Класс Валентина Александровна
учитель немецкого языка, куратор школьной службы примирения
ГБОУ НСО «ОЦО»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45825
Всероссийский конкурс «Лучшая рабочая программа по предмету», в соответствии с ФОП и ФГОС
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа по учебному предмету «ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ»,10-11 класс
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45825


 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГБОУ НСО «ОЦО»)

Рабочая программа учебного курса

«Основы самопознания и саморазвития»

для среднего общего образования 

Срок освоения программы: 2 года (10-11 класс)

Составитель:

Класс В.А.,учитель

2023

п. Тулинский

Пояснительная записка

Современное общество подошло к пониманию того, что главной ценностью является человек, с его богатым внутренним миром, с его противоречиями, потребностями, возможностями, собственной неповторимостью. Каждый из нас вовлечен во взаимоотношения с другими людьми, в общение с самого раннего детства. Французский писатель А. Экзюпери называл общение единственной в жизни человека роскошью, но без нее люди не могут жить. Прекратить общение – то же самое, что перестать дышать. Несмотря на это, не все способны строить гармоничные отношения с другими. Известно, что способность к общению включает в себя, во-первых, желание вступать в контакт с окружающими, во-вторых, умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, в-третьих, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Взаимоотношения – благо, но одновременно и ответственный труд, доступный каждому, кто стремиться жить в согласии с собой и другими. Он требует времени, энергии, усилия души и тела. Для этого человеку необходимо осознать свою неповторимость и индивидуальность, понять свои возможности, способности, научиться активно слушать, чувствовать собеседника и уметь с ним общаться. Стремление к самопознанию, саморазвитию свойственно учащимся старшего школьного возраста. В это время расширяется круг общения школьников. Для старшеклассников характерны стремление к самоутверждению и философскому осмыслению жизни. Учащиеся выпускных классов находятся в ситуациях выбора дальнейшего пути, обдумывают цель своей жизни, размышляют над смыслом бытия, стремятся познать себя, осознать свои возможности и способности и пытаются соотнести их с требованиями, предъявляемыми к человеку. Поэтому курс «Основы самопознания и развития» является важным на старшей ступени в общеобразовательных учебных заведениях.

Цель курса: Формирование личности, относящейся к человеку как к уникальному явлению, обладающей способностью конструировать собственный социокультурный мир, стремящейся к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся знания об основах самопознания и психологии общения, коммуникативной компетентности личности и ее составляющих;
  • побуждение учащихся к самопознанию;
  • формирование адекватного отношения  к  себе, самооценки;
  • сформировать готовность учащихся к осознанию своих возможностей и способностей, проявляющихся в общении, определению путей и способов их развития;
  • осуществить коррекцию личностных свойств и качеств учащихся, значимых для общения;
  • познакомить с технологиями самопрезентации и самоменеджмента;
  • развить навыки конструктивного общения;
  • развить качества творческой, активной и легко адаптирующейся к любым социальным условиям личности, способной к самореализации и самопознанию.

Программа разработана в соответствии с ФГОС с учетом ФООП и рассчитана на 1 час в неделю в учебном плане – 10 класс – 34 учебных часа; 1 час в неделю в учебном плане –11 класс – 34 учебных часа. Итого 68 учебных часов.

Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий:

  • тренинговые и интерактивные занятия;
  • ролевая игра;
  • разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия);
  • проектирование;
  • обратная связь;
  • диспут;
  • мозговой штурм;
  • лекция;
  • анкетирование;
  • беседа.

Ведущей формой организации занятий является групповая работа.

Планируемые результаты изучения курса

Реализуя цели и задачи программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения: 
• приобретение устойчивых навыков конструктивного общения; 
• навыки преодоления психологических барьеров в общении; 
• интерпретировать жесты, позы, интонацию собеседника; 
• навыки эмпатического слушания, умение творчески разрешать конфликтные ситуации; 
• навыки конструктивной презентации лидерских качеств; 
• умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других; 
• умение понимать самого себя и относиться к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением; 
• умение ставить перед собой близкие и дальние цели. 

Личностные результаты:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.  
  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 
  5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  7. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни. 
  8. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 
  9. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  10. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  11. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 
  12. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
  13. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  14. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. 

 

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
  2. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 
  3. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  4. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Содержание программы учебного курса 

10 класс

Введение в предмет. Самопознание. Знаем ли мы себя. (1 ч)

Раздел 1. Технология личностного роста. (8 ч). Технология личностного роста. «Я – личность». Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя? Темперамент и характер человека. Практикум. Опросник Айзенка по определению темперамента. Качества личности. Методика самопознания (самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, рефлексия). Я в мире людей. Люди, которые рядом. Основные направления развития личности. Речь, как средство коммуникации. Умение конструктивного общения

Раздел 2. Я принимаю решение. (9 ч). Организация и планирование своей жизнедеятельности. Умение принимать решения и отвечать за свой выбор. Твой внешний облик. Ты или не ты? Можно ли научиться управлять собой? Самооценка и ее роль в самовоспитании. Я в ситуации выбора. Несвобода в свободном мире. Подготовка себя к деловой карьере. Твой профессиональный выбор.

Раздел 3. Межличностное познание в общении. (8 ч). Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, рефлексия, идентификация. Умение слушать – путь к популярности и успеху. Основные ошибки активного слушания. Конфликт и способы его разрешения. Практикум. Тест “Стратегии поведения в конфликте” (К. Томас). 11 табу в конфликтной ситуации. Кодекс поведения в конфликте. Зависимость стиля общения человека от его характера и типа темперамента. Умение понимать других. Формирование навыков социального взаимодействия . Сущность процесса восприятия одним человеком другого. Эффекты восприятия и оценки партнеров по общению.

Раздел 4. Основы делового общения. (8 ч). Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и формы делового общения. Правила убеждения собеседника. Практикум. Выступление с убедительной речью. Этика делового общения. Практикум. Тест “Ваш стиль делового общения”. Личный тайм-менеджмент. Правила распределения времени между различными видами деятельности. Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа. Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного выступления. Заключительное, обобщающее занятие. Рефлексия.

11 класс

Раздел 1. Введение в курс. (2 часа). Понятие о личности. Я реальный и Я идеальный. 

Вселенная «нашего Я».

Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж. (8 часов). Наш физический образ. Самопрезентация. Основные направления развития личности.  Я и мой характер. Жизненные ценности. Умение сказать нет! Я в мире людей. Люди, которые рядом. Мои сильные и слабые стороны.

Раздел 3. Мир эмоций и чувств. (8 часов). Спектр наших эмоций и чувств. Навыки распознавания эмоций и чувств. Тренинг «Мои ресурсы». Способы эмоциональной самозащиты. Кризис: выход есть! Я абсолютно спокоен! Уверенное поведение.

Раздел 4. Мысли и действия.  (6 часов). Потребности человека.  Саморегуляция деятельности. Критическое мышление. Мое мнение. Стиль поведения.

Раздел 5. Отношения. (10 часов). Искусство общения. Барьеры общения. Лидеры и авторитеты. Группировки. Ролевая игра «Необитаемый остров. Конструктивное  взаимодействие. Мое будущее: стратегии успеха. Техники эффективного общения. Разрешаем конфликты. Расскажи мне обо мне (письмо самому себе). 

Заключительное, обобщающее занятие. Рефлексия.

Тематическое планирование

10 класс

№ п/п Тема учебного занятия, раздела Количество часов
1 Введение в курс. Цели, задачи.  1
2 Раздел 1. Технология личностного роста.  8
3 Раздел 2. Я принимаю решение. 9
4 Раздел 3. Межличностное познание в общении. 8
5 Раздел 4. Основы делового общения. 8
Итого: 34 часа

 

11 класс

№ п/п Тема учебного занятия, раздела Количество часов
1 Раздел 1. Введение в курс. Цели, задачи.  2
2 Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж. 8
3 Раздел 3. Мир эмоций и чувств. 8
4 Раздел 4. Мысли и действия. 6
5 Раздел 5. Отношения. 10
Итого: 34 часа

 

Тематическое планирование

10 класс – 34 часа (1 час в неделю)

№ п/п Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Виды учебной деятельности обучающихся
1 Введение в курс. Цели и задачи 1 Осознание себя как личности, раскрытие своей индивидуальности и выявление личностного потенциала. Методики самопознания, самостановления и саморазвития. Проблемы самоопределения личностного роста. Установление субъект – субъектных отношений в общении. Система «Я» и становление самопознания. Теория жизненного пути. Соотносимость задач развития личности и ее структурных характеристик. Самоменеджмент как средство индивидуальной самоорганизации личности. Роль позитивного мышления в достижении жизненного успеха. Выстраивание позитивной «Я – концепции». Формирование позитивного мышления. Создание личной формулы успеха. Целеполагание как необходимый элемент успеха. Культура речи как средство произведения впечатления или самопрезентации. Речевое развитие и общение. Практикум общения «Чтобы тебя понимали, и всех понимал ты». Критерии эффективной речи.
2 Раздел 1. Технология личностного роста. «Я – личность» 1
3 Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя? 1
4 Темперамент и характер человека. Практикум. Опросник Айзенка по определению темперамента 1
5 Качества личности 1
6 Методика самопознания (самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, рефлексия) 1
7 Я в мире людей. Люди, которые рядом 1
8 Основные направления развития личности 1
9 Речь, как средство коммуникации. Умение конструктивного общения 1
10 Раздел 2. Я принимаю решение. Организация и планирование своей жизнедеятельности 1 Способы самореализации личности. Выбор жизненной стратегии: «быть», «иметь», «действовать», «относиться», «знать». Активная и пассивная жизненная позиции. Воспитание уверенности в себе. Умение принимать решение и отвечать за свой выбор. Человек в обществе. Взаимодействие и взаимозависимость людей в мире. Личность и коллектив. Взаимосвязь свободы человека, выбора и ответственности. Необходимость принимать решения в различных жизненных ситуациях. Жизнь есть выбор. Ценностные ориентиры человека. Возможности и способности человека. Умение человека анализировать полученную информацию и решать возникающие проблемы. Человек в поисках смысла жизни: вчера, сегодня, завтра. Мое место в современном мире. Способы изменить себя, стать успешным в повседневной жизни. Пространство решений и действий. Что должен знать, уметь, понимать и делать свободный человек в свободном обществе. Умение сделать выбор в конкретной ситуации. Всегда ли у человека есть выбор и почему? Искусство управлять собой.
11 Умение принимать решения и отвечать за свой выбор 1
12 Твой внешний облик. Ты или не ты? 1
13 Можно ли научиться управлять собой? 1
14 Самооценка и ее роль в самовоспитании 1
15 Я в ситуации выбора 1
16 Несвобода в свободном мире 1
17 Подготовка себя к деловой карьере 1
18 Твой профессиональный выбор 1
19 Раздел 3. Межличностное взаимодействие познание в общении. Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, рефлексия, идентификация 1 От «Я» к «Мы» – правила межличностных коммуникаций. Формирование жизненно важных привычек (практикум). Формирование позиции личности. Процесс восприятия людьми друг друга. 

Эффекты межличностного восприятия. 

Раскрытие понятий эмпатия, рефлексия, идентификация, атрибуция. Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушания. Оценка умения слушать собеседника у учащихся. Анализ. Техники поддержания разговора: микротехника, “мостики”, техника кивка. Типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Характер и его акцентуации. Определение типа темперамента учащихся. Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Урегулирование конфликтов в школе. Табу в ситуациях конфликта. Ошибки конфликтующего. Кодекс поведения в конфликте. Диагностика предрасположенности учащихся к тем или иным формам социального поведения в условиях конфликта. Обучение адаптивным способам поведения, отработка навыков уверенного поведения и коммуникативных навыков.

20 Умение слушать – путь к популярности и успеху. Основные ошибки активного слушания 1
21 Конфликт и способы его разрешения. Практикум. Тест “Стратегии поведения в конфликте” (К. Томас) 1
22 11 табу в конфликтной ситуации. Кодекс поведения в конфликте 1
23 Зависимость стиля общения человека от его характера и типа темперамента 1
24 Умение понимать других 1
25 Формирование навыков социального взаимодействия  1
26 Сущность процесса восприятия одним человеком другого. Эффекты восприятия и оценки партнеров по общению 1
27 Раздел 4. Основы делового общения. Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и формы делового общения 1 Понятие и структура деловой беседы. Рекомендации по ведению беседы. Деловой метаязык. 

Раскрытие основных правил убеждения собеседника. Составление учащимися убедительной речи по интересующей их теме. Выступление с подготовленной речью. Раскрытие понятий “этика”, “этика делового общения”. Общение между коллегами. Оценка стиля делового общения учащихся. Анализ.

28 Правила убеждения собеседника 1
29 Практикум. Выступление с убедительной речью 1
30 Этика делового общения. Практикум. Тест “Ваш стиль делового общения” 1
31 Личный тайм-менеджмент. Правила распределения времени между различными видами деятельности 1
32 Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа 1
33 Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного выступления 1
34 Заключительное, обобщающее занятие. Рефлексия 1
Итого: 34 часа

 

Тематическое планирование

11 класс – 34 часа (1 час в неделю)

№ п/п Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Виды учебной деятельности обучающихся
1 Раздел 1. Введение в курс. Понятие о личности. Я реальный и Я идеальный. 1 Развитие навыков самопознания старшеклассников. Развитие рефлексии; формирование понятийного аппарата. Формирование навыков самовыражения школьников. Выявить специфику жизненных ценностей; Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями. Познакомить с понятием социального давления и манипулирования, научить противостоять ему. Сформировать позитивное отношение к стремлению быть индивидуальностью.
2 Вселенная «нашего Я». 1
3 Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж. 1
4 Наш физический образ. Самопрезентация. 1
5 Основные направления развития личности. 1
6 Я и мой характер. 1
7 Жизненные ценности. 1
8 Умение сказать нет! 1
9 Я в мире людей. Люди, которые рядом 1
10 Мои сильные и слабые стороны. 1
11 Раздел 3. Мир эмоций и чувств.  1 Уточнение представлений о понятиях «чувства» и «эмоции», развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний; формирование навыков понимания окружающих.
12 Спектр наших эмоций и чувств. 1
13 Навыки распознавания эмоций и чувств. 1
14 Тренинг «Мои ресурсы». 1
15 Способы эмоциональной самозащиты. 1
16 Кризис: выход есть! 1
17 Я абсолютно спокоен! 1
18 Уверенное поведение. 1
19 Раздел 4. Мысли и действия.   1 Познакомить с понятием «критическое мышление», его аспектами и нюансами; Отработать навыки задавания вопросов и принятия критики, полезные для формирования критического мышления.
20 Потребности человека. 1
21 Саморегуляция деятельности. 1
22 Критическое мышление. 1
23 Мое мнение. 1
24 Стиль поведения. 1
25 Раздел 5. Отношения. Искусство общения. 1 Выявление круга и характера взаимодействия старшеклассников с социальной средой; расширение представления о значении общения в жизни человека. Формирование понимания о необходимости жить в согласии с собой и другими, создание мотивации старшеклассников на познание самих себя; оказание содействия самопознанию и рефлексии. Помочь овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности. Показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.
26 Барьеры общения. 1
27 Лидеры и авторитеты. Группировки. 1
28 Ролевая игра «Необитаемый остров. 1
29 Конструктивное взаимодействие. 1
30 Мое будущее: стратегии успеха. 1
31 Техники эффективного общения. 1
32 Разрешаем конфликты. 1
33 Расскажи мне обо мне (письмо самому себе). 1
34 Заключительное, обобщающее занятие. Рефлексия 1
Итого: 34 часа

Методическое обеспечение:

    Литература для учащихся: 

  1. Дейл К. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Екатеринбург, 2003.
  2. Селевко Г.К. Утверждай себя. – М., 2006.
  3. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2006.
  4. Селевко Г.К. Управляй собой. – М., 2006.

   Литература для учителя:

  1. Конфликтология в школе: Учебно-методическое пособие для средних образовательных учреждений, под ред. С.В. Баныкиной. – М., 2002. (части 1 – 3).
  2. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М., 2003.
  3. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М., 2004.
  4. Ридллер Б.Я. Я в восторге от своей неудачи. Спб., 2003.
  5. Шепель В.М. Имиджелогия. – М., 2002.
Рабочая программа по учебному предмету «ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ»,10-11 класс