Дорофей Елена Викторовна
библиотекарь
Филиал МАУК «Надымская ЦБС» - библиотека п. Правохеттинский
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45914
Всероссийский конкурс «Книга и чтение в жизни человека», в рамках реализации федерального проекта «Культурная среда»
Наименование конкурсной работы: Литературная гостиная «Нам в 43-м выдали медали, и только в 45-м паспорта»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45914


Филиал МАУК «Надымская ЦБС» – библиотека п. Правохеттинский

ЯНАО, Надымский район

Литературная гостиная 

«Нам в 43-м  выдали медали, и только в 45-м паспорта».

Подготовила библиотекарь 

Дорофей Елена Викторовна

2024

Целью проведения гостиной является приобщение к литературному и музыкальному наследию страны, воспитание патриотизма, нравственно-этических качеств и эстетического вкуса.

Задачи:

  • познакомить с литературной эпохой второй половины 20 века; 
  • познакомить с жизнью и творчеством писателей и поэтов фронтовиков – юбиляров 2024 г; 
  • сохранение героической истории участников Великой Отечественной войны.

Чтец 1.  Есть в памяти народной имена,

 Которые вошли в нее навеки.

 Они, как не мелеющие реки, 

Текут через года и времена. 

Чтец 2. Мы освящаем теми именами 

Все лучшее, что добыто с боями, 

Все лучшее, что нашими руками 

Сотворено в тебе, моя страна. 

Чтец 3. Не гаснуть песням, не мелеть потокам, 

 не меркнуть звездам, чистым и высоким,

 Пока в народной памяти широкой 

Не отзвучали эти имена!

Ведущий 1. Есть страшная статистика войны. Среди фронтовиков 1922, 23-го и 24-го года рождения вернулись с войны только 3 процента. Среди этих трёх процентов были поэты Юлия Друнина, Булат Окуджава, Николай Старшинов, писатели Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юрий Бондарев. В 1941 году им было по 17 лет, их не призывали, по возрасту не имели права, поэтому все ушли на фронт добровольцами. Они были очень разными, но в их биографиях – судьба целого поколения страны.

Ведущий 2. Им повезло, они вернулись, и в память о тех, кто не вернулся, рассказали нам правду о той страшной войне.

Их творчество называли «окопной правдой», «лейтенантской прозой». Их произведения запрещали, подвергали строгой цензуре, безжалостно вырезали целые главы, которые, как считалось, компрометировали образ советского солдата-освободителя.

Булат Окуджава.

Ведущий 1.  Булат Окуджава. Вряд ли сегодня можно найти человека, который не читал бы ни одного стихотворения, не слышал бы ни одной его песни. Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве, на улице Большая Молчановка. По матери – армянин, по отцу – грузин. До 1940 года жил на Арбате, в доме № 43. Его мы можем по праву назвать домом Окуджавы. Здесь он родился, рос, «воспитывался двором».  

 Ведущий 2. Арбатский двор учил законам братства и верности слову, другу, народу. До сих пор во дворе растут деревья, посаженные юным Булатом, а его песни об Арбате будут всегда с нами, как и сам Арбат.                    

 Видео из фильма «Покровские ворота», «Ах, Арбат…» в исполнении Б.Окуджавы

Ведущий 1. В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован и затем расстрелян. В карагандинский лагерь была сослана мать, самому Булату Окуджаве едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа»: его забрала бабушка. В 1940-ом он переехал к родственникам в Тбилиси.

Ведущий 2. С четырнадцати лет Булат подрабатывал статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем…  Он закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом каждый день наведывался в военкомат. Им вручали повестки и говорили: «Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода… Наконец, сломленный их упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать». Они заполнили бланки и отнесли их домой: Булат – к другу, а друг – к нему…                                

 Звучит фоном песня «До свидания, мальчики».

Ведущий 1. Служил Булат Окуджава в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, под Моздоком получил ранение, после госпиталя служил радистом тяжелой артиллерии. 

Ведущий 2. Самым тяжелым и страшным днем своей жизни Окуджава называл первый день на передовой. Когда он, семнадцатилетний парнишка, вдруг осознал всю слабость и уязвимость человека. И когда до него дошло, что жизнь человека, оказывается, ничего не стоит, все в нем взбунтовалось, и дальнейшую жизнь он посвятил доказательству того, что человеческая жизнь – это самое-самое главное! Он доказывал это все время: песнями, стихами, прозой   – всей силой своего исключительного таланта.

Ведущий 1. После демобилизации Булат Окуджава, экстерном окончив среднюю школу, поступил на филологический факультет Тбилисского университета, так как дорога в Москву ему, сыну «врагов народа», была закрыта. По окончании университета Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем был переведен в город.  Здесь же, в Калуге, в 1956 году   вышел первый сборник его стихов «Лирика». Вскоре, после реабилитации родителей, Окуджава вернулся в Москву. Работая в издательствах, редакциях журналов и газет, постоянно общается с молодыми уже известными поэтами, и это дает ему силы и вдохновение для стихов. Он говорил: «Стихи, рожденные сами, и просятся наружу».  Иногда вместе со стихами звучали и мелодии, так рождались песни

Ведущий 2.  В кругу московских литераторов приобрели известность многие его песни, которые сначала исполнялись в дружеском кругу, а примерно с 1959 года – и публично. Булат Окуджава был одним из первых, кто вышел на сцену как исполнитель собственных песен. Но в то время жанр авторской песни был почти неизвестен и не популярен.

Ведущий 1. Вместе с композитором Исааком Шварцем, которого Булат Шалвович очень любил и уважал, они написали более 30 песен к известным кинофильмам: «Звезда пленительного счастья», «Женя, Женечка, Катюша», «Белое солнце пустыни», «Соломенная шляпка» и театральным постановкам. А в соавторстве с Алексеем Рыбниковым в фильме «Приключения Буратино» выстрелило две песни, исполненные дуэтом супругов Ролана Быкова и Елены Санаевой в образах кота Базилио и лисы Алисы: «О жадинах, хвастунах и дураках» («Лапти-буди-будай») и «Песня о поле чудес» («Не прячьте ваши денежки…»)   В этот период к Булату Окуджаве приходит ошеломляющая популярность. 

  Видео из фильма «Белое солнце пустыни»

Ведущий 2. В его стихах, песнях поражает необыкновенная человечность, доброжелательность ко всем живущим. Нелегкая эпоха, нелегкая судьба вошли в его песни, но, чтобы там ни было, он полон твердой уверенности в превосходстве и конечной победе добра. 

Ведущий 1. Главная особенность творчества Окуджавы – его обращенность не к массе, не к толпе, а словно бы к каждому в отдельности. Замечательно его умение установить со слушателем душевный контакт. Поэт как бы берет на себя наши вопросы, успокаивает нас, учит и вселяет надежду. Так кто же такой он, Булат Окуджава? 

Ведущий 2. Кто? Пример достоинства, не зависящего от обстоятельств; пример верности и благородства. Он не судил время и не бунтовал против него, он облагораживал время чудесным обаянием собственной личности. А это можно сказать о немногих… 

Исполнение песни «Грузинская песня»

Юлия Друнина.

Ведущий 1: Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы… Женщина и война…  Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир.Поэтесса Юлия Друнина, прошла санитаркой всю войну и сохранила о ней память на всю жизнь. Юлия Друнина принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны.

Видео «Друнина читает стихи»

Ведущий 2: 10 мая, у учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды Борисовны родилась дочь Юля, в Москве, в обычной коммунальной квартире. Читать стала рано – от Лидии Чарской до “Одиссеи” Гомера. Писала стихи. В 1931 году Юля поступает в школу. Посещает литературную студию при Центральном Доме Художественного воспитания детей. В конце 30-х годов участвует в конкурсе на лучшее стихотворение.

Ведущий 1.Так начинался творческий путь еще юной девочки, даже не подозревающей о том, что ее ждет. Ее поколение пока мечтает о подвигах, жалеет о своем незрелом возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. ” Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания – вот чем жили они в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно…». Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев. Действительно, удивительное поколение, поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины.

Ведущий 2.  Окончание школы и начало войны совпало для Юли, и это стало переломным событием в жизни юной девушки. «Когда началась война, мне было семнадцать лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Я завидовала тем девушкам, кто был старше на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки. Попав на фронт, я очень быстро поняла, что смерть не спрашивает, сколько тебе лет…» 

 Чтец.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.

От Прекрасной Дамы — в «мать» и «перемать».

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не смогла сыскать.

Ведущий 1: Вопреки воле родителей, она становится санинструктором в пехотном полку. Следом – окружение, прорыв, выход в Подмосковье, ранение. Она возвращается в Москву, и вместе с семьей уезжает в Сибирь. Но Друнина не отказалась от цели, она все равно стремилась на фронт любыми путями. Пройдя в Хабаровске школу младших авиаспециалистов, снова возвращается в ряды своей “любимой Советской армии».

Ведущий 2: Она вновь вернулась на передовую сестрой милосердия. В 1943 году она попадает в Белоруссию в Киевскую стрелковую дивизию. И почти одновременно ею получены медаль “За отвагу”, самая что ни на есть солдатская, и – ранение, “осколок застрял рядом с сонной артерией”. Тут же приказ: непригодна к военной службе с исключением с учета. Но нет худа без добра – в тыловом эвакогоспитале в Горьковской области ее впервые за всю войну потянуло к стихам. Впрочем, «потянуло» – не то слово. Просто кто-то невидимый диктовал ей строки, а она их только записывала. Этот невидимый назывался Войной…”

  Чтец.

Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять,
Не до дров, – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерь ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: “Молодец, сестра!” –
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
– Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!

Ведущий 1. В 1944 году, выйдя из госпиталя, Юля возвращается на фронт, но уже с повышением – старшина мед-службы. Вновь фронт – Белоруссия. Бойцы очень любили Юлию Друнину и ласково называли ее Друня. И снова, уже в Прибалтике, ранение и ” негоден к несению военной службы”, потому что сказалась поначалу показавшаяся пустячной контузия. 

Чтец.

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих..

Ведущий 2: 21 ноября 1944 года ее комиссуют из-за контузии. В конце декабря того же года она самовольно приходит в середине учебного года в Литинститут. “Литературный институт Юля взяла приступом. Просто вошла и села в аудитории. А потом, как она пишет, ” прижилась” и сдала сессию. На войне, как на войне”. Это было не бессознательное стремление, и это был не последний бой в ее жизни. Еще не раз ей придется бороться за место в жизни. Поступление в институт было первой точкой отсчета.

Ведущий 1: В Литинституте она знакомится со своим будущим мужем Николаем Старшиновым. Как выяснилось позже, они были знакомы до войны: оба ходили в литературную студию при Доме художественного воспитания детей в конце тридцатых годов – после войны они снова знакомятся, и это знакомство перешло в супружество. 

 Чтец.

Мы стояли у Москвы-реки,

Теплый ветер платьем шелестел.

Почему-то вдруг из-под руки

На меня ты странно посмотрел —

Так порою на чужих глядят.

Посмотрел и — улыбнулся мне:

— Ну какой же из тебя Солдат?

Как была ты, право, На войне?

Неужель спала ты на снегу,

Автомат пристроив в головах?

Я тебя Представить не могу

В стоптанных солдатских сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:

Минометы били, Падал снег.

И сказал мне тихо  Дорогой,

На тебя похожий человек:

— Вот лежим и мерзнем на снегу,

Будто и не жили в городах…

Я тебя представить не могу

В туфлях на высоких каблуках…

Ведущий 2: Послевоенная жизнь была нелегкая, но и это не сломило дух молодого поэта:” Все трудности военной и послевоенной жизни Юля переносила стоически – никто не услышал от нее ни одного упрека, ни одной жалобы. И ходила она по-прежнему в той же шинели, гимнастерке и сапогах еще несколько лет…”

Ведущий 1: В 1948 году выходит ее первый сборник стихов “В солдатской шинели”. Первая книга была хорошо принята критиками, она вошла в ряд сборников военных стихов и заняла свою нишу. Юлия Друнина навсегда будет зачислена в ряды поэтов-фронтовиков, и на протяжении всего творчества критики будут относить ее к военному поколению, объясняя этим ее главные тенденции в лирике.

Ведущий 2: Эти ценности подвергались испытанию войной, проверяясь на истинность и прочность. Эти же ценности подвергаются испытанию сейчас, в наше время, только иначе. И, может быть, нам чуть-чуть поможет не потерять внутренние ориентиры, не сбиться с пути, не пойти на компромиссы с совестью и душою то горячее послание человечности, что донёс до нас голос поэта из суровых фронтовых лет.      

 Чтец.

Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке  робкой.
Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.
Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины.

Ведущий 1: – В этот период Друнина активно занимается общественной деятельностью, в 1990 году избирается депутатом Верховного Совета России. Но не этого Друнина искала. Пришла и слава, и известность, и почет, но это ей было ни к чему. И в 1991 году Юлия Владимировна добровольно оставляет свою должность. “Мне нечего там делать, там одна говорильня. Я была наивна и думала, что смогу как-то помочь нашей армии, которая сейчас в таком тяжелом положении… Пробовала и поняла: все напрасно! Стена. Не прошибешь!”  И здесь чаша терпения переполнилась.

 Чтец.

Покрывается сердце инеем –

Очень холодно в судный час…

А у вас глаза, как у инока –

Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(Все же крещеная!)

Помолюсь

За таких вот, как вы –

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть!

Ведущий 2: Мы – как кораблики в тумане – плывём подчас без карты и радиосвязи по одному лишь внутреннему компасу, который может и ошибаться, путать полюса… Ветер дует то в одну, то в другую сторону… Мы теряемся в тумане… Не всегда хватает твёрдости и веры развернуть корабль против ветра, побороться с волнами сомнений, не плыть по течению…  Но есть люди, которые своей жизнью и творчеством зажигают в тумане маячки-ориентиры. Такой была поэт и человек Юлия Друнина.

Юрий Бондарев.

Ведущий 1: Детство Юры, появившегося на свет 15 марта 1924 года в Орске, прошло в переездах – Урал, Средняя Азия, Оренбуржье, далее – Замоскворечье. Мать являлась для ребенка воплощением любви и нежности, Василий Васильевич – бесстрашия и стойкости. По вечерам читались книги, особенно русская классика, повлиявшая на развитие творческих способностей мальчика.

Ведущий 2: Поначалу предпочтение отдавалось иной профессии – моряка. Благодаря Джеку Лондону наизусть учились специальные термины, организм закалялся зимой и летом, продумывались варианты, как оставаться на ногах во время качки. Но однажды все изменил урок литературы, на котором на весь класс прозвучало его лучшее сочинение о летних каникулах у дяди и двоюродного брата Сашки, научивших тонкостям и премудростям охоты, рыбалки, строительства шалаша и полевой жизни на реке Белой под Уфой.

Ведущий 1: Учительница, заметив талант подопечного, рекомендовала заниматься писательством. И, последовав ее совету, он даже выпускал журнал в родной 516-й школе. Но все прервалось с голосом Левитана, объявившим о вторжении немецких захватчиков. Трепетные воспоминания о самом беззаботном времени получили воплощение в рассказе «Степь».

Ведущий 2: В 17 лет был в числе тех, кто сооружал укрепления под Смоленском, едва успев вернуться до начала боев в последнем эшелоне в Москву, затем – колхозный труд в степях Казахстана и в шахтах. Как все сверстники, рвался на фронт, поэтому, окончив ускоренный курс военного училища, командир артиллерийского орудия лейтенант Бондарев уже в 1942 году воевал.

Его военный путь – это Сталинград, обернувшийся первым ранением, контузией и госпиталем; освобождение Киева и Житомира, принесшее второе увечье; битвы в Карпатах, Польше и Чехословакии. Долгожданное победное 9 Мая младший лейтенант встретил в артиллерийском училище в Чкалове.

Ведущий 1: После демобилизации вопрос, чем заняться дальше, решил старый друг, увидевший тетрадь с набросками текста. Так Бондарев стал студентом Литинститута, которое  окончил с отличием. В 1949-м в печать вышел первый рассказ «Поздним вечером». Затем из-под пера появились пронзительные «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Юность командиров», «Последние залпы», «Берег». Работал над сценарием эпического кинофильма «Освобождение», даже встречался с маршалом Жуковым для уточнения нюансов, а после получил Ленинскую премию. Также в библиографии отдельное место занимает ряд статей, посвященных мыслям о красоте, поиске истины, сохранении ценностей.

Видео из фильма «Горячий снег».

Ведущий 2: За творческую деятельность отмечен 19 литературными премиями, из них Таврическая присуждена в 2016-м. Читатели могут познакомиться с трудами автора на 70 языках мира. С избранницей, младшей на 3 года, Бондарева связала не только судьба, но и улицы – оказалось, что молодые люди жили по соседству.  По воспоминаниям, влюбленные договаривались встречаться на перекрестке, много гуляли и разговаривали. 

Ведущий 1: Простая радость для него – «закат, рассвет, звездная ночь», чудесная смена времен года и окружающая действительность. Огорчение – ложь, боль и насыщенность русского языка жаргонизмами. Любимое хобби – охота и рыбалка. Еще одним увлечением было изобразительное искусство – в доме хранится богатая коллекция книг о живописи и альбомов с копиями известных картин.

Несмотря на то, что в молодости вступил в ряды ВЛКСМ и придерживался идей коммунизма, к религии и церкви относится с уважением, а храм называет домом, куда нужно входить с поклоном.

Ведущий 2: Не стало Юрия Васильевича 29 марта 2020 года. 

Библиотекарь. Несмотря на годы, отделяющие нас от героических лет Великой Отечественной войны, интерес к книгам о войне не ослабевает. И мы, библиотекари, рады, что нынешнее поколение не остается равнодушным к мужеству и подвигам советских солдат. Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов – фронтовиков. Вряд ли тогда они задумывались о том, что написанные ими книги о войне будут изданы миллионными тиражами, а потом выйдут замечательные фильмы – экранизации этих книг, и в отечественной литературе появится специальный термин «лейтенантская проза». Мы благодарны им за это.

Литературная гостиная «Нам в 43-м выдали медали, и только в 45-м паспорта»