Новикова Арина Сергеевна
учитель - логопед
МАДОУ № 19
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45762
Всероссийский конкурс «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста», в условиях реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Статья «Фразовый конструктор как средство развития связной речи у детей с задержкой психического развития»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45762


Статья: «Фразовый конструктор как средство развития связной речи у детей с задержкой психического развития».

Автор: Новикова Арина Сергеевна, учитель – логопед, МАДОУ № 19 г. Мурманск.

Фразовый конструктор – это инструмент, который используется в работе логопедов с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Этот метод основан на использовании специальных карточек с изображениями и словами, которые помогают детям строить предложения и улучшать свою речь.

Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребёнка. Фразовый конструктор также используется для работы над лексико-грамматической стороной речи и помогает выстраивать предложно-падежные конструкции, актуализирует накопленный пассивный и активный словарь, формирует связность высказывания.

Фразовый конструктор состоит из набора карточек, каждая из которых обозначает разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог). Карточки могут быть разных цветов и размеров, чтобы привлечь внимание ребенка. На каждой карточке есть картинка, которая помогает ребенку понять значение слова.

При работе с фразовым конструктором ребёнок сначала учится составлять простые предложения из двух-трёх слов, затем переходит к более сложным конструкциям.

 

Этапы работы с фразовым конструктором:

1 этап: глагол + существительное (сказуемое + прямое дополнение). 

Примеры фразовых конструкций: Дай куклу. Возьми ложку.

2 этап: существительное + глагол (подлежащее + сказуемое). 

Примеры фразовых конструкций: Девочка играет.

3 этап: существительное + глагол + существительное (подлежащее+ сказуемое + прямое дополнение). 

На этом этапе формируется навык правильно выбирать слова и ставить их в правильной грамматической форме.  Многократные проговаривания, состоящие из повторения одних и тех же форм связи слов по каждой теме, значительно облегчают усвоение детьми моделей словосочетаний.

Примеры фразовых конструкций: Дедушка читает газету.

4 этап: прилагательное + существительное + глагол. 

Примеры фразовых конструкций: Зелёный шарик летит. Маленький мальчик спит.

5 этап: прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение).

Примеры фразовых конструкций: Большая собака ест косточку.

6 этап: существительное + глагол + слово категории состояния.

Примеры фразовых конструкций: Дети кричат громко.

7 этап: существительное + глагол + предлог + дополнение. 

Основная задача данного этапа — уточнить и развить пространственные представления детей с помощью отработки предлогов.

Примеры фразовых конструкций: Дети катаются на санках. Мальчик идёт в школу. 

Для понимания смысла предложений логопед предлагает ребёнку отвечать на вопросы, поставленные к членам предложения: Кто катается на санках? На чём катаются дети? Что делают дети?

8 этап: прилагательное + существительное + глагол + предлог +дополнение.

Примеры фразовых конструкций: Большая собака бежит к дому. Перелётные птицы летят над лесом. 

9 этап: существительное + глагол + глагол; существительное + существительное + глагол. 

Примеры фразовых конструкций: Девочка идет копать. Брат девочки смеётся.

10 этап: существительное + прилагательное + «А» + существительное+ прилагательное + «НО» +

11 этап: существительное + глагол + «И» + существительное + глагол.

12 этап: предложения с элементами подчинения.

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребёнка с задержкой психического развития необходимо не только механически проговаривать фразы, а вводить их в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

Статья «Фразовый конструктор как средство развития связной речи у детей с задержкой психического развития»