Лаврищев Александр Михайлович
преподаватель
МКУДО «Детская школа искусств № 2» Артемовского городского округа
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45816
Всероссийский конкурс «Конспект урока», в соответствии с новыми требованиями ФГОС
Наименование конкурсной работы: «Интонационная структура в стихотворной речи»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45816


Открытый урок

преподавателя Лаврищева А.М. по предмету «Художественное слово» (индивидуально) с учащимся 5 класса эстрадного пения Катаева Якова

Тема урока: «Интонационная структура в стихотворной речи».

 

Цель урока: познакомить и научить разбирать виды стихотворных форм, как первоначальный этап логико-интонационной выразительности. 

 

Задача урока: показать примеры и разницу в различных стихотворных формах ведения интонации.

 

Характеристика учащегося: Катаев Яков обучается в классе эстрадного вокала. Предмет художественное слово необходим каждому вокалисту и поэтому Яков занимается данным предметом пятый год. Я с ним работаю второй год, за этот период времени было подготовлено несколько произведений, с которыми Яков принимал участие в конкурсах различной величины и завоевывал первые места. Сейчас есть небольшая сложность в обучении, идет пубертатный период, что выражается «ломкой» голоса. 

 

План урока:

 

  • Теоретическая часть: Размеры стихотворений.

Ямб, хорей, анапест, амфибрахий… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Сегодня мы поговорим о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.

Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей

Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

  • В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
  • В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.

Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

Пример стихотворения, написанного ямбом:

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;

 

Пример стихотворения, написанного хореем

Ф. Тютчев

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

Трехсложные размеры:

  • Дактиль,
  • Анапест,
  • Амфибрахий.

Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

А. Блок

Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

А. Фет

Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…

М. Ю. Лертмонтов


Как определить стихотворный размер

  1. Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
  2. Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
  3. Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
  4. Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются. Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
  5. Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.

 

  1. Сейчас мы попробуем самостоятельно определить различные виды размеров стихотворений на данных примерах произведений А.С. Пушкина и А. Вознесенкского. Ученик читает стихотворение и самостоятельно определяет размер.

ЗИМНЕЕ УТРО. А.С. Пушкин (ямб)

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

 

Зимний вечер А.С. Пушкин (хорей)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

 

А. Вознесенский (анапест)

Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить не обутая выйдешь,
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.

Не мигают слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни
Ты меня никогда не забудешь
И уже никогда не увидишь


Песнь о вещем Олеге (амфибрахий)

Как ныне сбирается вещий Олег
     Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
     Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

 

У нас есть произведения, с которым работает Яков. Это «Жизнь современных подростков» Андрея Денисова и «Баллада о молчании»  Роберта Рождественского. Сейчас мы попробуем определить, какими размерами написаны данные произведения.

«Жизнь современных подростков» Андрей Денисов:

Сетями пропитана жизнь современных подростков:
Аккаунт в фейсбуке, контакте, жж, инстаграм,
От них отказаться, порою, бывает не просто,
И как отказаться, когда поголовно все там.

Один ведет твиттер и каждый свой чих отмечает,
Другой, где бы ни был — чекинится. Даже в метро.
Мне трудно поверить, но в жизни такое бывает,
Что люди реальность не ставят давно ни во что.

Они поселились в сети — первобытные зомби,
Их завтрак, обед, даже ужин лежат в инстаграм,
Словарный запас скоро станет на уровне хобби,
Они поклоняются лишь виртуальным богам.

Им трудно понять, когда девушкам хочется ласки,
И дарят цветы, в основном, через смайлы в контакт,
Их жизнь превращается в лайки, репосты, отмазки,
Душа заключает с Инетом кабальный контракт.

Они глушат Ягу, кидая «гы-гы» в мониторы,
Теряют невинность за редкий в игре артефакт,
Ложатся под нож за айпады, айподы, айфоны,
Они не живут! Это лишь перед смертью антракт!

На психику давят такие же зомби-подростки:
Кому сносит крышу, кому-то на все наплевать,
Кому наркоманы втирают, что жизнь — это просто,
А кто-то же верит, спеша свою жизнь поломать!

Я видел как люди теряют семью и квартиру,
И люди, которым за тридцать, порой, далеко,
Я видел подростков, себя загонявших в могилу,
И все они думали: «Жизнь — это просто. Легко.»

Жить вовсе не просто! Послушайте! Вдумайтесь сами!
За вас Вашу жизнь никому кроме Вас не прожить,
Воспользуйтесь тем, что даровано Вам небесами,
И все-таки жизнь научитесь хоть каплю ценить!

Определяем размер. Каждый второй слог в стоке является ударным:

-v-\-v-\-v-\-v-\-v-

-v-\-v-\-v-\-v-\-v

-v-\-v-\-v-\-v-\-v-

-v-\-v-\-v-\-v-\-v-

Произведение написано – Амфибрахием.

«Баллада о молчании»  Роберт Рождественский:

Был ноябрь
по-январски угрюм и зловещ,
над горами метель завывала.
Егерей
из дивизии «Эдельвейс»
наши
сдвинули с перевала.

Командир поредевшую роту собрал
и сказал тяжело и спокойно:
— Час назад
меня вызвал к себе генерал.
Вот, товарищи, дело какое:
Там — фашисты.
Позиция немцев ясна.
Укрепились надёжно и мощно.
С трёх сторон — пулемёты,
с четвёртой — стена.
Влезть на стену
почти невозможно.
Остаётся надежда
на это «почти».
Мы должны –
понимаете, братцы? –
нынче ночью
на чёртову гору вползти.
На зубах –
но до верха добраться! –

А солдаты глядели на дальний карниз,
и один –
словно так, между прочим –
вдруг спросил:
— Командир,
может, вы — альпинист? –
Тот плечами пожал:
— Да не очень…
Я родился и вырос в Рязани,
а там
горы встанут,
наверно, не скоро…
В детстве
лазал я лишь по соседским садам.
Вот и вся
«альпинистская школа».
А ещё, –
он сказал как поставил печать, –
там у них патрули.
Это значит:
если кто-то сорвётся,
он должен молчать.
До конца.
И никак не иначе. –
…Как восходящие капли дождя,
как молчаливый вызов,
лезли,
наитием находя
трещинку,
выемку,
выступ.
Лезли,
почти сроднясь со стеной, –
камень светлел под пальцами.
Пар
поднимался над каждой спиной
и становился
панцирем.
Молча
тянули наверх свои
каски,
гранаты,
судьбы.
Только дыхание слышалось и
стон
сквозь сжатые зубы.
Дышат друзья.
Терпят друзья.
В гору
ползёт молчание.
Охнуть — нельзя.
Крикнуть — нельзя.
Даже –
слова прощания.
Даже –
когда в озноб темноты,
в чёрную прорву
ночи,
всё понимая,
рушишься ты,
напрочь
срывая
ногти!
Душу твою ослепит на миг
жалость,
что прожил мало…
Крик твой истошный,
неслышный крик
мама услышит.
Мама…

…Лезли
те,
кому повезло.
Мышцы
в комок сводило, –
лезли!
(Такого
быть не могло!
Быть не могло.
Но- было…)
Лезли,
забыв навсегда слова,
глаза напрягая
до рези.
Сколько прошло?
Час или два?
Жизнь или две?
Лезли!
Будто на самую
крышу войны…

И вот,
почти как виденье,
из пропасти
на краю стены
молча
выросли
тени.
И так же молча –
сквозь круговерть
и колыханье мрака –
шагнули!
Была
безмолвной, как смерть,
страшная их атака!
Через минуту
растаял чад
и грохот
короткого боя…

Давайте и мы
иногда
молчать,
об их молчании
помня.

 

Определяем размер написания стихотворения

–v

–v\–v\–v

–v\–v\–v\-

–v

–v\–v\-v

v-

v–\–v\-

Произведение написано – Анапест. 

 

На практическом примере, учащийся показал, на сколько он усвоил данную тему. Очень важно в работе со стихотворным материалом определить размер стихотворения, чтоб понимать,  куда необходимо вести интонацию, какие и где ставить паузы, чтоб не потерять ритм произведения. 

Следующим этапом нахождения интонации будет  разбор произведения по законам логико-интонационной выразительности.

«Интонационная структура в стихотворной речи»