследовательский журнал. Откройте его. На это вам 2 минуты.
Предлог 1 Часть речи. 2. Служит для связи слов. 3. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. 4. Пишется раздельно. 5. Не употребляется с глаголами.
Приставка |
Слайд 7: Предлагаю данные записи сохранить как памятку.
Если все верно как на слайде – закрасьте первый прямоугольник зелёным цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным .
Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.
Садимся. Спасибо!
- Первичное закрепление полученных знаний.
Словарно – орфографическая работа в парах.
У вас на столах карточка жёлтого цвета. Ваша задача – составить и записать словосочетания, вставляя пропущенную букву. Выделить приставку и предлог. На это вам 2 минуты.
(до)ехал (от)бер..га
(с)лез (на)р..сунок
(на)клеил (с)б..рёзы
(от)плыл (до)гор..да
-Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева – глаголы, справа – существительные. Справа – словарные слова, слева- не словарные. Слева-слова с приставками, справа-слова с предлогами)
Самопроверка. Слайд 8.
Если все верно как на слайде – закрасьте следующий прямоугольник зелёным цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным .
– У кого были ошибки? Ребята, это не страшно. Главное, их находить и исправлять
VII . Систематизация полученных знаний.
Работа в группах.
– Предлагаю выполнить интересное задание. Слайд 9.
У каждого есть карточка зелёного цвета. Вставьте необходимые предлоги и приставки вместо точек. Выдели приставки, предлоги обведи кружком. Записать как текст. На это вам 3 минуты.
…кустах …щебетали птицы.
…качнулась еловая ветка.
…ёлкой проснулся заяц и …слушался.
…ступило утро.
Взаимопроверка. Слайд 10.
Если все верно как на слайде – закрасьте первый прямоугольник зелёным цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным .
VIІІ. Самостоятельная работа по карточкам
Задание:
І ряд. Подбери слова с:
Предлогом ЗА | Приставкой ЗА |
1.
2. |
1.
2. |
II ряд. Подбери слова с:
Предлогом ПО | Приставкой ПО |
1.
2. |
1.
2. |
Ш ряд. Подбери слова с:
Предлогом НА | Приставкой НА |
1.
2. |
1.
2. |
Взаимопроверка. Слайд 11.
Если все верно как на слайде – закрасьте первый прямоугольник зелёным цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным .
IX.Рефлексия.
– Какое открытие сделали сегодня на уроке?
– Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?
– Как отличить приставку от предлога?
– С какой частью речи не употребляются предлоги? Приведите примеры.
– Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?
– Какие задания помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера, работа в парах, работа с пословицей).
Закончите предложение:
– Сегодня я узнал … .
– У меня получилось … .
– Было трудно … .
– Было интересно … .
– Теперь я умею … .
X.Домашнее задание
Задание на выбор: учебник: упр. 262 с. 133.
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
Спасибо вам! Я вами довольна. Слайд 13.