Малышева Екатерина Владимировна
учитель начальных классов
ГБОУ «СШ № 6 Г. О.СНЕЖНОЕ» ДНР
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №66079
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №66079


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6 Г.О.СНЕЖНОЕ»

Урок русского языка

в 3-Б классе

Тема «Правописание предлогов и приставок»

                                                                         Подготовила Малышева Е.В.

2024 г.

Тема «Правописание приставок и предлогов»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

  1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
  1. Метапредметные:

регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
  1. Предметные:
  • развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
  • формировать и формулировать понятия.

Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, исследовательский, практический;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Педагогические технологии:

 ▪   элементы технологии деятельностного обучения;

  • элементы технологии проблемного обучения;
  • элементы игровой технологии;
  • ИКТ;
  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

І. Организационный момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так вперёд, друзья, за дело.

– Наш урок я хочу начать словами:

 «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»

– Сегодня на уроке вы будете не просто ученики, а настоящие исследователи. Результаты исследований мы будем записывать в исследовательский журнал.

– Кто такие исследователи? (Это люди, которые открывают что-то новое)

– Какими качествами должны обладать настоящие исследователи?  

ІІ. Самоопределение к деятельности

– Посмотрите внимательно на строку.  Слайд 3 

на  за  по  от    под  у   в   до

– Запишите данную строку в тетради.

– Что вы записали ? (предлоги и приставки). 

 -Так приставка или предлоги? 

– Что мы будем исследовать?

– Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).

– Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?

 Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

 Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

– А цель нашего занятия – различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи. (На доске)

Тема определена, цели поставлены, вперёд, к достижению целей.

ІІІ. Первичное усвоение новых знаний

Слайд 4.  Хорошеесловодосердцадойдет.

– Расшифруйте данную пословицу.

 Слайд 5. Хорошее слово до сердца дойдет.

– Объясните смысл данной пословицы. (Если сказать человеку что-то приятное, похвалить его, то это слово “дойдет” ему до сердца, ему будет приятно)

 На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).

 Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем. 

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно.)

– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.)

– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

Слайд 6. Хорошее слово до (чего?) сердца дойдет.

                Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.

– Поэтому предлоги пишутся раздельно.

– С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).

– С какой частью речи в русском языке предлоги никогда не употребляются? (С глаголами).  Надеюсь вы будете помнить это всегда.

  1. Первичная проверка понимания. Заполнение исследовательских журналов в парах.

– Сейчас вы будете заполнять исследовательский журнал. Откройте его. На это вам 2 минуты.

 

Предлог
1 Часть речи.
2. Служит для связи слов.
3. Между предлогом и словом
можно вставить вопрос или другое слово.               
4. Пишется раздельно.
5. Не употребляется с глаголами.

 

Приставка
1 Часть слова.
2. Служит для образования новых слов.
3. Между предлогом и словом
нельзя вставить вопрос или другое слово.               
4. Пишется слитно.
5. Употребляется с разными частями речи.

 

Слайд 7: Предлагаю данные записи сохранить как памятку.

Если все верно как на слайдезакрасьте первый прямоугольник зелёным цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным . 

Физкультминутка

С ПРИ- приставкою – присесть,

С ПО- приставкою – подняться

С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,

С ПО- приставкой – посмеяться,

С ВЫ- – вытягиваем руки,

С О- – опустим их опять.

Вот и все настало время

С ПО- – зарядку повторять.

С ЗА- – зарядку завершать.

Садимся. Спасибо!

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

Словарно – орфографическая работа в парах.

 У вас на столах карточка жёлтого цвета. Ваша задача – составить и записать словосочетания, вставляя пропущенную букву. Выделить приставку и предлог. На это вам 2 минуты.

(до)ехал              (от)бер..га

(с)лез                  (на)р..сунок 

 (на)клеил           (с)б..рёзы

 (от)плыл             (до)гор..да

-Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева – глаголы, справа – существительные. Справа – словарные слова, слева- не словарные. Слева-слова с приставками, справа-слова с предлогами)

Самопроверка. Слайд 8.

Если все верно как на слайдезакрасьте следующий прямоугольник зелёным цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным . 
– У кого были ошибки? Ребята, это не страшно. Главное, их находить и исправлять

VII . Систематизация полученных знаний. 

Работа в группах.

– Предлагаю выполнить интересное задание. Слайд 9.

У каждого есть карточка зелёного цвета. Вставьте необходимые предлоги и приставки вместо точек. Выдели приставки, предлоги обведи кружком. Записать как текст. На это вам 3 минуты.

…кустах …щебетали птицы. 

…качнулась еловая ветка.

 …ёлкой проснулся заяц и …слушался.

 …ступило утро.

Взаимопроверка. Слайд 10.

Если все верно как на слайдезакрасьте первый прямоугольник зелёным цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным . 

VIІІ. Самостоятельная работа по карточкам

Задание:

І ряд. Подбери слова с:

Предлогом ЗА Приставкой ЗА
1.

2.

1.

2.

II ряд. Подбери слова с:

Предлогом ПО Приставкой ПО
1.

2.

1.

2.

Ш ряд. Подбери слова с:

Предлогом НА Приставкой НА
1.

2.

1.

2.

Взаимопроверка. Слайд 11.

Если все верно как на слайдезакрасьте первый прямоугольник зелёным цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным . 

IX.Рефлексия.

– Какое открытие сделали сегодня на уроке?

– Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

– Как отличить приставку от предлога?

– С какой частью речи не употребляются предлоги? Приведите примеры.

– Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?

– Какие задания помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера, работа в парах,  работа с пословицей).

Закончите предложение:

 – Сегодня я узнал …  .

– У меня получилось …  .

– Было трудно …  .

– Было интересно …  .

– Теперь я умею …  .

X.Домашнее задание

Задание на выбор: учебник: упр. 262 с. 133.

    Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Спасибо вам! Я вами довольна. Слайд 13.

Конспект урока Тема «Правописание предлогов и приставок»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram