Тазиева Ландыш Шагалиевна
учитель русского языка и литературы
МБВ(с)ОУО(с)ОШ №1 г. Сургута ХМАО-Югры
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №45954
Всероссийский конкурс «Уроки Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Подготовка к сочинению-рассуждению ЕГЭ по русскому языку
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №45954


Задания к тексту по теме «Сталинградская битва»

Текст №1

Во время битвы за Сталинград каждый жилой дом становился оборонительной крепостью, из которой вели боевые действия

Двадцать седьмого сентября сорок второго года группа разведки, состоящая из четырёх человек, во главе с Я. Ф. Павловым, выбив из жилого четырехэтажного дома немцев, стала держать в нем оборону. Проникнув в здание, группа обнаружила там мирных жителей, которые всеми силами пытались удерживать дом около двух суток. Продолжалась оборона немногочисленным отрядом три дня, потом подоспело подкрепление. Теперь их стало двадцать четыре. Совместными усилиями солдаты укрепили оборону всего здания. Саперы заминировали все подходы к постройке. Была прорыта траншея, через которую велись переговоры с командованием, и доставлялось продовольствие с боеприпасами. 

Дом Павлова в Сталинграде продержал оборону почти два месяца. Все два месяца немцы усиленно атаковали здание. Они совершали по несколько контратак за день и даже несколько раз прорывались на первый этаж. Наши бойцы отважно держали оборону, поэтому захватить дом целиком противнику так и не удалось. 

Для тех, кто незнаком с историей Великой Отечественной войны, стандартный четырехэтажный жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется ничем не примечательным строением. […] именно он стал символом несгибаемости и беспримерного мужества солдат и офицеров Красной Армии в тяжелые годы гитлеровского нашествия.

 

  1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
  2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

 

1) ВРЕМЯ. То же, что досуг. Нет времени для прогулок.

2) ДЕЙСТВИЕ. Война, операции действующей армии. Театр военных действий.

3) ГРУППА. Совокупность людей, объединённых общими интересами, видами деятельности и т. д. Волонтёрская группа.

4) СИЛА. Могущество, власть, авторитет. Сила государства. Сила коллектива. Новая группа стала приобретать в уезде силу и значение.

5) ПОДХОД. Совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела). Правильный подход к делу. К человеку надо уметь найти подход.

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 1)  Синтаксис текста представлен активным использованием обособленных членов предложения (причастных и деепричастных оборотов), сложных предложений с разными видами связи между частями. Наряду с этим довольно широко используются простые неосложнённые предложения, придающие динамику повествованию.

2)  Морфологическим признаком текста является частое употребление кратких страдательных причастий.

3)  Для текста характерна функция воздействия на читателя через яркий художественный образ. 

4)  Задача автора текста  — рассказать о подвиге защитников дома Павлова в Сталинграде.

5)  Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», в нем передается фактологическая информация.

 

Пояснение. 

1)  Синтаксис текста представлен активным использованием обособленных членов предложения (причастных и деепричастных оборотов), сложных предложений с разными видами связи между частями. Наряду с этим довольно широко используются простые неосложнённые предложения, придающие динамику повествованию. − Верно. Пример сложного предложения с разными видами связи − «Была прорыта траншея, через которую велись переговоры с командованием, и доставлялось продовольствие с боеприпасами». Пример осложнённого предложения − «Для тех, кто незнаком с историей Великой Отечественной Войны, стандартный четырехэтажный жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется ничем непримечательным строением». Пример простого неосложнённого предложения − «Теперь их стало двадцать четыре».

2)  Морфологическим признаком текста является частое употребление кратких страдательных причастий. − Неверно. В тексте краткое страдательное причастие употребляется единожды: прорыта.

 3)  Для текста характерна функция воздействия на читателя через яркий художественный образ. − Неверно. Данная характеристика актуальна для художественных текстов.

4)  Задача автора текста  — рассказать о подвиге защитников дома Павлова в Сталинграде. − Верно.

 5)  Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», в нем передается фактологическая информация. − Верно. Приведённый текст − это текст-повествование.

Ответ 145

 

Текст Тендрякова В.

    (1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

     (5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.

     (6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

    (7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу.

     (10)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

     (12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

     (14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

     (17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

     (20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

      (27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

     (31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин.

      (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

      (33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

      (34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.                                                         (По В. Тендрякову)

 

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни.

 

  1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Во время сражений с фашистами, особенно таких кровопролитных, как Сталинградская битва, ни о какой человечности не могло быть и речи.

2) Ожесточённые идеи сбесившихся маньяков способны вытравить в людях всё человеческое, сделать их непримиримыми врагами.

3) Ничто не может в людях вытравить, подавить милосердие, сострадание.

4) Никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания.

5) Русские солдаты были безучастными зрителями разыгравшейся трагедии – пожара в немецком госпитале.

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1 ) Предложения 14 – 15 содержат описательный фрагмент.

2) В предложение 31 содержит обоснование к суждению, высказанному в предложении 19.

3) В предложения 20 – 26 содержится повествование.

4) Предложения 1 – 4 содержат описание с элементами рассуждения.

5) В предложениях 27 – 29 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулированное в предложении 4.

  1. Из предложений 17 – 19 выпишите антонимы (антонимическую пару).
  2. Среди предложений 12 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Фрагмент рецензии:

«Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, В. Тендряков использует такой синтаксический приём, как (А)__________ (предложения 7-8), а троп — (Б)__________ („ослепительно золотые, трепещущие стены“ в предложении 9) помогает читателю представить картину происходящего. Такой синтаксический приём, как (В)__________ („она, обмершая, заворожённая“ в предложении 10, „вздох горестный и сдавленный“ в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г)__________ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) эпифора

3) фразеологизм

4) инверсия

5) развернутая метафора

6) эпитет

7) риторическое обращение

8) парцелляция

9) сравнительный оборот

 

Проблема: Очень часто человеку удается сохранять доброту сердца и чистое и искренне желание помочь ближнему даже в самых сложных ситуациях.

В данном тексте В. Д. Тендряков заставляет нас задуматься над тем, что же делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях?

 

Подготовка к сочинению-рассуждению ЕГЭ по русскому языку