ПРОЕКТ
“Внедрение бережливых технологий в оптимизацию процесса организации образовательной деятельности”.
Воспитатель: Гросс О.М.
Введение.
На сегодняшний день мы видим, что система образования в России нуждается в обновлении и модернизации. Поэтому я считаю необходимым внедрять технологии бережливого производства в дошкольную образовательную систему для ее усовершенствования. Бережливые технологии способствуют формированию бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам детей дошкольного возраста. Так же сохранение времени на более важные образовательные процессы.
При организации работы в группе, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.
Проект “Внедрение бережливых технологий в оптимизацию процесса организации образовательной деятельности”.
Тип проекта: исследовательский, информационный.
Длительность проекта: краткосрочный (04.04-29.04.2023)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели
Цель: повышение безопасности детей, современная организация рабочих мест, повышение информативности, а также формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам (книгам и предметам), а в итоге повышение эффективности и улучшение качества услуг в ДОУ.
Задачи:
- Формировать в ребенке организацию личности для применения культуры бережливого мышления в жизни;
- Минимизировать потери (времени, финансов, материалов, усилий)
- Обеспечить стандартизацию и визуализацию учебно-воспитательного процесса.
Ключевой риск:
– невыполнение СанПин по продолжительности занятия; отсутствие стандарта в подготовке оборудования и хранения учебного материала; лишние движения при транспортировке; нарушение последующих режимных моментов (правильная организация поможет исключить затраты времени на поиск, выбор и использования учебного материала, инвентаря).
Проблемы:
- Скопление ненужных учебных материалов в рабочей зоне (в шкафах, на полке).
- Бессистемное хранение материалов.
- Нерациональное размещение материалов.
- Отсутствие определенного и зафиксированного места расположения объектов.
- Потеря времени на поиск, выбор, использование учебного материала, а также его возвращение после работы
Актуальность
Условия современного образования таковы, что традиционное обучение в дошкольном образовательном учреждении не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе открывает воспитателю новые возможности, сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на организацию режимных моментов.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата.
Бережливое образование является инновационной управленческой технологией для системы дошкольного образования, оно весьма актуально и отвечает внутренним установкам квалифицированных педагогов. Переход на принципы бережливого образования способствует эффективному внедрению новых федеральных образовательных стандартов с учетом особенностей личности ребенка.
Инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Модернизация образовательного процесса с использованием бережливых технологий в ДОУ формирует совокупность социальных, культурных, психолого-педагогических условий, при взаимодействии которых происходит развитие личности воспитанников, образуется компетентная среда совместной деятельности воспитанников, педагогов и родителей.
Внедрение технологии бережливого производства в образование объясняется тем, что за довольно короткий срок, возможно, добиться значимых результатов, воспитать и обучить всесторонне развитую личность с определенным набором знаний, умений и навыков.
Применение бережливых технологий, как одного из видов инноваций проектирования образовательного процесса влияет на формирование компетентности педагогов, развитие креативности, выработку у них исследовательских умений, поиска инновационных средств, что приводит к повышению качества воспитательно-образовательного процесса.
Технология проектирования прочно заняла свое место в процессе образования, данная технология является востребованной в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) внедрения в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
План реализации проекта:
- Подготовительный этап: 04.04.2024 – 08.04.2024.
2.Основной этап: 11.04.2024 – 26.04.2024.
3.Заключительный этап: 27.04.2023 – 29.04.2024.
- Подготовительный этап (04.04.2024 – 08.04.2024)
Ознакомление с интернет – ресурсами о бережливых технологиях.
Выявление проблемы: в каких центрах группы необходимо применить бережливые технологии.
- Основной этап (11.04.2024 – 26.04.2024)
№
п/п |
Наименование мероприятий | Срок реализации | Ожидаемый результат | Ответственный |
1 | Создание рабочей группы | 04.04.2024 | Сформирована рабочая команда | Гросс О.М.
Кувшинникова Т.Ю. |
2 | Диагностика и анализ проблем в деятельности образовательной организации | 06.04 – 08.04. 2022 | Определены проблемы | Гросс О.М.
Кувшинникова Т.Ю. |
3 | Анализ текущего состояния процесса подготовки к занятию | 11 – 13 04.2024 | Карта текущего состояния процесса с отражением выявленных проблем процесса | Гросс О.М.
Кувшинникова Т.Ю. |
4 | Планирование целевого состояния процесса и определение мероприятий, направленных на решение проблем | 13- 15
04. 2024 |
План мероприятий, направленный на решение проблем процесса | Гросс О.М.
Кувшинникова Т.Ю. |
5 | Внедрение улучшений:
– разработка стандартов хранения и алгоритмов подготовки и уборки учебного материала; – приобретение органайзера, контейнеров для транспортировки учебного материала; – освобождение рабочей зоны от ненужных предметов; – сортировка и формирование учебного материала по контейнерам (красные – рисование, зеленые аппликация, желтые – лепка); – рациональное размещение учебного материала; – расстановка оборудования и материалов в соответствии со стандартами; – размещение в рабочей зоне схем и алгоритмов. |
18.04. – 26.04. 2024 | – разработаны стандарты хранения и алгоритмы подготовки и уборки материала;
– систематизирован материал; – внедрена система 5S. |
Гросс О.М.
Кувшинникова Т.Ю., родители |
Заключительный этап (27.04 – 29.04.2024).
Закрепление результатов и закрытие проекта.
Вывод:
Таким образом, внедряя бережливые технологии в образовательную деятельность, у детей прививаются навыки экономии времени.
Проводя занятия, мы наглядно видим, что организованная работа экономит время выполнения задания.
Чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по внедрению бережливых технологий. В дальнейшем буду продолжать искать новые приемы, которые будут способствовать формированию интереса к различным видам деятельности.