Братченко Светлана Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 46» г. Улан-Удэ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45822
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Урок математики. Тема: «Уравнение. Решение уравнений»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45822


Новая технология управления качеством обучения в общеобразовательной школе – «Биоинформатика и синергетика – БиС»  Автор : Вассерман Ф.Я.

Технология «Биоинформатика и синергетика», как способ самоорганизации личности учащихся или программируй себя на успех.

Биоинформатика – наука, изучающая возможности нашего мозга в обработке информации.

Синергетика – наука изучающая способы самоорганизации.

Основу технологии БиС составляет уникальная система измерителей качества.

Развитие учащихся на уроке осуществляется за счет:

  1. Технологического картирования. 
    2. Расчета уровня содержания учебного материала через формулу расчета сложности (ФРС).
  2. Разработки обобщенных способов учебной деятельности (ОСУД), направленных на развитие ориентировочной деятельности учащихся посредством организации пооперационного контроля, тренажеры. 

Цель технологии «БиС» развитие речи, внимания, скорости мышления, памяти и увеличения КПД усвоения предмета на уроке.

Технологические карты описывают организацию урока. 

ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ КАЧЕСТВА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ «БИС».

Правило№1 Качество – это производительность работающих на уроке детей.

Правило№2 Качество – это объективные измерители.

Правило№3 Качество – зависит от объяснения.

Правило№4 Качество – это содержание учебных предметов.

Правило№5 Качество – зависит от учителя и его квалификации.

Правило№6 Качество – зависит от ученика.

Схема ОСУД – обобщенное средство учебной деятельности и программированного обучения. Применяется на уроке и включает в себя алгоритм пошагового объяснения учебной темы.

ОСУД – это наглядное пособие в схеме и программный алгоритм мышления учителя.

При объяснении по схеме, главная цель учителя – передать свой опыт мышления в последовательности действий.

ОСУД всегда перед глазами ученика. Объяснение начинается с центральной точки «Если»

В технологии разработаны стандарты для отработки умений и навыков тренажёры. Тренажёры – это задания трех уровней по различным предметам. Механизм измерения, контроля дифференциации содержания по уровню усвоения учащимися учебного материала состоит из трех единиц измерения:

НПС – нижний порог сложности; ППС – промежуточный; ВПС – высокий порог сложности.

НПС – нижний порог сложности. Соответствует уровню актуального развития ребенка. Предполагает подачу минимального количества единиц УЭ (учебные элементы). ППС – промежуточный порог сложности. Предполагает удвоение предыдущих единиц УЭ на промежуточную величину. ВПС – верхний порог сложности. Соответствует уровню ближайшего развития учащихся в два раза большей сложности относительно ППС и в три раза большему уровню единиц УЭ по сравнению с НПС.

Применение технологии позволяет повысить качество обучения в два и более раза, качество развития учащихся в несколько раз. Норматив качества обучения не ниже 63% на каждом уроке.

Суть БиС -технологии состоит в том, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Просто решается проблема наполняемости оценок. И оценка не может быть случайной, потому что её нужно зарабатывать и подтверждать каждый урок.

К главным инструментам управления качеством относится:

МПМ – матрица посадочных мест

МПМ отражает порядок, в котором ученики сидят за партами в классе.                                      У каждого ученика своя ячейка, куда заносятся все отметки о его достижениях в ходе урока.

Работа по  МПМ напоминает игру и идет строго с использованием  символов. 

Учитель указывает ячейку, но не называет имени и фамилии, и ученик, сидящий за указанной партой должен встать и ответить на поставленный вопрос. Время на начало ответа не более 3 секунд.

Ставится плюс или минус, запрещается использовать другие символы. После урока по количеству отметок ставится оценка в журнал. Опрос происходит произвольно и не по порядку.

5+30.
Управление качеством невозможно без точных измерений во времени. Для этого разработан норматив времени выполнения задания «5+30».

Работает следующим образом: перед началом выполнения задания учитель предупреждает, учащихся о том, что после того, как первые 5 учеников выполнят задание, всему классу останется всего 30 секунд для окончания работы.

Это позволяет ориентироваться на лучших учащихся.

Урок математики  Тема «Уравнение. Решение уравнений»

2 класс. УМК «Школа России» 

Автор: учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 46» г. Улан-Удэ Братченко Светлана Викторовна

2022 г.

 

Предмет Математика
Класс 2 класс 
УМК Образовательная система «Школа России», «Математика», автор Моро М.И.
Тема урока Уравнение. Решение уравнений.
Тип урока Урок общеметодологической направленности
Планируемые результаты Предметные:  

  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение
  • знать: определение нового понятия ;
  • уметь: уметь отличать уравнения от других математических записей;
  •  проводить проверку правильности вычислений;
  • уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию).

Личностные:

  • формировать умение учитывать разные мнения и интересы; 
  • развивать умение слушать; 
  • ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: 

  • принимать и сохранять учебную задачу
  • обучать навыкам самоконтроля, самооценке

Коммуникативные:

  • строить речевые высказывания в устной форме

Познавательные: 

  • учитывать выделенные  ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
  • учить осуществлять анализ объектов с выделением существенного и несущественного;
  • учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы Технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • информационные коммуникативные технологии.
  • Коммуникативные технологии ( прием – облако слов)
  • БиС технология

Методы:

  • репродуктивный (словесно-продуктивный);
  • частично-поисковый;
  • исследовательский (наглядно-дедуктивный);
Формы работы
  • фронтальная работа;           
  • индивидуальная работа.
Оборудование и материалы
  • Мультимедийный проектор, компьютер, презентация
  • карточка – задание для индивидуальной работы;
  •  Алгоритм решение простого и сложного уравнения
  • Алгоритм, с заданной блок-схемой для устного счета
  • Карточки для скоростной разминки ( таблица сложения и вычитания в пределах 20)
Список использованной литературы Математика, 2 класс: поурочные планы по учебнику М. И. Моро и др./ авт. –сост. С. В. Савинова, В. И. Савинов. – Волгоград:  Учитель, 2019

Методическое пособие к учебнику «Математика»  2 класс»: пособие для учителя/ М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова С. В. Степанова,  С. И. Волкова -М.: Просвещение, 2017

Методическое руководство для учителя. Стандарт учебного содержания.                2 класс. Математика/Ф.И.Вассерман.-г.Алматы. Издательство НВЦ «Образовательный технопарк», 2019

 

этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Мотивации.

Цель: 

 

1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

2.Определить содержательные рамки урока.

Доброе утро. Урок математики

Девизом нашего урока станет высказывание

«С малой удачи начинается успех»

– Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ) 

Чтобы быть успешным в жизни после школы, нужно тренировать свой мозг сегодня. 

Путь к успеху – это труд, терпение и преодоление.

Уже сегодня на уроке математики мы будем строим свое будущее – дом знаний.

Но дом в одиночку построить невозможно. Мы можем это сделать сообща. Показателем нашей качественной работы будет служить количество 4 и 5. 

 Наш класс, как единая команда должна дружно сегодня поработать и достичь 63% уровня за урок. А это значит, что 18 человек нашего класса сегодня должны получить на уроке оценки 4 и 5. Оценить себя вам помогут листы достижений.  Отметка «5» – 7-9 баллов, отметка «4»- 5-6 баллов, «3» – 3-4 балла.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Мотивация учащихся как класс-команды на успешность и развитие мышления. Объясняется порядок работы, критерии оценивания

Оценивают подготовку к уроку собственную и других учеников. Включаются в деловой ритм урока.
2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 

Цель :выявление причин затруднения и мотивация к учебному действию

Чтобы иметь знания, понадобятся терпение и старание. 

А чтобы работать быстро и ловко,

 нам нужна для ума тренировка.

Устный счет

Сейчас мы проведем скоростную  разминку, которая покажет, насколько прочен будет фундамент нашего Дома Знаний, который мы сегодня будем строить.

Работаем по системе 5+30.  Подпишите листок.

Молодцы ребята, чтобы приступить к строению нашего дома знаний, нужно иметь четкий план действий.

Посмотрите на доску. 

-Выполнив вычисления по алгоритму, заданному блок схемой, вы сможете определить тему нашего урока.

Определение темы урока

Итак, тема «Уравнение» – для нас не новая. 

Сегодня урок – закрепление знаний и отработка умений. Но каждый урок- это лесенка к успеху.                                  Что вы ждёте от этого урока? Какие цели поставите перед собой? 

Постановка целей и учебной задачи урока

Посмотрите на доску и с помощью слов – помощников сформулируйте цели урока. 

1.Осуществляет  скоростную разминку. Прием 5+30

Проводит устный счет. 

Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100

Учитель предлагает прочитать слова ( термины) на карточках с полученными результатами                    ( вычитаемое, сумма, корень, равенство, неизвестное, слагаемое, уменьшаемое, число, значение) и определить, что их объединяет. Пример:

Решают примеры ( таблица сложения и вычитания в пределах 20). По окончании работы, учащиеся проводят взаимоконтроль.  

 

По алгоритму, заданному блок –схемой, учащиеся устно находят значения выражений.

Ученики должны  выстроить логические связи  между словами и сформулировать тему урока

3 Закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Цель: стимулировать использования на уроках грамотной математической речи. Научить использовать полученные знания  на практике.

Давайте вспомним, что вы знаете об  уравнении?

Уравнение– это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

Среди следующих математических записей найди уравнения.  Объясни, почему другие записи нельзя назвать уравнениями …

54-23=31

47-У > 23

15+Х = 50

У > 74

Х-10= 5+8

Мы выбрали два уравнения

Какие есть идеи по решению данной проблемы?

Как эту мысль проверить?

Решить. Давайте попробуем сообща.

Если уравнение сложное, приведи к простому. 

Левую часть запиши без изменений

Выполни действия справа. Запиши простое уравнение.

Учитель вывешивает на доску два уравнения.

15+Х = 50

Х-10= 5+8

Учитель создает проблемную ситуацию- поиск решения сложного уравнения.

Вводит  понятие – сложное уравнение.

Учитель  объясняет алгоритм решения сложного уравнения.

Учащиеся предлагают алгоритм решения сложного уравнения.
4 Физкультминутка Встаньте с места. Руки вниз.

Ноги шире, три, четыре.

Руки вверх все поднимите –

Букву Х изобразите.

Покачайтесь влево, вправо.

Сколько иксов! Просто браво!

Вновь за парты сядем дружно,

Нам решать заданья нужно!

5 Включение изученного в систему знаний.

Цель этапа:   

– Научить ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-представлять результат

своей деятельности.

Самостоятельное применение знаний и способов деятельности в сходной и новой ситуациях.

Итак, план составлен, материалы выбраны, приступаем к строительству здания. Для этого проведем контрольный срез, который покажет, насколько вы овладели навыками решения уравнений.

Напомню критерии, по которым будем оценивать ваш труд

1балл –  за правильное действие по алгоритму

1 балл – за правильный ответ.

Работаем по принципу 5+30

Учитель предлагает срез по вариантам. Дифференцированные задания по уровню сложности

Уравнения.                                 Раздает дифференцированные задания,

организует обсуждение результатов.

Выполняют практическую  работу, анализируют и объясняют решение

1 вариант

Простое уравнение

2 вариант

Простое уравнение

58-Х=50  Х+ 7 =47 
Сложное уравнение

1 вариант

Х+6= 7+8 

Сложное уравнение

2 вариант

Х-8=5+3 

( результат)

Тренажер

Мы видим, что еще не все ребята справляются с решением уравнений. Наше здание не совсем прочное. Поэтому мы переходим к этапу «Тренажер»

– отрабатываем мастерство.

Девиз: Решил + сумел объяснить = усвоил. 

Вы получаете дополнительный балл при условии грамотного объяснения решения примера по алгоритму.

Учитель предлагает решить ученику у доски  уравнение

Х+5=20+4

Ученик- тренер  у доски решает по алгоритму это уравнение.
Чего не хватает нашему дому знаний. (Крыши). Чтобы установить крышу дома, мы должны решить задачу.

В погребе было несколько банок варенья, когда в погреб поставили еще 10 банок, в погребе стало 17 банок варенья. Сколько банок варенья было?

Задание: решить задачу и записать его решение уравнением.

Учитель дает задание прочитать задачу.

Учитель совместно с детьми выделяет опорные слова. Дает задание самостоятельно решить задачу и записать к нему уравнение.

Учитель организует самопроверку.

2 балла- задача решена верно.

2 бала – записано уравнение к этой задаче.

Ученик читает вслух.

Дети самостоятельно решают задачу.

Самопроверка решения задачи  по заданному эталону.

6 Рефлексии  учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: 

– научить соотносить

полученный результат с поставленной целью;

– оценивать результат

учебной деятельности.

Итак, наш дом знаний готов. Вы сегодня очень хорошо, поработали. Давайте оценим свою работу на уроке. 

Каждый сегодня на уроке сделал шаг к своему успеху. Подумайте, за что вы хотели бы себя похвалить?

⵼   За кого сегодня ты можешь порадоваться?

⵼  Кому ты можешь сказать спасибо? За что? 

⵼  Кому сегодня удалось найти собственную ошибку?

Дом.задание: у тех кого  ошибки в решении уравнения – карточки с домашним заданием.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Дает информацию и рекомендации по выполнению домашнего задания.

Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание

 

Урок математики. Тема: «Уравнение. Решение уравнений»