Андреянова Марина Евгеньевна
Главный библиотекарь методико-библиографического отдела по работе с детьми
ЦРДБ им. А. Пешкова МКУК ЦБС Канавинского района
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45870
Всероссийский конкурс «Дорога без опасности», в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения»
Наименование конкурсной работы: Урок-игра «Школа светофорных наук»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45870


Автор-составитель Андреянова М.Е.,

гл. библиотекарь МБО РД ЦРДБ им. А.Пешкова

«ШКОЛА СВЕТОФОРНЫХ НАУК»

6+

 

Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и наступили летние каникулы. Солнечные деньки зовут детей на улицу и  очень хочется поиграть в футбол, покататься на велосипеде, а иногда и просто побегать. Но чем грозят вам эти игры, если не знать или не соблюдать правил безопасного поведения? Сегодня мы вспомним правила безопасности движения на дорогах и улицах, которые помогут вам избежать беды. 

Каждый человек с рождения имеет право быть пассажиром. С одного года — пешеходом. С двенадцати лет — ездить на переднем пассажирском сиденье машины без специального кресла. С четырнадцати лет — ездить по дорогам на велосипеде. С шестнадцати лет — обучаться езде на мотоцикле, получить права на вождение мотоцикла. С восемнадцати лет — получить водительские права и стать полноценным водителем автомобиля.

Когда-то все водители были пешеходами, а большинство пешеходов когда-нибудь станут водителями. Но и те и другие обязаны знать и соблюдать правила дорожного движения.

Итак, чтобы больше узнать о правилах безопасного поведения на дороге,  я приглашаю вас в необычную школу – «Школу светофорных наук»! Как и любой другой школе, здесь будут звонки, уроки и задания. 

Итак, мы начинаем первый урок – «Дорожные знаки». 2слайд

Сначала ответьте, пожалуйста, на вопрос – для чего нужны дорожные знаки?

В давние времена, когда не было машин, а первый автомобиль появился в 1885 году на улицах немецкого города Нейштадт, по улицам ездили и ходили, кому куда захочется. О правилах движения и понятия не имели: ни правой, ни левой стороны не признавали. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной, машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным, пожарные – на пожар, …

Чтобы беспорядка не было, составлены правила уличного движения – законы улиц и дорог. Водитель должен знать, что его ждёт впереди на дороге. Об этом ему сообщают дорожные знаки. Они сделаны в виде простых рисунков, чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому и иностранному туристу.

А знаете ли вы дорожные знаки?

Задание 1. Для разминки я предлагаю вам ответить на вопрос, выбрав один дорожный знак из трёх. (4 чел.) (3-10 слайд)

Задание 2. Я вижу, вы  знаете, что обозначают дорожные знаки. А теперь вам предстоит расставить их на дороге. (4 чел.) (11-12 слайд, 13)

Задание 3. Перед вами запрещающие знаки. Но чтобы узнать какие, их нужно собрать (пазлы-4 чел.)

А мы переходим ко второму уроку – «Внимание на дороге». (14 слайд,)

А знаете ли вы, что первым правила дорожного движения ввёл русский царь Пётр 1. И он же издал указ о наказании за нарушение правил дорожного движения. Сохранились следующие строчки:  «А ежели кто впредь, в противность Указа, дерзнёт так резво и несмиренно ездить… и плетьми кого бить и санями и лошадьми травить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь». 

Конечно за нарушение правил дорожного движения  плетьми сегодня никто не наказывает, но, чтобы не создавать аварийную ситуацию на дороге, нужно быть очень внимательным.

 

Задание 1. Видеовопрос. (Смешарики – Как пользоваться светофором?) (15 слайд,)

 

Слово «светофор»  это составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну свет есть свет, а фор? Слово «фор» произошло от греч. «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе – светофор – значит «носитель света» или «несущий свет».

Для запрещающего сигнала взяли красный свет потому, что он хорошо виден и днём и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.

Зелёный виден несколько хуже, но зато его нельзя спутать с красным.

Задание 2. А сейчас я приглашаю четырёх желающих для выполнения следующего задания. Знаете ли вы, как выполнять команды светофора? Сейчас это и проверим. Я буду читать вам стихи из «Азбуки безопасности» Олега Бедарева, а вы своими светофориками показывайте нужный свет. 

 

 Итак, я начинаю: 

Есть сигналы светофора, 

 Подчиняйтесь им без спора. 

 Бурлит в движении мостовая – 

 Бегут авто, спешат трамваи. 

 Скажите правильный ответ: 

 Какой для пешехода свет? 

 

Правильно! Красный свет нам говорит: 

 Стой! Опасно! Путь закрыт 

 

 Особый свет – предупрежденье! 

 Сигнала ждите для движенья. 

 Скажите правильный ответ: 

 Какой горит при этом свет? 

 

Правильно! Желтый свет – предупрежденье! 

 Жди сигнала для движенья. 

 

 Иди вперед! Порядок знаешь, 

 На мостовой не пострадаешь. 

 Скажите правильный ответ: 

 Какой для пешеходов свет?

 

Задание 3. Посмотрите, пожалуйста, на картинки, и ответьте, что не так? (116-19 слайд,)

Теперь ответьте на вопрос, а как вы переходите дорогу?

Необходимо остановиться перед проезжей частью, посмотреть налево, затем – направо и если машин поблизости нет, можно начать переход. Дойдя до середины дороги, снова посмотреть направо и продолжить движение при отсутствии приближающегося транспорта. Если сразу перейти дорогу не удалось, нужно остаться на середине дороги, а не бежать назад.

Идти шагом, не бежать.

Если кто-то вас окликнул, нельзя оборачиваться и останавливаться на проезжей части. Сначала нужно закончить переход дороги.

Особенно осторожным надо быть, когда переходишь дорогу с друзьями. Необходимо прекратить разговоры, остановиться на краю проезжей части, внимательно посмотреть вокруг, и только убедившись в безопасности, переходить дорогу.

 

Задание 3. Следующее задание. Вам нужно шариком попасть в сигналы светофора: если бросить в красный свет, то вы заработаете 1 балл, в желтый – 2 балла, в зеленый – 3 балла. У каждого есть 3 попытки. Итак, кто же у нас самый меткий? 

 

Задание 4. Ну и последнее задание на уроке «Внимание на дороге» для всех вас. Я буду показывать вразбивку сигналы светофора, при зеленом свете вы топаете ногами, при желтом – хлопаете в ладоши, при красном – ничего не делаете. 

 

А теперь – перемена! 

Что вы любите делать на перемене? Вот и мы с вами немного покричим.

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.

 

 Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход? ………

 Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора? ………

 Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,

 А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит? ……….

 Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?

 Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой? ……

 Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? …….

 

Переходим к третьему уроку – «Берегись автомобиля». (20 слайд,)

В настоящее время дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта. Они различаются по назначению, размерам, передвигаются с различной скоростью.

Автомобиль – это источник повышенной опасности. Тысячи детей каждый год попадают под колёса автомобиля. И для того, что бы избежать беды, нам нужно больше знать о транспорте. Например, знаете ли вы, как правильно обходить общественные транспорт?

Нужно дождаться, пока они уедут, а затем переходить дорогу. Если автобус или трамвай стоят, то автобус нужно обходить сзади. А трамвай – спереди.

Задание 1.  Кто много читает, тот без труда справиться со следующим заданием – назовёт вид транспорта любимых сказочных героев. (21-24 слайд,)

 

Задание 2. Задание для самых догадливых  – попробуйте разгадать ребусы. (25-26 слайд,)

Задание 3. Многие из вас – будущие водители. И именно для них – следующее задание. (4 чел.) Пока для всех остальных демонстрируется мультфильм о самых знаменитых тачках, двум мальчикам вам необходимо собрать из конструктора ЛЕГО  автомобиль, который расскажет об их возможно, будущей профессии, а две девочки нарисуют автомобиль вашей мечты. (27 слайд,)

 

Задание 4. А теперь мы проверим, как вы умеете водить автомобиль (2 чел.). Вам необходимо провести свою машинку через все препятствия.

 

Вот и закончились уроки в нашей школе светофорных наук, и сможете ответить на вопрос – для чего же необходимо знать правила дорожного движения? 

 

Знание правил дорожного движения необходимо и детям и взрослым. Не только знание, но и соблюдение их. Соблюдение любых правил необходимо, а уж на дороге – просто обязательно. Вы знаете много правил и выполняете их. А правила дорожного движения надо очень хорошо знать. Не зная, как и где перейти улицу, вы можете попасть в беду. Давайте повторим их. (28-35 слайд,) 

Кроссворд (36 слайд,)

 

– А теперь, ребята, дадим торжественное обещание пешехода.

 

– Переходить по пешеходному переходу

Обещаю!

– Переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора

Обещаю!

– Переходить улицу в группе людей 

Обещаю!

– Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части

Обещаю!

– Не ходить по краю тротуара

Обещаю!

– Не играть возле проезжей части

Обещаю!

– Не разговаривать по телефону при переходе улицы

Обещаю!

– Не кататься на велосипеде, роликах, коньках на проезжей части

Обещаю!

– Неукоснительно выполнять эти правила 

Обещаю!

И напоследок – добрый совет. (37 слайд,)

Ну а теперь узнаем, чему же вы научились на уроках в нашей школе светофорных наук – проведём контрольную работу (кроссворд).

 

Урок-игра «Школа светофорных наук»