Новая технология управления качеством обучения в общеобразовательной школе – «Биоинформатика и синергетика – БиС» Автор : Вассерман Ф.Я.
Технология «Биоинформатика и синергетика», как способ самоорганизации личности учащихся или программируй себя на успех.
Биоинформатика – наука, изучающая возможности нашего мозга в обработке информации.
Синергетика – наука изучающая способы самоорганизации.
Основу технологии БиС составляет уникальная система измерителей качества.
Развитие учащихся на уроке осуществляется за счет:
- Технологического картирования.
2. Расчета уровня содержания учебного материала через формулу расчета сложности (ФРС). - Разработки обобщенных способов учебной деятельности (ОСУД), направленных на развитие ориентировочной деятельности учащихся посредством организации пооперационного контроля, тренажеры.
Цель технологии «БиС» развитие речи, внимания, скорости мышления, памяти и увеличения КПД усвоения предмета на уроке.
Технологические карты описывают организацию урока.
ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ КАЧЕСТВА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ «БИС».
Правило№1 Качество – это производительность работающих на уроке детей.
Правило№2 Качество – это объективные измерители.
Правило№3 Качество – зависит от объяснения.
Правило№4 Качество – это содержание учебных предметов.
Правило№5 Качество – зависит от учителя и его квалификации.
Правило№6 Качество – зависит от ученика.
Схема ОСУД – обобщенное средство учебной деятельности и программированного обучения. Применяется на уроке и включает в себя алгоритм пошагового объяснения учебной темы.
ОСУД – это наглядное пособие в схеме и программный алгоритм мышления учителя.
При объяснении по схеме, главная цель учителя – передать свой опыт мышления в последовательности действий.
ОСУД всегда перед глазами ученика. Объяснение начинается с центральной точки «Если»
В технологии разработаны стандарты для отработки умений и навыков тренажёры. Тренажёры – это задания трех уровней по различным предметам. Механизм измерения, контроля дифференциации содержания по уровню усвоения учащимися учебного материала состоит из трех единиц измерения:
НПС – нижний порог сложности; ППС – промежуточный; ВПС – высокий порог сложности.
НПС – нижний порог сложности. Соответствует уровню актуального развития ребенка. Предполагает подачу минимального количества единиц УЭ (учебные элементы). ППС – промежуточный порог сложности. Предполагает удвоение предыдущих единиц УЭ на промежуточную величину. ВПС – верхний порог сложности. Соответствует уровню ближайшего развития учащихся в два раза большей сложности относительно ППС и в три раза большему уровню единиц УЭ по сравнению с НПС.
Применение технологии позволяет повысить качество обучения в два и более раза, качество развития учащихся в несколько раз. Норматив качества обучения не ниже 63% на каждом уроке.
Суть БиС -технологии состоит в том, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Просто решается проблема наполняемости оценок. И оценка не может быть случайной, потому что её нужно зарабатывать и подтверждать каждый урок.
К главным инструментам управления качеством относится:
МПМ – матрица посадочных мест
МПМ отражает порядок, в котором ученики сидят за партами в классе. У каждого ученика своя ячейка, куда заносятся все отметки о его достижениях в ходе урока.
Работа по МПМ напоминает игру и идет строго с использованием символов.
Учитель указывает ячейку, но не называет имени и фамилии, и ученик, сидящий за указанной партой должен встать и ответить на поставленный вопрос. Время на начало ответа не более 3 секунд.
Ставится плюс или минус, запрещается использовать другие символы. После урока по количеству отметок ставится оценка в журнал. Опрос происходит произвольно и не по порядку.
5+30.
Управление качеством невозможно без точных измерений во времени. Для этого разработан норматив времени выполнения задания «5+30».
Работает следующим образом: перед началом выполнения задания учитель предупреждает, учащихся о том, что после того, как первые 5 учеников выполнят задание, всему классу останется всего 30 секунд для окончания работы.
Это позволяет ориентироваться на лучших учащихся.
Урок математики Тема «Уравнение. Решение уравнений» |
2 класс. УМК «Школа России» |
Автор: учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 46» г. Улан-Удэ Братченко Светлана Викторовна |
2022 г. |
Предмет | Математика |
Класс | 2 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Математика», автор Моро М.И. |
Тема урока | Уравнение. Решение уравнений. |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
Коммуникативные:
Познавательные:
|
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы | Технологии:
Методы:
|
Формы работы |
|
Оборудование и материалы |
|
Список использованной литературы | Математика, 2 класс: поурочные планы по учебнику М. И. Моро и др./ авт. –сост. С. В. Савинова, В. И. Савинов. – Волгоград: Учитель, 2019
Методическое пособие к учебнику «Математика» 2 класс»: пособие для учителя/ М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова С. В. Степанова, С. И. Волкова -М.: Просвещение, 2017 Методическое руководство для учителя. Стандарт учебного содержания. 2 класс. Математика/Ф.И.Вассерман.-г.Алматы. Издательство НВЦ «Образовательный технопарк», 2019 |
№ | этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
1 | Мотивации.
Цель:
1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. 2.Определить содержательные рамки урока. |
Доброе утро. Урок математики
Девизом нашего урока станет высказывание «С малой удачи начинается успех» – Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ) Чтобы быть успешным в жизни после школы, нужно тренировать свой мозг сегодня. Путь к успеху – это труд, терпение и преодоление. Уже сегодня на уроке математики мы будем строим свое будущее – дом знаний. Но дом в одиночку построить невозможно. Мы можем это сделать сообща. Показателем нашей качественной работы будет служить количество 4 и 5. Наш класс, как единая команда должна дружно сегодня поработать и достичь 63% уровня за урок. А это значит, что 18 человек нашего класса сегодня должны получить на уроке оценки 4 и 5. Оценить себя вам помогут листы достижений. Отметка «5» – 7-9 баллов, отметка «4»- 5-6 баллов, «3» – 3-4 балла. |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Мотивация учащихся как класс-команды на успешность и развитие мышления. Объясняется порядок работы, критерии оценивания |
Оценивают подготовку к уроку собственную и других учеников. Включаются в деловой ритм урока. | |||||||
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель :выявление причин затруднения и мотивация к учебному действию |
Чтобы иметь знания, понадобятся терпение и старание.
А чтобы работать быстро и ловко, нам нужна для ума тренировка. Устный счет Сейчас мы проведем скоростную разминку, которая покажет, насколько прочен будет фундамент нашего Дома Знаний, который мы сегодня будем строить. Работаем по системе 5+30. Подпишите листок. Молодцы ребята, чтобы приступить к строению нашего дома знаний, нужно иметь четкий план действий. Посмотрите на доску. -Выполнив вычисления по алгоритму, заданному блок схемой, вы сможете определить тему нашего урока. Определение темы урока Итак, тема «Уравнение» – для нас не новая. Сегодня урок – закрепление знаний и отработка умений. Но каждый урок- это лесенка к успеху. Что вы ждёте от этого урока? Какие цели поставите перед собой? Постановка целей и учебной задачи урока Посмотрите на доску и с помощью слов – помощников сформулируйте цели урока. |
1.Осуществляет скоростную разминку. Прием 5+30
Проводит устный счет. Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100 Учитель предлагает прочитать слова ( термины) на карточках с полученными результатами ( вычитаемое, сумма, корень, равенство, неизвестное, слагаемое, уменьшаемое, число, значение) и определить, что их объединяет. Пример: |
Решают примеры ( таблица сложения и вычитания в пределах 20). По окончании работы, учащиеся проводят взаимоконтроль.
По алгоритму, заданному блок –схемой, учащиеся устно находят значения выражений. Ученики должны выстроить логические связи между словами и сформулировать тему урока |
|||||||
3 | Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: стимулировать использования на уроках грамотной математической речи. Научить использовать полученные знания на практике. |
Давайте вспомним, что вы знаете об уравнении?
Уравнение– это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Среди следующих математических записей найди уравнения. Объясни, почему другие записи нельзя назвать уравнениями … 54-23=31 47-У > 23 15+Х = 50 У > 74 Х-10= 5+8 Мы выбрали два уравнения Какие есть идеи по решению данной проблемы? Как эту мысль проверить? Решить. Давайте попробуем сообща. Если уравнение сложное, приведи к простому. Левую часть запиши без изменений Выполни действия справа. Запиши простое уравнение. |
Учитель вывешивает на доску два уравнения.
15+Х = 50 Х-10= 5+8 Учитель создает проблемную ситуацию- поиск решения сложного уравнения. Вводит понятие – сложное уравнение. Учитель объясняет алгоритм решения сложного уравнения. |
Учащиеся предлагают алгоритм решения сложного уравнения. | |||||||
4 | Физкультминутка | Встаньте с места. Руки вниз.
Ноги шире, три, четыре. Руки вверх все поднимите – Букву Х изобразите. Покачайтесь влево, вправо. Сколько иксов! Просто браво! Вновь за парты сядем дружно, Нам решать заданья нужно! |
|||||||||
5 | Включение изученного в систему знаний.
Цель этапа: – Научить ориентироваться в разных способах выполнения задания; -представлять результат своей деятельности. |
Самостоятельное применение знаний и способов деятельности в сходной и новой ситуациях.
Итак, план составлен, материалы выбраны, приступаем к строительству здания. Для этого проведем контрольный срез, который покажет, насколько вы овладели навыками решения уравнений. Напомню критерии, по которым будем оценивать ваш труд 1балл – за правильное действие по алгоритму 1 балл – за правильный ответ. Работаем по принципу 5+30 |
Учитель предлагает срез по вариантам. Дифференцированные задания по уровню сложности
Уравнения. Раздает дифференцированные задания, организует обсуждение результатов. |
Выполняют практическую работу, анализируют и объясняют решение
( результат) |
|||||||
Тренажер
Мы видим, что еще не все ребята справляются с решением уравнений. Наше здание не совсем прочное. Поэтому мы переходим к этапу «Тренажер» – отрабатываем мастерство. Девиз: Решил + сумел объяснить = усвоил. Вы получаете дополнительный балл при условии грамотного объяснения решения примера по алгоритму. |
Учитель предлагает решить ученику у доски уравнение
Х+5=20+4 |
Ученик- тренер у доски решает по алгоритму это уравнение. | |||||||||
Чего не хватает нашему дому знаний. (Крыши). Чтобы установить крышу дома, мы должны решить задачу.
В погребе было несколько банок варенья, когда в погреб поставили еще 10 банок, в погребе стало 17 банок варенья. Сколько банок варенья было? Задание: решить задачу и записать его решение уравнением. |
Учитель дает задание прочитать задачу.
Учитель совместно с детьми выделяет опорные слова. Дает задание самостоятельно решить задачу и записать к нему уравнение. Учитель организует самопроверку. 2 балла- задача решена верно. 2 бала – записано уравнение к этой задаче. |
Ученик читает вслух.
Дети самостоятельно решают задачу. Самопроверка решения задачи по заданному эталону. |
|||||||||
6 | Рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: – научить соотносить полученный результат с поставленной целью; – оценивать результат учебной деятельности. |
Итак, наш дом знаний готов. Вы сегодня очень хорошо, поработали. Давайте оценим свою работу на уроке.
Каждый сегодня на уроке сделал шаг к своему успеху. Подумайте, за что вы хотели бы себя похвалить? За кого сегодня ты можешь порадоваться? Кому ты можешь сказать спасибо? За что? Кому сегодня удалось найти собственную ошибку? Дом.задание: у тех кого ошибки в решении уравнения – карточки с домашним заданием. |
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.
Дает информацию и рекомендации по выполнению домашнего задания. |
Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |