Класс Валентина Александровна
куратор школьной службы примирения
ГБОУ НСО «ОЦО»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45827
Всероссийский конкурс для психологов «Лучшая авторская статья»
Наименование конкурсной работы: Описание работы куратора с командой в школьной службе примирения «Равновесие» ГБОУ НСО «ОЦО»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45827


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» 

Ул. Академика Першилина 21, п. Тулинский, Новосибирский район, Новосибирская область, 630521, тел.:(383) 293-17-94, e-mail: oco@edu54.ru, сайт: www.oco-nso.edusite.ru

Описание работы куратора с командой волонтеров

школьной службы примирения

 

 

Класс В.А

2024

В 2022 году в ГБОУ НСО «ОЦО» начала свою работу Служба примирения «Равновесие» (Приказ от 05 сентября 2022 № 123/4-ОД), куратором которой назначена Класс Валентина Александровна – учитель немецкого языка, педагог-психолог.

Работа службы направлена на помощь всем участникам образовательного процесса в мирном разрешении конфликтов. Основной целью службы примирения является профилактика и конструктивное разрешение спорных и конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Наша служба ставит перед собой следующие задачи:

интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;

обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов;

информирование всех участников образовательного процесса о принципах и ценностях восстановительной культуры взаимоотношений;

формирование навыков конструктивного поведения в конфликте у всех участников образовательных отношений в целях повышения их социальной компетентности;

организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологиях восстановительной медиации.

Миссия нашей ШСП – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем. На наш взгляд, это является необходимым навыком в процессе взаимодействия людей.

На сегодняшний день служба примирения работает в следующем составе:

– Гольман Екатерина Владимировна – заместитель директора по воспитательной работе – осуществляет общее руководство и контроль работы ШСП; – Класс Валентина Александровна – куратор ШСП, педагог-психолог; – Класс Кристина Александровна, ответственная за ведение официального сайта.

Также в нашей ШСП 13 детей-волонтеров, которые прошли обучение и 5 волонтеров, которые не являются пока ведущими восстановительных программ, однако выполняют важную работу по формированию комфортной среды в нашей школе.

Медиаторы, которые самостоятельно проводят программы примирения:

– Кондратова Маргарита;

– Руденко Виктория;

– Леднев Вадим;

– Миненко Данил;

– Першилина Ольга;

– Абдурахманова Шукурона.

В 2023-2024 учебном году набрана группа ребят, интересующихся вопросами медиации, на курс внеурочной деятельности «Медиатор ОЦО». Обучение проводит куратор ШСП. На данном курсе ребята обучаются навыкам восстановительных программ. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Программа предполагает, как теоретические, так и практические занятия.

Задачи программы:

сформировать у участников представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов в подростковой среде;

создать условия для освоения участниками позиции медиатора;

ознакомить участников с программами, подходами, техниками медиации;

способствовать развитию коммуникативных навыков у участников;

усовершенствовать навыки прогнозирования, разрешения и контролирования протекания конфликта;

развить конфликтоустойчивость, эмпатию, рефлексию;

повысить уровень мотивации конструктивного поведения в конфликте;

сформировать положительную «Я-концепцию»;

сформировать способность к самопознанию, саморазвитию.

Данный курс является отличным инструментом по подготовке ребят к работе в ШСП.

На протяжении всей работы куратор и медиаторы службы примирения также совершенствуют свое мастерство и принимают участие в различных семинарах, вебинарах и круглых столах по медиации. 

В этом учебном году куратор и медиаторы ШСП приняли участие в следующих мероприятиях:

Обучающий семинар «ШСП: теория и практика. Анализ эффективности работы», 18 часов в рамках участия в районной школе медиации «ЯнтарМедия» с 03.11.23 по 05.11.23

«Организация школьной службы примирения», районная школа медиации «ЯнтарМедия-10». Приняли участие 3 медиатора и 1 волонтер. Благодаря «ЯнтарМедия-10» наша служба пополнилась замечательным, инициативным медиатором – Миненко Данилом, который сразу после обучения включился в активную работу и начал применять полученные знания на практике. Любимым делом Данила в рамках работы ШСП является проведение Кругов сообществ.

Форум руководителей и юных медиаторов/волонтеров Школьных служб примирения Новосибирского района «Мира Творцы», приняли участие 7 детей-медиаторов ШСП.

Куратор ШСП прошла следующие обучения в рамках повышения квалификации:

«Медиация в образовательной организации», Высшая школа делового администрирования, 72 часа.

«Организация деятельности школьной службы примирения», ГАУ ДПО НИПКиПРО, 72 часа.

«Актуальные направления профилактики деструктивного поведения обучающихся в условиях образовательной организации», ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», 108 часов.

ШСП Равновесие располагается в своем кабинете, где проводятся предварительные и совместные встречи участников конфликтных ситуаций, обучение детей-волонтеров, заседания ШСП, а также «Круги сообществ». Администрация нашей школы поддерживает деятельность школьной службы примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

Для продуктивной организации деятельности ШСП, на этапе создания, были изучены методические рекомендации «Организация деятельности служб примирения в образовательном учреждении». На каждый учебный год утверждается план работы ШСП, в соответствии с которым ведется просветительская деятельность и работа с учениками школы на классных часах, направленная на сплочение коллектива и понижение общего уровня напряженности. Службой примирения разработан специальный урок–презентация, включающий в себя основные понятия на тему «Учимся разрешать конфликты», и видеоролик о ШСП, после показа которого значительно увеличился поток обращений в ШСП со стороны детей.

Возле кабинета службы примирения на 2 этаже, а также в фойе на 1 этаже оформлены стенды «Школьная служба примирения», на которых размещена вся необходимая информация для педагогов, родителей и учащихся по работе службы. В 2023 году начал свою работу ящик для обращений, куда учащиеся могут помещать записки с информацией о происходящих в школе конфликтах. Кроме этого, информацию о конфликтных ситуациях получаем и напрямую от учащихся и педагогов. Чаще всего обращаются классные руководители.

За 2 года школьная служба примирения Равновесие получила развитие во всех направлениях своей деятельности, в первую очередь, в профилактической работе, направленной на развитие в школе безконфликтного пространства, а также на обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов.

Ребята, совместно с куратором или самостоятельно, ведут просветительскую работу с учениками начальной и средней школы (проводят мероприятия, направленные на ознакомление учащихся с основами конфликтологии, пятиминутки и игры, направленные на взаимодействие и развитие коммуникативной культуры школьников, проводят анкетирования, социальные опросы, подготавливают стенды на темы, связанные с конфликтами и стратегиями поведения в конфликте и многое другое).

Медиаторы ШСП совместно с куратором уже провели следующие значимые мероприятия в этом учебном году:

– Неделя ШСП с 09.10.23 по 13.10.23, в рамках которой ежедневно проводились активности в школе (Мастер-классы: галерея эмоций, создание постеров, оригами; игры на взаимодействие и командобразование в начальных классах; акция «Познай себя» – интересные тесты по самопознанию; видео-лекции; просмотр и обсуждение фильма «Душа» в киноконцертном зале школы);

– Классный час по теме: «Учимся разрешать конфликты. Виды школьных конфликтов» для обучающихся 2-5 классов;

Классный час по теме: «Погружение в мир своего я» для обучающихся 2-4 классов;

– Классный час по теме: «Что такое агрессия? Способы снижения агрессии в конфликте» для обучающихся 2-5 классов;

– Практикум. Техника активного слушания. Тест «Умеете ли вы слушать?» для обучающихся 4 классов;

– Классный час по теме: «Общение и умение общаться» для обучающихся 2-4 классов;

– Классный час по теме: «Эмоции и чувства» для обучающихся 2-4 классов;

Классный час по теме: «Один за всех и все за одного» для обучающихся 4а и 4г классов;

– Классный час по теме: «Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» для обучающихся 1-2 классов;

Встречи с классами, тема: «Миссия, принципы и технологиии восстановительной медиации», для обучающихся 5-7 классов;

– Комплекс игр, тестов и упражнений на тему: «Феномен агрессии в медиации: мотивы агрессивного поведения; способы снижения агрессии в конфликте», «Тактики и приемы работы с агрессией» для обучающихся 6-8 классов;

Акция «Твори добро сейчас» для обучающихся 1-4 классов;

– Акция и конкурс рисунков «Подари улыбку миру» для обучающихся 1-4 классов;

– Классный час по теме: «Уважение» для обучающихся 1 классов;

– Неделя психологии, январь 2024, в рамках которой проводился конкурс «Знатоки психологии» среди обучающихся 5-7 и 8-11 классов;

– Серия тематических занятий для обучающихся начальных классов «Учусь общаться»;

– Классный час «Законы дружбы и дружного класса» для обучающихся 2б класса;

– Акция «Радуга настроения»;

– Квест-тренинг на сплочение коллектива «Самый дружный класс», для обучающихся 5в класса;

– С начала учебного года по март службой примирения были проведены 11 профилактических занятий «Круги сообществ» для обучающихся 2-5 классов. Основной вопрос Кругов «Как взаимодействовать в классе без конфликтов?».

Наша служба примирения – не просто служба, а место где собираются друзья! Все участники инициативные, нацеленные на результат, ответственные и вдохновленные своей деятельностью.

Помимо обучения по курсу внеурочной деятельности «Медиатор ОЦО», реализации плана мероприятий ШСП на год, проведения программ примирения и «Кругов сообществ», дети-волонтеры и взрослые участники ШСП проводят командообразующие, тематические мероприятия внутри службы. Это и чаепития за душевными разговорами, и занятия в форме Круга для обсуждения насущных вопросов, мастер-классы, заседания ШСП с целью обсуждения и разработки новых активностей. Существует также добрая традиция в ШСП – поздравлять именинников. Также ребята совместно с куратором разрабатывают и создают наглядные материалы для стендов ШСП, памятки для младших школьников на важные темы, например – «Секреты общения», «Стратегии поведения в конфликте», снимают полезные видеоролики, ведут группу ШСП в контакте, пишут посты на актуальные темы. 

Особенности работы волонтеров ШСП с конфликтами в школе.

В службу обращаются в основном дети с 2 по 7 класс по межличностным спорам и напряженной обстановке в классе. Наиболее часто встречаются в нашей практике случаи с правонарушающими компонентами, касающиеся неконструктивных способов общения среди учащихся (передача искаженной информации, недопонимание смысла высказывания в адрес учащегося, нетерпимость к личностным особенностям некоторых учащихся со стороны одноклассников и др.) Ответной реакцией, как правило, являются драки на уроках и переменах, взаимные оскорбления. Если в прошлом учебном году нашей службой проводились восстановительные программы преимущественно медиатором совместно с куратором (примерно 70% всех выполненных программ), то в 2023-2024 учебном году большее количество восстановительных программ (медиаций) проводятся медиаторами самостоятельно (часто в парах). «Младшие» медиаторы ШСП пока работают совместно с куратором. Такой способ участия волонтеров в медиации практичен, поскольку он обеспечивает постепенное освоение волонтерами практических навыков работы при соблюдении условий безопасности, ведь взрослый медиатор контролирует работу ребенка и может помочь ему в любой момент. В нашем опыте мы используем две разновидности такой совместной работы: 1. «Работа волонтера со страховкой». Ведущим восстановительной программы является юный медиатор, а взрослый (куратор) участвует в ведении программ как помощник и включается в работу только в случае возникновения затруднений у ребенка. Кроме того, взрослый наблюдает за работой юного медиатора и дает ему обратную связь. Этот вид совместной работы подходит для случаев, с которыми предположительно сможет справиться юный медиатор. Он дает юному медиатору простор для самостоятельной деятельности и в то же время страхует его от грубых ошибок. 2. «Работа волонтера в качестве стажера». Ведущим восстановительной программы является взрослый медиатор (куратор), а ребенок участвует в ведении программы как стажер и помощник, и включается в работу в заранее определенные моменты. Кроме того, ребенок наблюдает за работой взрослого медиатора и дает ему также обратную связь. Этот вид совместной работы подходит для случаев, в которых ведущим обязательно должен быть взрослый медиатор и для сложных случаев, с которыми предположительно не сможет справиться юный медиатор. Такая практика дает юному медиатору возможность познакомиться с работой медиатора более высокого профессионального уровня, научиться на примере новым приемам работы в более сложных конфликтах, повысить свое мастерство и перенести новый опыт на самостоятельную работу. Как правило, волонтеры работают самостоятельно с несложными случаями ссор и обид у ровесников или младших их по возрасту детей. Особенно в этом преуспевают медиаторы – Кондратова Маргарита и Руденко Виктория, которые обладают личными качествами, подходящими для медиатора. Девочки уже провели большое количество встреч с участниками конфликтов, им доверяют, к ним обращаются повторно, часто за советом, в том числе по средствам личных сообщений. Стоит отметить, что не все обращения школьников в ШСП доходят до процедуры медиации. Часто вопрос решается на этапе предварительных встреч и при посредничестве медиаторов конфликтующие стороны быстро приходят к решению. Краткий анализ проведенных в этом учебном году примирительных программ показал, что большей популярностью в «ОЦО» пользуются «Круги восстановления ценностей», затрагивающие школьные, межличностные, семейные и другие проблемы. А также «Круги сообществ», направленные на сплочение класса. Нашей ШСП в этом учебном году проведены 11 «Кругов сообществ» по обращениям классных руководителей. После участия в «Кругах сообществ» ребята часто делятся впечатлениями и нами уже многократно были получены положительные отзывы как от классных руководителей, так и от самих ребят. В некоторых классах по инициативе участников повторно проводятся «Круги сообществ. Деятельность волонтеров в качестве юных медиаторов также предполагает передачу этого опыта новым волонтерам. Опыт самостоятельной работы Риты и Виктории вдохновляет других волонтеров нашей службы больше, чем любые рассказы взрослых. Кроме того, сами дети рассказывают о некоторых приемах и подходах в работе медиатора, которые характерны только в детской среде (как и с кем подойти к тому или иному ребенку, с чего начать разговор, какой мотив может быть важен для этого ребенка, что следует внести в повестку дня, на какое время назначить примирительную встречу и др.). Школьная служба примирения – это мощный инструмент для создания в школе благоприятной обстановки, для решения острых и затянувшихся конфликтов.

Участие ребят в волонтерском движении, несомненно, имеет для них самих положительное значение. Практически у всех волонтеров наблюдается личностный рост: повышается самооценка, растет уверенность в себе, формируется личностная ответственность, коммуникативная компетентность; развиваются организаторские и лидерские качества; изменяется социальный статус в классном коллективе. Для многих школьников — это способ самореализации. Ребятам нравится любой вид совместной деятельности, поэтому в рамках ШСП проводится много творческих заданий, где требуется отдача каждого. Это благотворно влияет на микроклимат класса, школы и семьи, помогает взрослым и детям лучше узнать и понять друг друга. Также мы периодически проводим опросы среди уже действующих волонтеров ШСП, таким образом можно отследить динамику, как меняется подход к решению конфликтов, какие качества и изменения в себе наблюдают ребята. Некоторые медиаторы нашей ШСП планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с медиацией и психологией. Маргарита Кондратова и Виктория Руденко дали развернутый ответ на вопрос «Каким должен быть медиатор? Какие качества помогают медиатору примирять других ребят?»

Маргарита: «По моему мнению медиатор должен быть сдержанным, дипломатичным, толерантным, спокойным и обаятельным человеком. В конфликте должен уметь сохранять роль третьей стороны, оставаться нейтральным. Обладать знаниями в области психологии и понимать, как устроен конфликт. Медиатор не ищет правых или виноватых, а направляет стороны по пути нахождения взаимовыгодного решения. Медиатору помогают такие качества как: коммуникативность, ответственность, способность сотрудничать, инициативность, но главное – стремление к созидательному обществу и к миру».

Виктория: «Медиатор должен быть честным и беспристрастным: не осуждать стороны конфликта, не занимать чью-то сторону, даже если совершенно ясно, что одна сторона права, а другая нет. Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Медиатор должен обладать такими качествами как: умение слушать, готовность проявлять терпение, быть внимательным и понимать, что говорят другие люди, способность сохранять конфиденциальность, организованность».

Отзывы детей-волонтеров о службе примирения и своем участии в ней.

Руденко Виктория, 9а класс: «Что такое школьная служба примирения для меня? Я часто слышу от своих сверстников данный вопрос. Лично для меня участие в ШСП помогает самореализоваться в социально-значимой для меня деятельности, такой как общение со сверстниками и работа с младшими школьниками во время проведения тематических занятий и «Кругов сообществ». Думаю, что и во взрослой жизни эти навыки мне очень пригодятся. А на сегодня, я и ребята-медиаторы нашей ШСП, показываем своим поведением и своими поступками сверстникам, как конструктивно можно и нужно находить выход из конфликтных ситуаций. Я горжусь тем, что являюсь частью команды ШСП. Целью нашей работы является помощь в разрешении конфликтов и противоречий, которые возникают в школе, через восстановительные программы. Мы также помогаем разрешить конфликтные ситуации конструктивным способом. Я чувствую важность и необходимость своей работы».

Миненко Данил, 7б класс: «Я думаю, что ШСП в школе очень важна. Ведь мы помогаем людям в конфликтах, которые они не могут решить. А мы, нейтральная сторона, обеспечиваем все условия для решения их конфликта. Для меня ШСП как хобби на вызове. Это легко, только нужна специальная подготовка. Мне нравится и интересно находиться со своими единомышленниками в одной команде. ШСП – это круто!». 

Першилина Оля, 7б класс: «Я могу высказаться о службе примирения только положительно. Мне нравится помогать людям, которые попали в неприятные ситуации по типу ссоры. Я и сама каждый раз учусь у других. Для меня это бесценный опыт. Благодаря работе в ШСП я научилась контролировать свои эмоции, агрессию, стала лучше относиться к людям, понимать, что и когда нужно сказать».

Абдурахманова Шукурона, 7б класс: «Обучение медиативным навыкам, участие в районной школе медиации «ЯнтарМедиа», работа в ШСП помогли мне изменить себя. Я стала более спокойной и научилась контролировать свои эмоции в нужный момент. Служба примирения для меня – это помощь найти компромисс двум «враждующим» сторонам. Мне приятно быть причастной к деятельности ШСП и я чувствую высокую ответственность, когда ко мне обращаются ребята нашей школы за помощью в решении их конфликтов. Мирить других – интересный опыт, который наверняка пригодится мне в будущем».

Морьин Дмитрий, 7б класс: «Я-медиатор и мне очень нравится эта роль. У нас веселый, ответственный коллектив, который не заставит скучать. А наша деятельность интересна и очень важна в школе».

Бойко Максим, 7б класс: «Мне нравится быть частью ШСП. Здесь я стал общительнее, внимательнее, перестал стеснятся. Служба примирения для меня – это взаимопонимание, контроль эмоций, внимательность, отзывчивость. Больше всего мне нравится принимать участие в «Кругах сообществ», я нахожу этот метод работы очень эффективным и комфортным». 

Сильной стороной участия детей-волонтеров в работе ШСП является то, что они лучше понимают своих ровесников. Несмотря на самые лучшие намерения, пропасть непонимания всегда будет разделять поколения. Дети-медиаторы знают по опыту, что такое быть школьниками именно сейчас, при данных обстоятельствах. Они знают, какому давлению подвергаются молодые люди, понимают их отношения и язык. Это дает им как медиаторам естественное преимущество. Но более существенно то, что учащиеся привносят в эту работу свои уникальные достоинства – школьники соразмеряют процесс с возрастом. Подход молодых людей к решению проблем меняется с их развитием. Сначала эгоцентричные и импульсивные, они проходят через несколько стадий, пока не научатся сотрудничать и разрешать конфликты. Школьники, участники конфликтов, доверяют своим ровесникам-медиаторам, потому что у тех нет власти над ними, нет инструментов давления и принуждения. Руденко Виктория: «Я считаю, что медиаторы способны лучше понимать своих ровесников, понимать их взаимоотношения, их язык, они знают, что важно для одноклассников и почему». Леднев Вадим: «Медиаторы соотносят сам процесс с возрастом участников конфликта, дают понять даже самым маленьким, что обговаривать свои проблемы со второй стороной конфликта — это необходимо, что только так можно конструктивно решить проблему, а также найти эффективное, совместное решение».

Есть, конечно, и затруднения в деятельности школьной службы примирения, которые связаны с большим количеством уроков у старшеклассников – медиаторов и волонтеров, а также их занятостью во внешкольных учреждениях. В связи с этим, приходится согласовывать каждую встречу, учитывая планы каждого учащегося. Сложно проводить примирительные встречи с ребятами, которые на подвозе, так как после занятий их сразу же увозит автобус. Маргарита Кондратова также поделилась трудностями, с которыми приходится сталкиваться, работая в ШСП: «Пока что просвещенность среди родителей школьников о деятельности ШСП и о ее плюсах все-таки недостаточна. Человеческий фактор таков, что люди всему новому доверяют неохотно. И часто при обращении младших школьников в ШСП не все родители дают согласие на работу. Наш принцип – добровольное участие сторон. Соответственно в таких случаях мы не можем проводить процедуру примирения. Также, некоторые ребята, да и родители и вовсе не знают о существовании медиации, как методе решения конфликтов. Сейчас мы стараемся и активно работаем над тем, чтобы популяризировать медиативный подход в решении конфликтных ситуаций. Наша служба ведет активную информационно-просветительскую деятельность. Стоит отметить, что в этом учебном году ШСП получила огромное развитие и очень много практики. Я надеюсь, что в следующем учебном году будет еще лучше».

Какой, по мнению волонтеров, должна стать ШСП в ближайшем будущем?

Большая часть медиаторов-волонтеров о работе службы примирения в школе отзываются положительно. На протяжении работы службы ребята стали более уверенными, спокойно реагируют на конфликтные ситуации. 

Класс В.А., куратор ШСП: «С открытием ШСП мы почувствовали, что можем оказывать положительное влияние на других, быть примером. К нам стали обращаться за помощью, интересоваться, чем мы занимаемся, что мы умеем и чем мы можем быть полезны. Наша служба не должна стоять на месте, должна развиваться, идти в ногу со временем, узнавать новые методики, средства, методы, также давать больше практики».  

По мнению детей-волонтеров, служба примирения в недалеком будущем должна снизить уровень конфликтности современного общества и подготовить учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации. Медиация учит школьников конструктивному общению со сверстниками и взрослыми, убеждать других словами, а не силой, участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной волонтерской деятельности. 

Першилина Оля, 7б класс: «Для меня работа в службе – это больше, чем просто помощь другим, но и помощь для самого себя. Мне очень нравится помогать людям. Я надеюсь, что наша служба в ближайшем будущем будет расти и все больше ребят нашей школы будут доверять и использовать медиацию как способ решения конфликтов».

Абдурахманова Шукурона, 7б класс: «Я надеюсь, что с помощью нашей службы школа станет комфортным и безопасным местом для всех учеников. Уверена, что к нам и дальше будут обращаться, и мы будем помогать другим в сложных ситуациях».

Морьин Дмитрий, 7б класс: «В ШСП в будущем хотелось бы, чтобы было задействовано больше людей, а также больше задач, которые мы могли бы решать. Еще в ближайшем будущем хотелось бы иметь свою форму, галстуки, значки, чтобы медиаторов было видно издалека».

Руденко Виктория, 9а класс: «В недалеком будущем служба примирения, по моему мнению, должна стать еще более известной и узнаваемой. Чтобы большей людей знали, куда можно обратиться в случае конфликта и не боялись этого. Очень важно с детства учиться решать конфликты конструктивным способом, благодаря этому во взрослой жизни будет легче. Школьники будут лучше понимать, как правильно себя вести в той или иной ситуации. Я уверена, что у ШСП большие перспективы развития не только в нашей школе, но и везде, где они существуют, потому что тема решения конфликтов всегда актуальна и это, конечно же, нужно учиться и обучать других».

Дети-волонтеры оценивают свое влияние на общие изменения в школе следующим образом:

– в целом, после создания школьной службы примирения в школе установилась благоприятная среда для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

– ребята, попавшие в сложную ситуацию, знают, что могут обратится к нам и обязательно получат помощь;

– ШСП является эффективным инструментом снижения конфликтности, профилактики агрессивных проявлений среди детей, координации усилий семьи и педагогов с целью предотвращения неблагоприятных «сценариев» выхода из конфликта;

– дети и учителя охотно обращаются в ШСП за помощью, а это значит, что работа эффективна, результативна и востребована. 

В настоящее время в нашей школе продолжается активное привлечение детей в службу примирения. Это является обязательным условием ее успешной деятельности. Ведь поколения учеников меняется, а служба должна «жить».

Для того, чтобы заинтересовать учащихся нашей школы используются разные методы привлечения: информирование, беседа с обучающимися школы, выступления на классным часах, оформлены стенды, буклеты для учащихся и для родителей, информация на сайте школы, страница ШСП в контакте, реклама (листовки в школе), демонстрация видеороликов о работе службы.

Класс В.А.: «Я, как куратор ШСП, чувствую важность и ответственность перед всеми, кто к нам обращается или обратится, а также перед своей командой, перед педагогическим составом и администрацией школы. Поэтому очень внимательно отношусь к своей работе, совершенствую свои навыки, ищу пути взаимодействия с более опытными ШСП и их кураторами, обмениваюсь опытом. Помогать разрешать конфликтные ситуации мирным путем, демонстрировать преимущества позитивного пути взаимоотношений – главная задача нашей службы примирения. Учитывая отклик со стороны учеников и педагогов «ОЦО», а также родителей, с уверенностью могу сказать, что наша ШСП – необходимое, уютное, комфортное место, где всегда помогут, выслушают и проявят заботу. Дети-волонтеры, работая в ШСП, приобретают необходимые качества и навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни. Особенно опыт работы в ШСП полезен для тех учащихся, которые желают работать в таких сферах как юриспруденция, педагогика и психология.

Создание безопасной, комфортной среды в нашем образовательном учреждении – основа работы службы примирения. А что такое безопасность в школе? Безопасность в школе, по мнению ребят – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. По мнению учителей – это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми. По мнению родителей, безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

Школьная медиация как раз и создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А значит мы на верном пути!»

Валентина Александровна Класс, куратор ШСП, учитель, педагог-психолог

Описание работы куратора с командой в школьной службе примирения «Равновесие» ГБОУ НСО «ОЦО»