Бойнов Александр Николаевич
педагог дополнительного образования
Шаронова Ольга Алексеевна
методист
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45916
Всероссийский конкурс «Педагогические разработки»
Наименование конкурсной работы: «Формирование техники безопасного вождения кроссового мотоцикла на этапе начальной подготовки учащихся в объединении «Мотокросс»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45916


Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

 

«Формирование техники безопасного вождения кроссового мотоцикла на этапе начальной подготовки учащихся в объединении «Мотокросс»

посредством применения системы специальных упражнений и 

видеоматериалов»

Текстовое сопровождение

компьютерной презентации 

практических достижений профессиональной деятельности

Подготовил:

Бойнов Александр Николаевич

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Куратор: Шаронова Ольга Алексеевна,

методист высшей категории

 

г. Выкса

2024 г.

Добрый день, уважаемые члены аттестационной комиссии, уважаемые  коллеги!

1 слайд 

Вашему вниманию предлагается компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности педагога дополнительного образования Детско-юношеского центра «ТЕМП», Бойнова Александра Николаевича. Стаж педагогической работы и работы в центре – 10  лет. Образование – высшее по направлению «Государственное и муниципальное управление», начальное техническое. Опыт личного участия в соревнованиях по мотокроссу – 10 лет. Опыт подготовки участников соревнований –  12 лет. 

2 слайд  

Мною на протяжении 10 лет реализуется программа «Мотокросс», она рассчитана на 3 учебных года для учащихся от 7 до 18 лет.  

В процессе работы по программе мне удалось обобщить опыт по подготовке и воспитанию юных спортсменов на начальных этапах обучения мотокроссу. 

Выбранная тема «Формирование техники безопасного вождения кроссового мотоцикла на этапе начальной подготовки учащихся в объединении «Мотокросс» посредством применения системы специальных упражнений и видеоматериалов» послужила методической основой для достижения поставленных целей и задач по программе и способствовала достижению воспитательных  и образовательных результатов. 

3 слайд  

 Тема рассматривалась как направление самообразовательной деятельности в период с 2019 по 2024 учебный год. В указанный период изучена нормативно-правовая база по виду спорта, психолого-педагогическая литература, литература по физическому воспитанию и среднему – специальному техническому  образованию и другие материалы для освоения безопасного вождения по программе «Мотокросс». Мною  проанализированы проблемы, характерные для освоения современными детьми дисциплины «Мотокросс» и выбрано направление создание системы специальных упражнений, подбора приемов и методов для формирования техники вождения на  начальных этапах обучения.

4 слайд 

 В контингенте начинающих, которые приходят в объединение с родителями, довольно много ребят с низкой мотивацией, повышенной возбудимостью, сниженным интересом к реальной деятельности. В процессе беседы, опроса, педагогического наблюдения выясняется, что большинство из учащихся на момент поступления в объединение в качестве пассивного отдыха выбирают времяпрепровождение в гаджетах в виде игр с виртуальной двигательной активностью. Чаще всего, это происходит бесконтрольно. В результате, ребёнок, поступающий в объединение, имеет ряд проблем общепедагогического характера. При этом, если его всерьёз привлёк мотокросс, как вид спорта, ему чаще всего неведомо, как происходит процесс достижения результата профессиональными гонщиками. Именитые мотокроссмены же настаивают, что акцентировать внимание на постановке техники вождения следует на этапе формирования первичных навыков взаимодействия в системе: «Мотоцикл-гонщик», поскольку это является базой для формирования скоростной выносливости и качеств безопасного управления мотоциклом в скоростном режиме в более взрослом возрасте. Таким образом, в современных реалиях уже нельзя строить образовательный процесс и формировать навыки вождения без учёта изменений, происходящих в развитии общества и техники. 

На слайде приведены основные проблемы, которые привели к необходимости создания специализированной системы упражнений, приёмов и методов формирования техники безопасного вождения. 

5 слайд 

Практики и ведущие тренеры мотоциклетного спорта отмечают особенности мотокросса, как вида спорта, и сопряжённые с его особенностями методические аспекты подготовки мотокроссмменов мирового уровня. (Дмитрий Паршин и Роберт Юст-на слайде, действующие гонщики европейского уровня) (Алексей Титов, тренер по мотокроссу) (Бэйлз Донни в книге «Профессиональные приёмы вождения кроссового мотоцикла и эндуро») Алексей Триппель- тренер, мотогонщик.)

 Мотокросс подразумевает под собой дуэт человека и двухколесной машины, сочетает в себе физические нагрузки, а также умственные – по совершенствованию мотоцикла, необходимому для побед в соревнованиях. Мотоспорт уникален тем, что, хотя мотоциклист и перемещается за счет работы силового агрегата, но  он должен затрачивать энергию. Энергозатраты проявляются в маневрировании, изменении положения центра тяжести и других приемах управления мотоциклом. 

  Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, контроль за эффективностью и качеством тренировок, системный подход в управлении подготовкой гонщиков, сохранение и развитие интереса к мотокроссу – составляют основу для методики обучения. 

6 слайд 

Цель работы – создание  системы специальных упражнений для формирования техники безопасного вождения кроссового мотоцикла на этапе начальной подготовки учащихся в объединении «Мотокросс».

Задачи, которые решаются нами, размещены на слайде. 

7 слайд 

Ведущая педагогическая идея опыта: обучение мотокроссменов на начальных этапах обучения будет более эффективным в случае применения апробированной системы специальных упражнений по формированию техники  безопасного вождения кроссового мотоцикла. 

8 слайд 

Формируя собственный стиль педагогической деятельности, каждый педагог осваивает и апробирует современные технологии, методы и приёмы, опираясь на собственный педагогический опыт и соотносит с требованиями современной действительности. Исторически обучение вождению шло в соответствии с развитием соответствующего средства передвижения. С изменением технических характеристик транспорта, таких как мощность двигателя, конструкция ходовой части, аэродинамическое качество; обособлением и выделением в отдельный вид автомобилей спортивного направления и их дальнейшей унификацией образовался и специфический подход к созданию частной методики формирования навыков управления транспортным средством.

Начиная от освоения простых шагов по управлению учебного мотоцикла и заканчивая профессиональным управлением кроссового мотоцикла, современные тенденции появления и совершенствования применяемых материалов и технологий производства, развития общества и информационного поля диктуют запрос на формирование актуальной методики обучения вождения во избежание опасных для жизни ситуаций.

Оценив свой педагогический опыт, проанализировав собственные наблюдения и исторически сложившиеся особенности обучения вождения мототехники я оформил методическую систему в виде схемы, представленной на слайде.

Здесь основообразующими являются общепедагогические и специальные принципы. Процесс обучения строится преимущественно с применением общепедагогических методов. С целью сохранения интереса, развития мотивации и повышения увлечённости мотокроссом  на протяжении всего периода обучения ведётся индивидуализация и дифференциация с применением специальных методов.

Для формирования техники безопасного вождения применяется система технических и специальных упражнений с усложнением по годам обучения.

Слайд 9.

Мотокросс-зрелищный вид спорта. Это позволяет эффективно применять как для учащихся – новичков, так и для более опытных спортсменов в качестве учебного материала видеозаписи с соревнований и учебно-тренировочных мероприятий. Они также включены в систему обучения технике безопасного вождения кроссового мотоцикла. 

10 слайд   

Для становления техники безопасного вождения важно освоение даже самых первых азов проводить с учётом специфики спортивной дисциплины.

Остановимся подробнее на некоторых специальных упражнениях.

На первом году обучения учащиеся учатся взаимодействовать с мотоциклом, начиная от изучения азов управления и доводя до автоматизма навык правильного положения тела, обеспечивающего наиболее эффективное прохождение простейших элементов трассы в системе «гонщик-техника».

Упражнение «Прохождение поворота сидя». Спортсмен подсаживается ближе к бензобаку, одной ногой упирается в подножку и плотно прижимается к мотоциклу, вторая нога у него вытянута вперёд по высоте выше оси переднего колеса и чуть-чуть согнута в колене. Спина прямая c  наклоном вперед. Эти действия осуществляются для того, чтобы больше загрузить переднюю часть мотоцикла и улучшить его устойчивость. Выполнив данные упражнения, гонщик немножко поворачивает руль и наклоняет мотоцикл в сторону поворота при этом поддерживает необходимые обороты двигателя для уверенного прохождения поворота. Упражнение «Прохождение поворота стоя». Спортсмен стоит в средней стойке, голеностоп располагает вертикально, зажимая мотоцикл плотно, немного присев спина прямая c  наклоном вперед. Выполнив данное  упражнение гонщик немного поворачивает руль и наклоняет мотоцикл в сторону поворота, при этом поддерживает необходимые обороты двигателя для уверенного прохождения поворота. 

Упражнение «Ласточка». Спортсмен, когда уже освоил все циклы вождения мотоциклом, начинает более его контролировать, то есть оно направлено на развитие уверенности в вождении. Спортсмен ложится на мотоцикл, держится за руль, голова приподнята, ноги расправлены над мотоциклом при плавном движении.

Основные достижения учащихся по итогам обучения технике вождения мотоцикла посредством специальных упражнений приведены на слайде.

  • Слайд  

Специальные упражнения на втором году обучения направлены на развитие техники спортивного вождения мотоцикла.

Упражнение «Трамплин». Спортсмен изначально на средних оборотах двигателя разгоняется на мотоцикле, занимает среднее положение корпуса тела. При отрыве от трамплина и приземлении обороты двигателя не меняются. При правильном приземлении сначала происходит контакт заднего колеса потом сразу переднего. Если не правильно работать корпусом тела, оборотами двигателя, может произойти переворот мотоцикла через заднее или переднее колесо. 

Упражнение «Езда на заднем колесе». Спортсмен сидя занимает заднее положение на мотоцикле, то есть у него ноги стоят вертикально сам он отсаживается на задний край сиденья, руки должны быть не вытянутые немножко согнуты, прямая начинается на первой передаче потихоньку тронулся, дает обороты повышенные и потихоньку отпускает сцепление, то есть надо научиться за счет оборотов выше средних отпускать  не бросать сцепление. Это упражнение предназначен для того, чтобы спортсмен на определенных оборотах двигателя  умел контролировать мотоцикл, используя сцепление и задний тормоз.

Слайд 12.

Упражнение «Скоростное прохождение поворота сидя». Спортсмен выполняет упражнение «Прохождение поворота сидя» на высоких оборотах двигателя с учётом свойств покрытия и сезонных условий. 

Постепенно, в результате применения специальных упражнений на втором году обучения, формируется образ мышления и техника вождения, присущая мотокроссмену. 

13 Слайд   

Специальные упражнения на третьем году обучения выполняются в структуре  соревновательной деятельности и направлены на развитие специальной выносливости, достижения максимально эффективного прохождения основных участков трассы в разных погодных условиях.

Упражнение «Старт». Спортсмен, сидя на мотоцикле, правой ногой касается земли для удержания баланса, левая нога упирается в подножку , при этом он садится ближе к бензобаку, крепко держит руль, спина прямая наклоняется ближе к переднему колесу, так что он практически видит номер мотоцикла. эти действия предотвращают опрокидывание мотоцикла после команды «Старт». 

Упражнение «Лидирование». Спортсмен, участвуя в соревнованиях или же на тренировке должен всегда стараться быть первым, быть  лидером. Для этого на тренировках  спортсмены меняются местами, чтобы «играть в догонялки», один впереди – второй догоняет, чтобы выработать чувство лидера и не бояться соперничества.

Упражнение «Прохождение трамплина в паре». Это упражнение уже состоявшегося спортсмена, который также не боится одновременно в паре с соперником выпрыгивать на трамплине.  Это говорит о том, что спортсмен набрал определенную квалификацию и не боится соперников в разных ситуациях. Это очень зрелищно и красиво.

14  Слайд Диапазон личного вклада педагога

Личный вклад педагога состоит в создании апробированной частной методики обучения по спортивной дисциплине «Мотокросс»  с применением системы специальных упражнений, направленных на формирование техники безопасного вождения кроссового мотоцикла и обогащении методического и дидактического обеспечения учебного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 

15 слайд 

В ходе реализации данной темы были достигнуты определенные результаты.  По результатам оценки техники вождения с применением оценочной карты разработанной на основе методики, применяемой во Французской федерации мотоциклетного спорта, составлена диаграмма, представленная на слайде. Она показывает, что количество учащихся, с учётом обновления контингента,  освоивших технику безопасного вождения на уровне составляет от 71 до 88 %, что является приемлемым показателем.

В настоящий момент также налажен процесс выравнивания физической подготовки учащихся: в течение 1-2 лет, они становятся выносливыми, развивается гибкость, сила.

В плане вождения мотоцикла за первые три года занятий дети осваивают технику прохождения поворотов, искусственных препятствий, трамплины. На втором – третьем году обучения выезжают на соревнования во все сезоны, справляются с трудностями зимней, летней и межсезонных трасс.

Следовательно, можно утверждать целесообразность включения в учебный процесс выбранных упражнений и заданий.

16 слайд  

В результате применения специальных упражнений и видеоматериалов для формирования техники безопасного вождения кроссового мотоцикла в рамках методической системы педагога повысился общий уровень вождения учащихся, возросла зрелищность заездов, увеличилось разнообразие форм активностей, в которых учащиеся принимают участие. Потребность учащихся в расширении уровней соревновательной активности возросла.  

За прошедшие пять лет под моим руководством обучалось от 26 до 42 учащихся в год. Среди них только вновь поступающие не имеют оснований для выезда на спортивные и показательные старты. Среди воспитанников имеются победители и призёры Первенства и Чемпионата Нижегородской области, открытых межобластных соревнований.

17 слайд 

Опыт работы по воспитанию и обучению юных мотокроссменов на начальных этапах обучения показан в виде  сообщений   на методических  объединениях педагогов ДЮЦ «ТЕМП» и педагогов городского округа; представлен на Всероссийском конкурсе   методических материалов педагогов технической направленности, опубликованы на сайте педагога на nsportal в Интернете и на сайте «Интертехинформ». 

18 слайд

Данные продукты методической деятельности могут быть использованы педагогами дополнительного образования для программ спортивно-технической и физкультурной  направленности, специализирующимися на подготовке к дисциплинам «Мотокросс», «Суперкросс» и д.р.

19 слайд 

В своей работе я использовал следующую литературу и интернет-источники, указанные на слайде.

20  слайд 

Закончить свое сообщение хочу словами французского гонщика Донни Бэйлза: «Очень вероятно, что, катаясь, вы столкнетесь с различными типами местности. Вы будете ездить по песку, глине, камням, грязи,  ….на разных скоростях при всевозможных погодных условиях. Прибавьте ко всему перечисленному температуру, влажность, снег, дождь, ветер – все, что может обрушить на вас природа, и получите бесконечное число препятствий, 

но одно из самых интересных занятий в жизни – поиск и покорение новых препятствий».

«Формирование техники безопасного вождения кроссового мотоцикла на этапе начальной подготовки учащихся в объединении «Мотокросс»