Малышева Екатерина Витальевна
Музыкальный руководитель
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 Советского района Волгограда» (МОУ Детский сад № 80)
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45935
Всероссийский конкурс «Музыка с нами повсюду!», в соответствии с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Многофункциональное пособие «Песня на 1,2,3!»
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45935


муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 Советского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 80)

Многофункциональное игровое пособие

«Песня на 1, 2,3!»

Разработали: музыкальный руководитель 

Малышева Екатерина Витальевна

Воспитатели:

Гридчик Галина Юрьевна, 

Кострова Людмила Викторовна

2024

Пояснительная записка

 

   Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организации учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным  основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

  Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приемов мнемотехники). Связать его конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.  Использование опорных рисунков для обучения заучивания песен увлекает детей, превращает занятие в игру. Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи. Так появилось многофункциональное пособие, которое мы решили сделать к Международному дню музыки.

 

Цель: Упростить процесс запоминания содержания песен благодаря отражению ее в мнемокартинках.

 

 

Многофункциональное игровое пособие «Песня на 1, 2, 3!»

 

Многофункциональное  игровое пособие предназначено для детей 4-7 лет

Пособие является дополнительным помощником в разучивании детских песен. А также может быть использовано в разучивании стихотворений, скороговорок, при работе над связной речью, логопедии, отгадывании и загадывании загадок, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, разучивании танцев и других видах музыкальной деятельности.

Задачи воспитания: Воспитывать любовь к музыке, через игровое направление.  Приобщить к отечественным традициям и праздникам, к культурному наследию народов России.  Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу в ходе совместной деятельности.

Задачи для педагога: Познакомить с новым материалом детей  и обогатить  их творческие способности. Развивать  основные психические процессы:  память, внимание, образное мышление. Закрепить изученный материал с помощью методики мнемотехники

 Игровые задачи для детей:  Составить картинки в правильном порядке. Спеть песенку, научиться самостоятельно, подбирать ритм к песенке, музыкальные инструменты, танцевальные движения.

 Многофункциональное пособие представляет с собой  макет музыкальной детской гармони, выполнен из плотного картона, обшитого фетром, с яркими кармашками. В большом  цветном кармашке с яркими насекомыми спрятана детская песенка, в виде мнемокарточек. В маленьких кармашках спрятаны дополнительные карточки, узнав какое задание там скрывается, подсказывает сам кармашек в виде изображения (пазла, музыкальных инструментов, танцующих человечков, музыкальных ноток). Кнопочки представлены в виде qcoda, навести на него можно прослушать знакомую песенку.

Играть может вся группа, под руководством взрослого, также  либо небольшими подгруппами, либо одному.

Содержание игровых действий.  Ведущий знакомит детей с пособием, рассказывает про цветные кармашки и их использование. 

Ребенок может самостоятельно достать с кармашка мнемокарточки и образец их составления. Собрать песенку, пропеть ее, дополнением и усложнением игры служат маленькие кармашки, например, собрать пазл. С помощью взрослого можно прослушать данную песню.

Вариативность игры:

  • «Ты мне я тебе».

В игре участвуют 2 человека. Кто будет ведущим, определяет маленький кубик. Ведущий выбирает понравившийся большой кармашек и предлагает своему напарнику составить правильно из мнемокарточек песенку. Дополнительным заданием послужит маленький кармашек, на выбор самого ведущего (подобрать музыкальный инструмент, подобрать ритм, танцевальные движения, собрать пазл). Далее игроки меняются ролями.

  • «Узнай по картинке»

В игре участвуют 2 и более участника. Игрокам предлагается собрать пазл в котором спрятана песня, и подобрать правильные мнемокартинки к ней. 

  • «Играем все вместе»

В игре участвуют 2 и более участника. Ведущий наводит на qcod при помощи гаджета (сотовый телефон, планшет)  и дает прослушать песню. Задача игроков, узнать песню и в правильном порядке разложить мнемокартинки. Усложнением задания послужат маленькие кармашки.

  • «Что изменилось?»

В игре участвует 2 человека. Ведущий раскладывает песенку из мнемокарточек. Цель игры. Найти изменения в расположении карточек или наличии карточек. Ход игры. Играющий внимательно смотрит  запоминает расположение  песни. Говорим: «Раз, два, три, четыре, пять – глаз не будем открывать». Участник или участники закрывают глаза, ведущий меняет расположение 2-х картинок. Говорит: «Раз, два, три, глаза протри». Открыв глаза, мы просим угадать, что изменилось?

Способы возможных изменений:

– меняем местами несколько мнемокарточек

– заменяем одну картинку, на совершенно другую картинку из другого кармашка

– добавляем одну или несколько мнемокартинок из другой песенки.

  1. «Композиция»

В игре участвует 4 человека. Каждому игроку предоставляется выбрать свой большой кармашек. Собрать в правильном порядке песенку из мнемокартинок. Составить пазл этой песенки, собрать свой танцевальный этюд. Продемонстрировать.

 

Использование приемов  мнемотехники отлично практикуется и в ИКТ технологии. Дети, занимающиеся в кружке «Веселый оркестр» по картинкам самостоятельно играют ритм мелодии.  Видят, какой инструмент должен играть.

 Разработано педагогами детского учреждения.

Методическое указание: В игре участвуют от 2 и более участника. Если участник быстро устает, лучше отложить игру до следующего раза, чтобы не «отбить» у него охоту к игре. Обязательно хвалите детей за выполнение задания.

  Музыкальный материал может варьироваться. В данном пособие взяты 4 песенки: «Детский сад» А. Филиппенко, «От улыбки» В. Шаинский, «Я, ты, он, она»  Д. Тухманов, «Солнечный круг» А. Островский.  Пособие поможет педагогам и самим детям быстро и легко запомнить содержание песен.  Как говорится в известной пословице «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!». Вот это как раз тот вариант. 

Многофункциональное пособие «Песня на 1,2,3!»