Костюкова Ирина Викторовна
заместитель директора
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №12 имени полного кавалера ордена Славы В.Д. Преснова
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №66133
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс для руководителей ДОУ «Современный руководитель детского сада»
Наименование конкурсной работы: Модель воспитательного взаимодействия педагога с родителями воспитанников для сохранения и укрепления традиционных российских семейных ценностей
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №66133


Костюкова Ирина Викторовна, заместитель директора

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №12 

имени полного кавалера ордена Славы В.Д.Преснова, 

г.о. Домодедово

 

Модель воспитательного взаимодействия педагога с родителями воспитанников для сохранения и укрепления традиционных российских семейных ценностей.

       2024 год в России был объявлен Годом семьи указом президента Владимира Владимировича Путина. Одна из основных целей мероприятия — сохранить и защитить традиционные семейные ценности.  В нормативных документах, касающихся воспитания и образования детей дошкольного возраста,  так же отражена необходимость активного взаимодействия с семьями воспитанников для возрождения семейных ценностей, формирования духовности, гражданственности и патриотизма. Возрождение семейных традиций имеет большое значение для духовного возрождения всего общества, так как каждая семья имеет свою историю, свои традиции, которые передаются от поколения к поколению, тем самым пронося сквозь время культуру, самобытность, характер, душу русского народа. Задача дошкольной образовательной организации и каждого педагога – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказывать им помощь в реализации ответственности за  воспитание и образовании детей. В условиях стремительного развития общества и технологического прогресса возрождение традиционных российских семейных ценностей приобретает особую актуальность.   Детский сад является местом, где формируются основы личности и ценностные ориентиры маленьких детей, поэтому важность этой темы трудно переоценить. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным  средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей.  Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». О том,  как реализуются цели и задачи по сохранению и возрождению семейных ценностей и традиций в нашем образовательном учреждении пойдет речь в данной статье.

 

        В дошкольном отделении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Домодедовской средней общеобразовательной школы №12 имени полного кавалера ордена Славы В.Д.Преснова ведется планомерная работа по взаимодействию с родителями для сохранения и укрепления традиционных российских семейных ценностей. Работа  ведется с учетом принципа  равенства позиций партнеров, уважительного  отношения и  индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. 

     Нами  намечены следующие цели:

  • повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;
  • привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

     Для реализации поставленных целей определены следующие задачи:

  • Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
  • Вызвать интерес у детей и родителей интерес к семье, ее истории;
  • Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

     Мы строим свою работу в соответствии с особенностями детей и их семей, учитывая следующие принципы:

  • опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
  • принцип сотрудничества, но не наставничества;
  • интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в  дошкольном образовательном учреждении.

       Работа ведется по нескольким направлениям (Таблица 1.)

Таблица 1 – Направления и формы взаимодействия

Направления Формы
Психолого-педагогическое просвещение Родительские собрания, консультации, открытые занятия, наглядная информация, семейные гостиные, родительские клубы, диспуты, групповые чаты и интернет-ресурсы, тренинги, практикумы, круглые столы, педагогические ситуации, видеосалон, почта доверия, анкетирование
Организационно-педагогическое Открытые занятия, «Сам себе воспитатель», «Тайный гость» (непосредственное участие родителей в образовательном процессе), анкетирование, оказание посильной помощи в формировании развивающей предметно-пространственной среды,  презентации, мастер-классы от родителей, 
Проектно-исследовательское Совместные проекты, акции, выставки: «Моя семья», «Герб моей семьи», «Моя родословная», «Мое генеалогическое дерево», «Традиции моей семьи», «Связь поколений», «Семейное портфолио», «Читаем всей семьей», «Я и мой дедушка (бабушка)», «Профессии моих родителей», «Бабушкин сундук», мини-музеи
Выставки детско-родительского творчества, совместные праздники, досуги, развлечения, участие в конкурсах семейных работ, семейные экскурсии, фото-репортажи «Выходные с пользой», «Наше лето»,  «Кулинарный челленж» (любимое блюдо моей семьи), «Любимый уголок родного города», «Интересный выходной», «Хобби в нашей семье»

    Так же с целью  создания единой системы взаимодействия субъектов образовательного процесса в возрождении и сохранении семейных связей, ценностей и традиций  мы проводим семейный фестиваль «Азбука Счастья». В дошкольном отделении  семейный фестиваль проводится ежегодно. Каждый год меняется основная тематика семейного фестиваля, структура  проведения фестиваля и форма проведения тоже могут меняться. Фестиваль проходит в течение недели и включает мероприятия, объединенные общей темой,  по всем указанным выше направлениям. 

      Проводимая нами работа способствует:

  • Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению семейных традиций, оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитанников;
  • Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;
  • Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;
  • Получению детьми  информации о своей семье, ее истории,  традициях и обычаях;
  • Получению и трансляции опыта семейного воспитания.

      А главный результат, на который направлена работа, – усвоение детьми вечных семейных ценностей и традиций, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.

Модель воспитательного взаимодействия педагога с родителями воспитанников для сохранения и укрепления традиционных российских семейных ценностей

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram