РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Светская этика»)
Разработчик:
Королева Оксана Александровна, учитель начальных классов
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 78»
Конспект урока
Модуль: «Светская этика»
Класс: 4
№ урока: 15
Тема: Справедливость.
Цели:
- формировать представление о справедливости;
- развивать умение отличать справедливое от несправедливого;
- формировать умение анализировать жизненные ситуации с позиции справедливости.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебное пособие.
Ход урока
1.Организация деятельности учащихся.
- Стадия вызова.
Учитель: выдающийся австрийский поэт Ф. Грильпарцер сказал когда-то: «Из всех добродетелей самая редкая – справедливость».
Обсудите в группах эту идею и скажите, согласны вы с мнением поэта или нет. Действительно ли человеку труднее всего быть справедливым? (время на обсуждение 2 мин)
Каждая группа высказывает свое мнение.
Учитель: Давайте поразмышляем сегодня о том, что такое справедливость. Вспомните ситуации из своей жизни, когда с вами поступали несправедливо. Попробуйте объяснить, почему вы так думаете.
Учащиеся приводят примеры несправедливого отношения к ним, аргументируют, почему так думают.
Учитель записывает (фиксирует)признаки несправедливого отношения к людям в левой колонке таблицы (таблица начерчена на доске). Далее предлагает ученикам заполнить правую колонку, называя и записывая в ней признаки справедливого отношения.
Пример таблицы
Признаки несправедливого отношения | Признаки справедливого отношения |
Учитель: на основе проведенной работы попробуйте сформулировать, что такое справедливость.
Учащиеся высказывают свои предположения.
- Изучение нового материала.
Учитель: сейчас мы отправимся в путешествие в далекую сказочную страну и попробуем определить, насколько справедливо устроена жизнь в этой стране. А также будем продолжать искать ответ на главный вопрос «Что такое справедливость?»
Демонстрация мультфильма «Лоскутик и Облако», обсуждение и запись примеров проявления справедливости и несправедливости.
Примеры справедливости | Примеры несправедливости |
Лоскутик отдает ведро с водой Облаку | Вода принадлежит королю |
Облако напоило водой бездомных собак, картофельное поле | Король бьет своих подданных |
И др. | И др. |
Учитель: появилось ли у вас желание изменить что-то в вашем определении справедливости? Если да, то что?
Обсуждение
- Физминутка.
- Закрепление материала.
Учитель: сравните свое представление о справедливости со следующим определением. (демонстрация на слайде). Какую новую информацию о справедливости содержит это определение? Все ли вам в нем понятно?
Как в сказке «Лоскутик и Облако» проявляются признаки соразмерности и уравнивания?
Учащиеся высказывают свои предположения
- Стадия рефлексии.
Учитель: подумайте, обсудите в группах, и напишите, какими моральными правилами мы должны руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим людям.
Обсуждение в группах и составление правил учащимися. Краткое выступление каждой группы.
Учитель: вернитесь к ситуации, которую вы в начале урока представили как несправедливую. Подтвердилась ли ваша точка зрения? Изменилось ли ваше отношение к ситуации?
- Домашнее задание.
Прочитайте или (еще раз посмотрите) сказку «Лоскутик и Облако», нарисуйте и охарактеризуйте самого справедливого героя этой сказки.