Костюкова Ирина Викторовна, заместитель директора
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №12
имени полного кавалера ордена Славы В.Д.Преснова,
г.о. Домодедово
Модель воспитательного взаимодействия педагога с родителями воспитанников для сохранения и укрепления традиционных российских семейных ценностей.
2024 год в России был объявлен Годом семьи указом президента Владимира Владимировича Путина. Одна из основных целей мероприятия — сохранить и защитить традиционные семейные ценности. В нормативных документах, касающихся воспитания и образования детей дошкольного возраста, так же отражена необходимость активного взаимодействия с семьями воспитанников для возрождения семейных ценностей, формирования духовности, гражданственности и патриотизма. Возрождение семейных традиций имеет большое значение для духовного возрождения всего общества, так как каждая семья имеет свою историю, свои традиции, которые передаются от поколения к поколению, тем самым пронося сквозь время культуру, самобытность, характер, душу русского народа. Задача дошкольной образовательной организации и каждого педагога – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказывать им помощь в реализации ответственности за воспитание и образовании детей. В условиях стремительного развития общества и технологического прогресса возрождение традиционных российских семейных ценностей приобретает особую актуальность. Детский сад является местом, где формируются основы личности и ценностные ориентиры маленьких детей, поэтому важность этой темы трудно переоценить. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». О том, как реализуются цели и задачи по сохранению и возрождению семейных ценностей и традиций в нашем образовательном учреждении пойдет речь в данной статье.
В дошкольном отделении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Домодедовской средней общеобразовательной школы №12 имени полного кавалера ордена Славы В.Д.Преснова ведется планомерная работа по взаимодействию с родителями для сохранения и укрепления традиционных российских семейных ценностей. Работа ведется с учетом принципа равенства позиций партнеров, уважительного отношения и индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи.
Нами намечены следующие цели:
- повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;
- привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
Для реализации поставленных целей определены следующие задачи:
- Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
- Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
- Вызвать интерес у детей и родителей интерес к семье, ее истории;
- Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
- Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Мы строим свою работу в соответствии с особенностями детей и их семей, учитывая следующие принципы:
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
- принцип сотрудничества, но не наставничества;
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Работа ведется по нескольким направлениям (Таблица 1.)
Таблица 1 – Направления и формы взаимодействия
Направления | Формы |
Психолого-педагогическое просвещение | Родительские собрания, консультации, открытые занятия, наглядная информация, семейные гостиные, родительские клубы, диспуты, групповые чаты и интернет-ресурсы, тренинги, практикумы, круглые столы, педагогические ситуации, видеосалон, почта доверия, анкетирование |
Организационно-педагогическое | Открытые занятия, «Сам себе воспитатель», «Тайный гость» (непосредственное участие родителей в образовательном процессе), анкетирование, оказание посильной помощи в формировании развивающей предметно-пространственной среды, презентации, мастер-классы от родителей, |
Проектно-исследовательское | Совместные проекты, акции, выставки: «Моя семья», «Герб моей семьи», «Моя родословная», «Мое генеалогическое дерево», «Традиции моей семьи», «Связь поколений», «Семейное портфолио», «Читаем всей семьей», «Я и мой дедушка (бабушка)», «Профессии моих родителей», «Бабушкин сундук», мини-музеи |
Выставки детско-родительского творчества, совместные праздники, досуги, развлечения, участие в конкурсах семейных работ, семейные экскурсии, фото-репортажи «Выходные с пользой», «Наше лето», «Кулинарный челленж» (любимое блюдо моей семьи), «Любимый уголок родного города», «Интересный выходной», «Хобби в нашей семье» |
Так же с целью создания единой системы взаимодействия субъектов образовательного процесса в возрождении и сохранении семейных связей, ценностей и традиций мы проводим семейный фестиваль «Азбука Счастья». В дошкольном отделении семейный фестиваль проводится ежегодно. Каждый год меняется основная тематика семейного фестиваля, структура проведения фестиваля и форма проведения тоже могут меняться. Фестиваль проходит в течение недели и включает мероприятия, объединенные общей темой, по всем указанным выше направлениям.
Проводимая нами работа способствует:
- Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению семейных традиций, оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитанников;
- Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;
- Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;
- Получению детьми информации о своей семье, ее истории, традициях и обычаях;
- Получению и трансляции опыта семейного воспитания.
А главный результат, на который направлена работа, – усвоение детьми вечных семейных ценностей и традиций, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.