Маслова Наталья Сергеевна
воспитатель
Бухарева Валентина Витальевна
воспитатель
ГБОУ СОШ пос. Просвет СП «Детский сад «Мишутка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45841
Всероссийский конкурс «Воспитательно-образовательные проекты в дошкольных учреждениях», в условия реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: Проект в старшей группе Тема: «Азбука профессий»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45841


Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне».

(В. Гюго)

Проект в старшей группе

Тема: «Азбука профессий»

Паспорт проекта

 

Сроки реализации: среднесрочный.
Тип проекта: творческо-исследовательский, игровой.
Авторы проекта: воспитатели старшей группы
Участники проектной деятельности: воспитатели, воспитанники и родители старшей группы 

Срок реализации проекта: 1апреля-15 мая 2024г.

 

Актуальность

 

ФГОС ДО ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо максимально познакомить с количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, с профессиями своих родителей и людей, хорошо им знакомым, чей труд они наблюдают изо дня в день. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.       

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект  «Азбука профессий через макетную деятельность». Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми. Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности.

Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

 

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:

– развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда;

– формировать представление о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

– развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;

– формировать представления о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

– формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

 

Формы и методы работы с дошкольниками:

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

 -непрерывная образовательная деятельность;

– сюжетно – ролевые, дидактические, имитационные игры;
– презентации;

– макетная деятельность;

– разучивание пальчиковых гимнастик, стихотворений, физкультминуток;

– чтение и обсуждение художественной литературы. 

 

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:

– у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

– активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

– разовьется чувство уважения к   людям разных профессий;

– 100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.

– у 50% детей группы сформированы умения сюжетосложения.

 

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап – Заключительный

 

Этапы Содержание Участники Сроки
Подготовительный Проведение мониторинга;

Анкетирование родителей «Трудовое воспитание детей»;

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей; 
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию 
проекта;
Определение маршрутов экскурсий, подготовка к их проведению;
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта; 
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием;

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом (изготовление макетов: «Операционный блок», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Детский сад».

Воспитатели, родители, дошкольники, социальные организации 1.04-15.04
Основной Просмотр презентаций: «Все работы хороши», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии», «В мире театра». Воспитатели, дошкольники, 15.04-15.05
Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии». 
Серия бесед:
«Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий»,
«Мир профессий». «Зачем нужны профессии»; «Кто такой архитектор», «Профессия космонавт»,
Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы. 
Составление рассказов о профессиях  родителей.
Экскурсии:
в аптеку, в магазин, в в/ч 90600, в парикмахерскую, на почту.
Воспитатели, родители, дошкольники, социальные организации
Дидактические, имитационные игры: «Угадай кто это?», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет», «Разрезные картинки «Профессии», Кто больше назовет действий, Продолжи предложение. Воспитатели, дошкольники
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус». Воспитатели, дошкольники 15.04-15.05
Интерактивная игра: «Азбука профессий»
Пальчиковые гимнастики:

«Все работы хороши»,

«Пальчики могут о всем рассказать ..», 

«Профессии»,

«Инструменты»

Чтение художественной и познавательной литературы.
Шорыгина «Профессии», Маяковский 

« Кем быть ?», Д. Родари « Чем пахнут ремесла », « Откуда хлеб пришел ?»

С. Михалков « А что у Вас ?»,

« Дядя Степа», « Дядя Степа – миллиционер», В. Лившиц « И мы трудиться будем ».Макетная деятельность: «Посёлок «Солнечный», «Операционный блок»,  «Супермаркет», «Школа», «Парикмахерская», «Детский сад».

НОД по макетной деятельности: «Проектирование посёлка «Солнечный»; рисование: «Космонавт»,  «Клоун»; аппликация «Ракета»;

лепка «Овощи для магазина», лепка из солёного теста «Хлебобулочные изделия».

Оформление информации  для родителей: «Как рассказать детям о профессиях», «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых», «Знакомим ребёнка с профессиями», «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».Воспитатели

Заключи

тельный

Проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта;

Подведение итогов;
Изготовление игровых книжек-малышек 

« Моя будущая профессия».

Воспитатели, родители, дошкольники

13.05-15.05

1.05-15.05

 

 

Результат реализации проекта

 

Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Проект «Азбука профессий» реализовал поставленные задачи. Ребята не только расширили кругозор и повысили   уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также стали уважительнее относиться к труду взрослых и результатам их труда.

 

Продукты проекта:


  1. Книга «Большая книга профессий».
  2. Макеты: «Операционный блок», «Супермаркет», «Школа», «Парикмахерская», «Детский сад».
  3. Атрибуты и костюмы для сюжетно – ролевых игр (медицинские карты, деньги, ширмы: «Магазин», «Больница и аптека»).
    3. Игровые книжки-малышки «Моя будущая профессия».
Проект в старшей группе Тема: «Азбука профессий»